Напоминание

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях современной школы


Автор: Янгибаева Лариса Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СШ №28
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция общего и дополнительного образования в условиях современной школы
Раздел: среднее образование





Назад





Интеграция общего и дополнительного образования в условиях

современной школы

Янгибаева Лариса Викторовна

учитель химии МБОУ СОШ № 28

г. Ульяновск
Несмотря на отсутствие стандартов организации дополнительного образования детей, в том числе и в условиях общеобразовательных школ, без организации внеурочной деятельности для обеспечения полноценного развития учащихся не обойтись. При этом актуальной становится проблема формирования у детей с 7 лет навыков самостоятельной организации интеллектуальной, исследовательской деятельности. Для решения данной задачи не достаточно времени, отведённого школьной программой на изучение предметов учебного плана, поэтому именно ресурс дополнительного образования становится как никогда востребованным. В условиях школы особенно важно обеспечить интеграцию общего образования и дополнительного образования. Это обусловлено тем, что учителю необходимо обеспечить не только освоение обучающимися определенных знаний в рамках отдельных предметов, но и формирование универсальных учебных навыков. Поэтому федеральные государственные образовательные стандарты определяют не только предметные области, но и метапредметные, личностные результаты освоения образовательных программ. Интеграцию дополнительного и общего образования в условиях школы как нельзя лучше обеспечивает правильно организованная проектная деятельность. Сложившаяся практика применения технологии проектной деятельности в школьном обучении свидетельствует о необходимости поиска новых подходов к формированию у детей проектных навыков. Но, прежде, самим педагогам необходимо пересмотреть используемые методы и приёмы организации работы по выполнению учебных проектов, разработать новые технологические карты построения проектной деятельности, которые отвечали бы современным условиям и решению актуальных проблем образования.
Следует отметить, что проектная деятельность в обучении сегодня наиболее соответствует не только требованиям стандартов второго поколения, но и духу времени. Именно в рамках разнообразных проектов учитель может обеспечить связь науки и теории с практикой, показать обучающимся, как они могут применить полученные знания в будущей жизни. Проектная деятельность активизирует обучающихся, превращает обучение в интерактивный процесс творческого познания, учитель переходит из позиции «назидающего субъекта учебной деятельности» в позицию единомышленника, помощника. Проекты вносят разнообразие в учебную работу, развивают сообразительность, самостоятельность, повышают интерес к предмету. Среди разнообразия видов и форм организации проектной деятельности можно выделить социальные проекты и учебные мини-проекты, которые наиболее удачно могут быть интегрированы в современный образовательный процесс и реализованы в свободное от уроков время. Наиболее приемлемой формой объединения детей в школе для организации совместной творческой проектной деятельности является кружок или исследовательская лаборатория. Можно вспомнить и несколько забытую форму объединения детей для работы над коллективным творческим проектом (возможно социально-значимым). Социальные проекты интересны всем участникам образовательного процесса. Отличие данного вида проектов заключается в социальной ориентированности темы и проблемы проектной деятельности. Результат социальных проектов всегда практико-ориентирован. Так, например, проект «Как определить экологическую чистоту производства молочных продуктов» имеет целью формулирование практических рекомендаций обычным потребителям – самим обучающимся, их родителям, педагогам, всем жителям крупных городов. Мини-проекты основываются на применении коллективных способов обучения, они могут быть реализованы в течение одной недели. Изучая новый материал на уроках в рамках мини-проекта, обучающийся не только сам
формулирует правила, закономерности, но и сразу же переносит их в свою практическую деятельность, которую реализует в кружке или лаборатории. Для этого вида проектов важно выбирать интересные темы, например, проект «Как смешивая запахи приготовить духи». Оба названных вида проектной учебной деятельности в основе своей имеют схожий алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса. На первом этапе педагогу важно стимулирование интерес обучающихся к работе, помочь им осознать её значимости для будущей жизни. Далее дети работают с различными источниками информации, проводят эксперимент, само стоятельно приобретая знания, умения, а главное – опыт исследовательской и экспериментальной деятельности. Второй этап наиболее удачно организуется посредством создания небольших подгрупп детей, педагог последовательно включается в работу каждой микрогруппы с целью стимулирования познавательной деятельности и контроля качества достижения поставленных учебных задач. Работая в микрогруппах, дети обучают друг друга. Атмосфера сотрудничества позволяет расширить круг их познавательных интересов. На третьем этапе у обучающихся формируются навыки проектной коллективной творческой деятельности. Они готовы к самоорганизации, могут не только выполнять проекты по обозначенной теме, но и самостоятельно формулировать проблемы и решать их в процессе совместной работы. Достижение обучающимися четвёртого этапа овладения навыками проектной деятельности выражается в их готовности к полноценной исследовательской деятельности. На этом этапе дети сами формулируют и реализуют проект по схеме: проблема – гипотеза – тема – задачи – поисковая и экспериментальная деятельность – формулирование решения – разработка и реализация технологии деятельности - результат – презентация. Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие - сами дети, а какие
разрешимы в их сотрудничестве. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Таким образом, организация проектной деятельности с обучающимися в разрезе реализации ФГОС второго поколения может стать для современного учителя благодатной темой индивидуальной научно-методической работы.


В раздел образования