Как правильно научить ребёнка писать.
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории
ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 «Брусничка», Куртышевой Н.К.
Писать первоклассники начинают практически с первого школьного
дня. Но не всем это дается легко. У ребенка бывает слабо развита пишущая
рука, пальцы кисти руки, слабая координация движений. Это затрудняет
точное воспроизведение букв и их соединений. Вследствие этого ребенок
расстраивается, нервничает, ему кажется, что у него никогда не получится
правильно писать буквы. Он не может прочитать то, что сам написал.
Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы! Этот
процесс
очень
сложный:
необходимо
знать
методику
написания
каждой
отдельной буквы .
Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой
будет писать малыш, различными упражнениями:
раскрашивание;
вырезание;
штриховка;
лепка;
застёгивание и расстёгивание пуговиц;
завязывание и развязывание лент;
перекладывание мелких игрушек;
закручивание и раскручивание гаек;
перебирание крупы;
мозаика.
Пальчиковая гимнастика.
Попробуйте
поиграть
с
ребенком
пальчиками.
Показывайте
ему
изображения разных животных: зайчика, собачку, птицу, кошку и т. д., а он
повторяет
за
вами.
Эти
фигуры
могут
отражаться
тенью
на
стене
(так
называемый
теневой
театр).
Каждое
упражнение
может
сопровождаться
чтением небольшого стихотворения. Такие игры просты и интересны для
выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию внимания,
мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти
рук
становятся
более
подвижными
и
гибкими,
что
помогает
будущим
школьникам успешно овладеть навыками письма.
Выкладывание букв из различных материалов.
Это серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения,
развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно
разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на
бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву
из
предложенного
материала.
Следующий
этап
-
когда
дошкольник
с
помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать.
Использовать можно мозаику, семена растений, мелкие орешки, пуговицы,
кусочки бумаги, веточки, камешки, счетные палочки, толстые нитки и др. Все
занятия
с
использованием
мелких
предметов
должны
проходить
под
контролем взрослых в целях техники безопасности.
Игры с пластилином.
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры
с
пользой
для
общего
развития
ребенка.
Покажите
малышу
все
чудеса
пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские
пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные
фигурки. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный
скульптор
-
творить
наиболее
понравившихся
ему
персонажей.
Не
сдерживайте фантазию ребенка - среди вылепленных им образцов могут
оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них
вы сможете лучше понять характер своего ребенка.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.
Предложите
ребенку
регулярно
заниматься
с
крупой:
сортировать,
угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным
пальцами,
придавливать
поочередно
всеми
пальцами
обеих
рук
к
столу,
стараясь
при
этом
делать
вращательные
движения.
Научите
ребенка
перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка. Можно
предложить перекатывать шестигранный карандаш пальцами одной руки или
между
двух
ладоней.
Все
это
оказывает
прекрасное
тонизирующее,
оздоравливающее и развивающее действие.
Поделки из природного материала.
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу обратите его внимание на то,
как
щедро
может
одарить
природа
наблюдательного
человека.
Помогите
малышу заметить в старой коряге притаившегося дракона, в еловой шишке -
сказочного
старичка.
Тогда
ребенок
и
сам
сможет
увидеть
множество
интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев,
старых веток, древесной коры.
Рисование.
Это любимое занятие всех детей и очень полезное. Чем чаще ребенок
держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои
первые буквы и слова. Проявляйте изобретательность, используйте любую
возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на
запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные
фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по
образцу,
продолжить
заданный
узор,
дорисовать
вторую
половинку
изображения - развивайте творческое воображение, зрительную память и
цветоощущение у малыша. Сейчас в помощь родителям выпущено много
занимательных книжек для детей: раскраски, обводилки, угадайки и т. д.
Игры со счетными палочками.
В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные
палочки,
карандаши
или
соломинки.
Нехитрые
задания
помогут
ребенку
развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами
и
понятием
симметрии.
В
этом
соревновании
ребенок
приобретает
необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку. Эти
же качества поможет проявить ребенку и интерес к строительству самого
высокого и ровного колодца из палочек. Можно предложить детям выложить
различные рисунки из палочек на ровной поверхности.
Необходимы
для
развития
пальцев
и
кисти
ребенка
также
повседневные
бытовые
упражнения.
Это
застегивание
и
расстегивание
пуговиц,
завязывание
и
развязывание
лент
и
шнурков,
при
купании
вылавливание
мелких
предметов
из
воды,
всасывание
и
высасывание
пипеткой воды и др.
Находите
хотя
бы
несколько
минут
в
день
для
таких
занятий,
проявляйте неподдельный интерес и восхищение к творчеству детей. Тогда
вы достигните желаемого результата.