Автор: Иванова Елена Семёновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/С №4 Населённый пункт: г. Балтийск, Калининградская область Наименование материала: конспект Тема: "Жаворонки, прилетите" Раздел: дошкольное образование
.
Воспитатель :
Вчера гуляла я у моря. Вижу: на мокром песке вот такие следы
(показывает картинку с изображением человеческих следов ). Я догадалась,
что это следы человека, гуляющего, как и я , у моря.
Пройдя дальше, я увидела вот что (показывает картинку с изображением
следов птицы ).И не могла догадаться , что это. Ребята, может вы мне
подскажите, что это такое ? (следы птицы )
А как вы думаете, следы какой птицы это могут быть ? ( вороны, чайки,
голубя…).
Да, возможно, это следы вороны. А как можно сказать по- другому про них?
(вороньи следы ).
Словесная дидактическая игра на образование притяжательных
прилагательных «Чьи следы ?»
(следы голубя- голубиные,
cороки – сорочьи,
грача – грачиные,
журавля – журавлиные,
кукушки – кукушкины и т. д. )
Воспитатель: (обращает внимание детей на картинки с изображением
птиц):Да, возможно. Все эти птички разгуливали по песочку и вели, как и
мы, люди, свои разговоры.
Дети, скажите по-другому: разговоры птиц – это…(птичьи ).
Дидактическая словесная игра «Птичьи разговоры».
воробьи…(чирикают),
голуби… (воркуют),
синицы… (тинькают),
кукушки … (кукуют),
журавли … (курлычут),
петухи … (кукарекают ) и т. д.
Воспитатель :
Посидим рядком да поговорим ладком. А поговорим мы про
этих птичек! (показывает на магнитную доску, где расположены картинки
перелетных птиц и воробья ).
Назовите их и покажите! (журавль, скворец, кукушка, грач, ласточка,
жаворонок; воробей ).
Дидактическая словесная игра «Лишняя птица» (Дети : воробей , так как
это- зимующая птица , а все остальные – перелётные.)
Воспитатель :
А как вы понимаете- перелётные птицы ? (те птицы, которые
осенью в связи с холодом и голодом улетели в тёплые края, а весной
возвращаются на Родину ).
Какая же птичка весну приносит, первая открывает её ? (грач)
Какую пословицу знаете про это ? ( «Грач весну открывает, на своих крыльях
приносит» )
Про это весеннее радостное явление написана прекрасная, всем известная
картина «Грачи прилетели» (обращает внимание на иллюстрацию картины ,
помещенную на мольберте )
Кто пишет картины , выражая в них свои впечатления об изображаемом ?
(художник )
Может быть, кто-то знает, какой художник написал эту картину ? ( Русский
художник А.Саврасов )
Что изображено на картине ? (Прилетевшие грачи строят себе новые гнёзда и
ремонтируют старые )
Воспитатель :
Да, это одна из главных примет весны. А ещё какие приметы
весны мы с вами наблюдали ? (солнце стало светить ярче и жарче , чем
зимой, день стал длинней…).
А вы ждали весну ? (да ) Как ? (с нетерпением, закличку солнышку
говорили.)
Какую ? Дети хором рассказывают закличку, обращаясь к солнцу.
Солнышко- колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Воспитатель :
После такой заклички солнце уже не медлило, а катилось
красным колесом к лету, заманивало птиц перелётных. И вот уже наступил
день, когда солнце начинало светить ярче и дольше, чем зимой. И этот день в
народе как назывался ? (Сороки ) Почему ? (считалось, что в этот день
прилетает 40 видов разных перелётных птиц )
Воспитатель : Верно. И вот ваши мамы загадают вам загадки о них , а вы
постарайтесь их отгадать.
Родители детей загадывают загадки.
1.
Стали братья на ходули,
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли-
Им с ходулей не сойти. (журавли )
2. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист )
3. Стоит ствол, на стволе кол.
На колу дворец, во дворце певец. (скворец)
Подвижная игра «Скворушки».
Скворушки , скворушки, чёрненькие пёрышки,
Вы хотите полетать, свои крылышки размять ? (да )
Дети – «скворушки» занимают места в скворечнике (обруче ) по двое.
Звучит музыка- скворушки летают. Воспитатель убирает 1 обруч. На конец
музыки «скворушки» занимают свои «скворечники», а пара детей , которым
не хватило домика, приглашают танцевать своих мам.
Танцы детей со своими мамами. Игра повторяется 2-3 раза.
4 . Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться ?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (грач )
5. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка )
6. В лесу одна смешная птица
Весь день поёт : «Ку- ку! Ку- ку !»
Никак не может научиться
Петь, как петух : «Ку-ка-ре –ку» (кукушка )
Логоритмическая игра «Кукушка» . Дети- «кукушки» летят по кругу,
останавливаются.
Зовёт зверей кукушка (поочерёдно жестом руки зовут )
Довольно , сони, спать (грозят пальцем )
Весна пришла к нам в гости (руки тянут вверх и в стороны)
Давно пора вставать (трут глаза, потягиваются )
Ку- ку! Ку-ку! (пальцы складывают в «клювик», хлопают им )
Старается она ( пружинка из стороны в сторону )
«Ку –ку! Ку- ку! («клювики» )
Пришла уже весна (пружинка )
Воспитатель :
Молодцы , ребята, все мамины загадки отгадали ! И мамы
постарались : столько много загадок вам загадали ! Ребята, а давайте теперь
мы загадаем загадку про перелётную птичку- невеличку, а мамы попробуют
отгадать её.
Дети хором
:
В синем небе голосок-
Будто крохотный звонок.
Гнездо свое он в поле вьёт,
Где тянутся растения,
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения.(жаворонок)
Показывают жаворонка на магнитной доске
Воспитатель :
Одно из таких стихотворений о маленькой, но звонкоголосой
птичке прочитает вам мама Артёма и Даши
Художественное чтение стихотворения В. Жуковского.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню звонкую запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт , на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!...»
Воспитатель :
Кто написал это стихотворение и кто вообще пишет стихи ?
(стихи пишут поэты, про жаворонка- Жуковский )
Стихи пишут поэты, а музыку ? (композитор )
Великий русский композитор П. Чайковский тоже был восхищён певчим
жаворонком и написал про него музыку Послушайте её.
Слушание музыки П. Чайковского «Жаворонок».
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением жаворонка: Посмотрите
ещё раз на эту чудесную певчую птичку, всеми любимую(рассматривают и
кладут на столы ).
А не хотите ли вы сами превратиться в жаворонков? (да )
Русская народная подвижная игра «Жаворонок» . Выбирается по считалке
«жаворонок», берёт в руку колокольчик и , высоко подняв его, бегает в
хороводе детей, которые говорят
:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
Все закрывают глаза, а «жаворонок» выбегает за круг и звенит
колокольчиком, осторожно кладёт его за чьей –то спиной. Тот, кто догадается,
у кого колокольчик, становится «жаворонком»
Воспитатель :
Какая была традиция у русского народа ,связанная с
жаворонком и праздником «Сороки» ?
Дети :
В этот день пекли 40 «жаворонков» с хохолком, с распростёртыми
крылышками, будто летящих. Птиц раздавали детям, а они с криком и смехом
бежали в поле закликать жаворонков, а с ними и весну.
Воспитатель :
Пришло время и нам лепить жаворонушков да зазывать весну с
летом. (предлагает рассмотреть заранее вылепленного жаворонка )
Беседа о частях тела птицы и о их форме.
Голова (круглая ), клюв (острый ), туловище (овальное , в форме яйца ), 2
крыла и хвост.
Зачем стека ? (тонким концом сделать глаза, а широким – перья на
крылышках путем приложения и придавливания).
Пальчиковая игра «Встреча» (дети поочерёдно стучат одноимёнными
пальцами на обоих руках, говоря при этом:
«встретились 2 журавля: курлы-курлы,
встретились 2 синицы: зинь-зинь» и т.д…).
Лепная работа вместе с мамами
По окончании работы дети вместе с мамами выходят из-за столов со своими
жаворонками.
Воспитатель :
Вот мы и подготовились к встрече жаворонков, весны.
Осталось только пойти в поле ,(подходят к окну ), высоко поднять ваших
птиц и сказать закличку, чтоб быстрее прилетали.
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам во дворушки.
Жаворончики, прилетайте к нам,
Красно летечко принесите нам!
Воспитатель :
Теперь уж точно весна поспешит со своими друзьями –
птицами и жаворонушками.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Закликаем весну» (художественно- творческая деятельность).
Интеграция областей : «Познание», «Художественная литература»,
«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Цель.
Формировать интерес к русской народной традиции закликать весну.
Обогащать и активизировать словарь по теме «Приметы весны» и
«Жаворонок»
Обогащать воспитательные умения родителей и перенять (родителям )
у педагога приёмы обучения, поддерживать уверенность родителей в
собственных педагогических возможностях.
Задачи.
Образовательные.
Развитие у детей представлений о характерных приметах весны и
перелётных птицах как признаке наступления весны.
Обогащение активного словаря словами в соответствии с темами
«Закликаем весну», «Перелётные птицы», «Жаворонок»
Развитие грамматического строя речи, упражнения в образовании
притяжательных прилагательных, использовании предложений с
причинно- следственной связью.
Развитие умения лепить птицу из целого куска пластилина способом
вытягивания и дополняя образ характерным и деталями, используя
стеку.
Развивающие.
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление,
восприятие, а также произвольность внимания и деятельности
Развивать коммуникативные умения, навыки партнёрской
деятельности со взрослыми.
Развитие умения слушать музыку, выразительно рассказывать заклички
и стихи.
Воспитательные.
Воспитание чувства товарищества и желания прийти на помощь.
Формирование мотивации к совместной деятельности.
Воспитание любви к миру природы и к народным русским традициям.
Здоровьесберегающие.
Создание доброжелательной, эмоционально- насыщенной атмосферы
совместного творчества детей и взрослых, атмосферы радости и добра,
создание чувства группового единства.
Развитие общей и мелкой моторики в подвижных играх, танцах,
логоритмических упражнениях , в пальчиковой игре.
Соблюдение режима смены динамических поз.
Предварительная работа.
Знакомство с русской народной традицией закликать весну.
Разучивание закличек, стихов, загадок, подвижных игр, слушание
музыки – пения птиц.
Беседы о характерных особенностях весны , перелётных птиц
Рисование птиц, в т.ч. жаворонка, коллективная аппликация
Беседы о том , кто создаёт произведения искусства, слушание их и
рассматривание.
Оборудование.
Мольберт , магнитная доска, иллюстрация картины А. Саврасова «Грачи
прилетели», картинки птиц, карточки со следами человека и птиц, макет
солнышка, колокольчик для игры «Жаворонок», картинка жаворонка (на
каждого ребёнка), музыка П. Чайковского «Жаворонок»
Для лепки : пластилин, доски для лепки , стеки (на каждую пару ребёнка с
мамой ). Образец жаворонка из пластилина.
В конце марта в нашем детском саду, в старшей группе «Родничок» широко
распахнулись двери для родителей. Здесь была проведена непосредственно
образовательная деятельность на тему «Закликаем весну», включающая в
себя познавательно- речевую, художественно- творческую , двигательную
деятельности. Мамы наблюдали за деятельностью своих детей, но, самое
главное, и активно участвовали сами в ней, получая представление о
многообразии дидактических игр, направленных на развитие речи ребёнка, о
приёмах и формах обучения детей разным способам лепки, вариативности
работ.
Дети вместе с воспитателем, говоря о приметах весны, опирались на
традиции русского народа встречать праздник птиц «Сороки» Издавна в этот
день пекли булочки в виде жаворонков, и дети бежали с ними в поля
закликать весну Звучали народные заклички весне, жаворнку из уст детей.
Родители загадывали своим детям загадки про перелётных птиц, а те, в свою
очередь,-родителям. В основе всей деятельности детей, воспитателя и
родителей была лепка жаворонка ребятами совместно со своими мамами. Но
прежде чем лепить маленькую, но звонкоголосую вестницу весны в разных
видах (летящую высоко в небе и звонко поющую; сидящую на яйцах в гнезде,
в траве; стоящую, ищущую корм ), детирассказывали об особенностях
птички- невилички, слушали музыку П. Чайковского «Жаворонок», играли в
русскую народную игру «Жаворонок»…А мама Артёма и Даши так красиво и
выразительно прочитала стихотворение В. Жуковского «Жаворонок»! Сын и
дочка были горды за свою маму.
Деятельность мам и детей была разнообразной. Дети со своими мамами
танцевали, играли в подвижные игры, а потом вместе дружно лепили
птичек,чтобы идти с ними в поле и говорить закличку жаворонку и весне-
звать их поскорее в гости.
Всё происходящее было легко, тепло, задушевно и доставило всем много
радости и приятных воспоминаний.
Воспитатель старшей группы «Родничок» Иванова Е. С..
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
№4
общеразвивающего
вида
второй
категории
г
.
Балтийска
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Закликаем весну»
(совместная художественно-творческая деятельность детей и родителей в
старшей группе «Родничок»).
Составила:
Иванова Е. С.,
воспитатель МБДОУ д/с № 4
г. Балтийск 2014.