Напоминание

"Жаворонки, прилетите"


Автор: Иванова Елена Семёновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №4
Населённый пункт: г. Балтийск, Калининградская область
Наименование материала: конспект
Тема: "Жаворонки, прилетите"
Раздел: дошкольное образование





Назад





НОД

с

участием

родителей

по

познавательно



речевой

и

художественно

-

творческой



деятельности

в

старшей

группе

«

Жаворонки

,

прилетите

».

ХОД



непосредственно

образовательной

деятельности

.
Воспитатель : Вчера гуляла я у моря. Вижу: на мокром песке вот такие следы (показывает картинку с изображением человеческих следов ). Я догадалась, что это следы человека, гуляющего, как и я , у моря. Пройдя дальше, я увидела вот что (показывает картинку с изображением следов птицы ).И не могла догадаться , что это. Ребята, может вы мне подскажите, что это такое ? (следы птицы ) А как вы думаете, следы какой птицы это могут быть ? ( вороны, чайки, голубя…). Да, возможно, это следы вороны. А как можно сказать по- другому про них? (вороньи следы ). Словесная дидактическая игра на образование притяжательных прилагательных
«Чьи следы ?»
(следы голубя- голубиные, cороки – сорочьи, грача – грачиные, журавля – журавлиные, кукушки – кукушкины и т. д. ) Воспитатель: (обращает внимание детей на картинки с изображением птиц):Да, возможно. Все эти птички разгуливали по песочку и вели, как и мы, люди, свои разговоры. Дети, скажите по-другому: разговоры птиц – это…(птичьи ). Дидактическая словесная игра
«Птичьи разговоры».
воробьи…(чирикают), голуби… (воркуют),
синицы… (тинькают), кукушки … (кукуют), журавли … (курлычут), петухи … (кукарекают ) и т. д. Воспитатель : Посидим рядком да поговорим ладком. А поговорим мы про этих птичек! (показывает на магнитную доску, где расположены картинки перелетных птиц и воробья ). Назовите их и покажите! (журавль, скворец, кукушка, грач, ласточка, жаворонок; воробей ). Дидактическая словесная игра
«Лишняя птица»
(Дети : воробей , так как это- зимующая птица , а все остальные – перелётные.) Воспитатель : А как вы понимаете- перелётные птицы ? (те птицы, которые осенью в связи с холодом и голодом улетели в тёплые края, а весной возвращаются на Родину ). Какая же птичка весну приносит, первая открывает её ? (грач) Какую пословицу знаете про это ? ( «Грач весну открывает, на своих крыльях приносит» ) Про это весеннее радостное явление написана прекрасная, всем известная картина «Грачи прилетели» (обращает внимание на иллюстрацию картины , помещенную на мольберте ) Кто пишет картины , выражая в них свои впечатления об изображаемом ? (художник ) Может быть, кто-то знает, какой художник написал эту картину ? ( Русский художник А.Саврасов ) Что изображено на картине ? (Прилетевшие грачи строят себе новые гнёзда и ремонтируют старые ) Воспитатель : Да, это одна из главных примет весны. А ещё какие приметы весны мы с вами наблюдали ? (солнце стало светить ярче и жарче , чем зимой, день стал длинней…).
А вы ждали весну ? (да ) Как ? (с нетерпением, закличку солнышку говорили.) Какую ? Дети хором рассказывают закличку, обращаясь к солнцу. Солнышко- колоколнышко, Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди: Нам в поля бежать, Нам весну встречать! Воспитатель : После такой заклички солнце уже не медлило, а катилось красным колесом к лету, заманивало птиц перелётных. И вот уже наступил день, когда солнце начинало светить ярче и дольше, чем зимой. И этот день в народе как назывался ? (Сороки ) Почему ? (считалось, что в этот день прилетает 40 видов разных перелётных птиц ) Воспитатель : Верно. И вот ваши мамы загадают вам загадки о них , а вы постарайтесь их отгадать. Родители детей загадывают загадки. 1. Стали братья на ходули, Ищут корма на пути. На бегу ли, на ходу ли- Им с ходулей не сойти. (журавли ) 2. Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый, Он летает на охоту За лягушками к болоту. (аист ) 3. Стоит ствол, на стволе кол. На колу дворец, во дворце певец. (скворец) Подвижная игра
«Скворушки».
Скворушки , скворушки, чёрненькие пёрышки,
Вы хотите полетать, свои крылышки размять ? (да ) Дети – «скворушки» занимают места в скворечнике (обруче ) по двое. Звучит музыка- скворушки летают. Воспитатель убирает 1 обруч. На конец музыки «скворушки» занимают свои «скворечники», а пара детей , которым не хватило домика, приглашают танцевать своих мам. Танцы детей со своими мамами. Игра повторяется 2-3 раза. 4 . Что за весенняя чёрная птица Любит за плугом ходить и кормиться ? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится? (грач ) 5. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка ) 6. В лесу одна смешная птица Весь день поёт : «Ку- ку! Ку- ку !» Никак не может научиться Петь, как петух : «Ку-ка-ре –ку» (кукушка ) Логоритмическая игра
«Кукушка»
. Дети-
«кукушки»
летят по кругу, останавливаются. Зовёт зверей кукушка (поочерёдно жестом руки зовут ) Довольно , сони, спать (грозят пальцем ) Весна пришла к нам в гости (руки тянут вверх и в стороны) Давно пора вставать (трут глаза, потягиваются ) Ку- ку! Ку-ку! (пальцы складывают в «клювик», хлопают им ) Старается она ( пружинка из стороны в сторону ) «Ку –ку! Ку- ку! («клювики» ) Пришла уже весна (пружинка ) Воспитатель : Молодцы , ребята, все мамины загадки отгадали ! И мамы постарались : столько много загадок вам загадали ! Ребята, а давайте теперь
мы загадаем загадку про перелётную птичку- невеличку, а мамы попробуют отгадать её. Дети хором : В синем небе голосок- Будто крохотный звонок. Гнездо свое он в поле вьёт, Где тянутся растения, Его и песни, и полёт Вошли в стихотворения.(жаворонок) Показывают жаворонка на магнитной доске Воспитатель : Одно из таких стихотворений о маленькой, но звонкоголосой птичке прочитает вам мама Артёма и Даши Художественное чтение стихотворения В. Жуковского. На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню звонкую запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поёт , на солнышке сверкая: «Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны!...» Воспитатель : Кто написал это стихотворение и кто вообще пишет стихи ? (стихи пишут поэты, про жаворонка- Жуковский ) Стихи пишут поэты, а музыку ? (композитор ) Великий русский композитор П. Чайковский тоже был восхищён певчим жаворонком и написал про него музыку Послушайте её. Слушание музыки П. Чайковского «Жаворонок». Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением жаворонка: Посмотрите ещё раз на эту чудесную певчую птичку, всеми любимую(рассматривают и кладут на столы ). А не хотите ли вы сами превратиться в жаворонков? (да ) Русская народная подвижная игра
«Жаворонок»
. Выбирается по считалке «жаворонок», берёт в руку колокольчик и , высоко подняв его, бегает в хороводе детей, которые говорят :
В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдёт, Будет весел целый год. Все закрывают глаза, а «жаворонок» выбегает за круг и звенит колокольчиком, осторожно кладёт его за чьей –то спиной. Тот, кто догадается, у кого колокольчик, становится «жаворонком» Воспитатель : Какая была традиция у русского народа ,связанная с жаворонком и праздником «Сороки» ? Дети : В этот день пекли 40 «жаворонков» с хохолком, с распростёртыми крылышками, будто летящих. Птиц раздавали детям, а они с криком и смехом бежали в поле закликать жаворонков, а с ними и весну. Воспитатель : Пришло время и нам лепить жаворонушков да зазывать весну с летом. (предлагает рассмотреть заранее вылепленного жаворонка ) Беседа о частях тела птицы и о их форме. Голова (круглая ), клюв (острый ), туловище (овальное , в форме яйца ), 2 крыла и хвост. Зачем стека ? (тонким концом сделать глаза, а широким – перья на крылышках путем приложения и придавливания). Пальчиковая игра
«Встреча»
(дети поочерёдно стучат одноимёнными пальцами на обоих руках, говоря при этом: «встретились 2 журавля: курлы-курлы, встретились 2 синицы: зинь-зинь» и т.д…). Лепная работа вместе с мамами По окончании работы дети вместе с мамами выходят из-за столов со своими жаворонками. Воспитатель : Вот мы и подготовились к встрече жаворонков, весны. Осталось только пойти в поле ,(подходят к окну ), высоко поднять ваших птиц и сказать закличку, чтоб быстрее прилетали. Ой, кулики, жаворонушки, Прилетайте к нам во дворушки.
Жаворончики, прилетайте к нам, Красно летечко принесите нам! Воспитатель : Теперь уж точно весна поспешит со своими друзьями – птицами и жаворонушками. Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Закликаем весну»
(художественно- творческая деятельность). Интеграция областей : «Познание», «Художественная литература», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка». Цель.  Формировать интерес к русской народной традиции закликать весну.  Обогащать и активизировать словарь по теме «Приметы весны» и «Жаворонок»  Обогащать воспитательные умения родителей и перенять (родителям ) у педагога приёмы обучения, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях. Задачи. Образовательные.  Развитие у детей представлений о характерных приметах весны и перелётных птицах как признаке наступления весны.  Обогащение активного словаря словами в соответствии с темами «Закликаем весну», «Перелётные птицы», «Жаворонок»  Развитие грамматического строя речи, упражнения в образовании притяжательных прилагательных, использовании предложений с причинно- следственной связью.  Развитие умения лепить птицу из целого куска пластилина способом вытягивания и дополняя образ характерным и деталями, используя стеку.
Развивающие.  Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, а также произвольность внимания и деятельности  Развивать коммуникативные умения, навыки партнёрской деятельности со взрослыми.  Развитие умения слушать музыку, выразительно рассказывать заклички и стихи. Воспитательные.  Воспитание чувства товарищества и желания прийти на помощь.  Формирование мотивации к совместной деятельности.  Воспитание любви к миру природы и к народным русским традициям. Здоровьесберегающие.  Создание доброжелательной, эмоционально- насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых, атмосферы радости и добра, создание чувства группового единства.  Развитие общей и мелкой моторики в подвижных играх, танцах, логоритмических упражнениях , в пальчиковой игре.  Соблюдение режима смены динамических поз. Предварительная работа.  Знакомство с русской народной традицией закликать весну.  Разучивание закличек, стихов, загадок, подвижных игр, слушание музыки – пения птиц.  Беседы о характерных особенностях весны , перелётных птиц  Рисование птиц, в т.ч. жаворонка, коллективная аппликация  Беседы о том , кто создаёт произведения искусства, слушание их и рассматривание. Оборудование. Мольберт , магнитная доска, иллюстрация картины А. Саврасова «Грачи прилетели», картинки птиц, карточки со следами человека и птиц, макет солнышка, колокольчик для игры «Жаворонок», картинка жаворонка (на каждого ребёнка), музыка П. Чайковского «Жаворонок» Для лепки : пластилин, доски для лепки , стеки (на каждую пару ребёнка с мамой ). Образец жаворонка из пластилина.
В конце марта в нашем детском саду, в старшей группе «Родничок» широко распахнулись двери для родителей. Здесь была проведена непосредственно образовательная деятельность на тему «Закликаем весну», включающая в себя познавательно- речевую, художественно- творческую , двигательную деятельности. Мамы наблюдали за деятельностью своих детей, но, самое главное, и активно участвовали сами в ней, получая представление о многообразии дидактических игр, направленных на развитие речи ребёнка, о приёмах и формах обучения детей разным способам лепки, вариативности работ. Дети вместе с воспитателем, говоря о приметах весны, опирались на традиции русского народа встречать праздник птиц «Сороки» Издавна в этот день пекли булочки в виде жаворонков, и дети бежали с ними в поля закликать весну Звучали народные заклички весне, жаворнку из уст детей. Родители загадывали своим детям загадки про перелётных птиц, а те, в свою очередь,-родителям. В основе всей деятельности детей, воспитателя и родителей была лепка жаворонка ребятами совместно со своими мамами. Но прежде чем лепить маленькую, но звонкоголосую вестницу весны в разных видах (летящую высоко в небе и звонко поющую; сидящую на яйцах в гнезде, в траве; стоящую, ищущую корм ), детирассказывали об особенностях птички- невилички, слушали музыку П. Чайковского «Жаворонок», играли в русскую народную игру «Жаворонок»…А мама Артёма и Даши так красиво и выразительно прочитала стихотворение В. Жуковского «Жаворонок»! Сын и дочка были горды за свою маму. Деятельность мам и детей была разнообразной. Дети со своими мамами танцевали, играли в подвижные игры, а потом вместе дружно лепили птичек,чтобы идти с ними в поле и говорить закличку жаворонку и весне- звать их поскорее в гости. Всё происходящее было легко, тепло, задушевно и доставило всем много радости и приятных воспоминаний. Воспитатель старшей группы «Родничок» Иванова Е. С..
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида второй категории г . Балтийска
Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Закликаем весну»
(совместная художественно-творческая деятельность детей и родителей в старшей группе «Родничок»). Составила: Иванова Е. С., воспитатель МБДОУ д/с № 4
г. Балтийск 2014.


В раздел образования