«Как воспитать маленького патриота?»
Патриотическое
воспитание
детей
является
одной
из
основных
задач
дошкольного образовательного учреждения.
В
детском
саду
изучают
историю
страны,
ее
традиции,
географическое
положение. Необходимо привить детям ответственное отношение и любовь к
Родине,
дать
почувствовать
свою
причастность
к
жизни
страны,
т.е.
воспитать гражданскую идентичность.
Гражданская идентичность является ядром патриотического
воспитания.
Старший
дошкольный
возраст
период
активного
патриотического
воспитания.
Нужно
ненавязчиво
и
доступно,
а
также
занимательно
и
интересно
вводить
детей
в
мир
краеведения,
воспитывать
нравственно-
п а т р и о т и ч е с к и е
ч у в с т в а .
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и
родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну
имеют
огромное
значение
для
развития
личности
ребенка.
Без
любви
к
Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина
и
патриота
свое
Родины,
сформировать
у
детей
чувство
собственного
достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой
страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше
всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети
должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по
которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того,
что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане.
Гражданин
–
житель
страны,
который
признает
ее
законы
(правила
поведения), потому что он любит свою страну.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет
возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим
миром
эмоционально-практическим
путём,
т.
е.
через
игру,
предметную
деятельность,
общение,
труд,
разные
виды
деятельности,
свойственные
дошкольному возрасту.
В
нравственно
–
патриотическом
воспитании
дошкольников
необходимо
учитывать следующее:
-
ознакомление
дошкольников
с
родным
городом
должно
естественно
«входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе
доминирующих целей базовой программы;
- введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа
постепенного перехода от близкого ребёнку, личностно значимого, к менее
близкому - культурно-историческим фактам;
- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни
города, повышение личностной значимости для них того, что происходит
вокруг;
-
развитие
музейной
педагогики,
дающей
возможность
наладить
диалог
ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего;
- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории,
культуре, природе родного края, т. е. выбор ими самими той деятельности, в
которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и
услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок,
сочинение
загадок,
аппликация,
лепка,
рисование,
проведение
экскурсий,
деятельность по благоустройству города, посёлка, территории детского сада,
охране природы и т. п.);
-
привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они
могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья;
- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде
всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;
-
созданию
такой
развивающей
среды
в
группе
и
ДОУ,
которая
способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры
с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы
декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др., позволила бы
удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании
его по законам добра и красоты;
- организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к
Сургуту должны передаться детям;
Рекомендации для воспитателей по организации ознакомления детей с
историей военных событий и подвигом защитников Отечества:
-
Работу
по
ознакомлению
с
героическим
прошлым
страны,
историей
военных
событий
и
подвигом
защитников
Отечества
целесообразно
проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
-
Все
специально
организованные
занятия
с
детьми
проводятся
и
планируются в разделах: «Ознакомление с окружающим миром и развитие
речи» и «Познавательное развитие».
-
Необходимым
условием
проведения
целенаправленной
работы
является
наличие
образовательного
проекта
или
перспективного
плана,
которые
включают в себя специально организованные занятия.
- Занятия проводятся на доступном для понимания детей материале, начиная
с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта,
имеющихся в семьях.
-Привлечение к работе родителей их помощь возможна в организации встреч
с ветеранами, изготовление плакатов, рисунков.
- Проведение мероприятий для родителей (семейные вечера, тематические
выставки,
выставки
рисунков,
плакатов,
консультации
и
рекомендации,
анкетирование)
Методические
рекомендации
к
организации
работы
по
блокам
нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста:
Блок «моя семья» : в этот блок по младшему дошкольному возрасту
включаются, беседы: «Моя семья», «Наша дружная семейка», игры - беседы
«Я люблю маму и папу» в старшем дошкольном возрасте «Семья и родной
дом», «Моя родня», «Мой папа», беседа- досуг «Моя мама лучше всех», «7-
я», «Моя любимая бабушка», «Как зовут маму и папу» . Широко
используются дидактические игры «В гостях у куклы Антоши», «Маленькие
помощники», «Дружная семейка», игры - инсценировки «Ушки- неслушки»,
рассматривание семейных фото в альбомах, организация «Фотовыставок» по
теме « моя семья» « где работают мои родители», альбомов на тему « любовь
к труду рождается в семье», привлечение детей к с/ р играм «Семья», «Дом»,
чтение и разучивание стихов, организация выставки детских рисунков
«Портрет моей семьи», «Моя мамочка», «Мой папа» (блок « моя семья
отражен в книге Т.А Шорыгина «Моя семья». В книге рассказывается о
членах семьи, рассказы и беседы сопровождаются народными загадками и
пословицами.
Блок «Мой детский сад»: дети проводят в дошкольном учреждении много
времени, потому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду
есть
взрослые,
которые
любят
их
и
заботятся
о
них.
Вместе
с
детьми
необходимо осмотреть группу и ее помещения, познакомить с помещениями
д/ сада, и их назначением. Детей необходимо научить называть работников по
имени и отчеству, знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с
детьми рассматривать красочное оформление детского сада, формировать у
них чувство сопричастности к жизни детского учреждения, подключать детей
к оформлению своей группы и других помещений детского сада. Например, в
группе мы используем план групповой комнаты, где нарисованы окна, двери,
расставлена мебель и этот план используем в игре «Найди, где находится
матрешка», или также игра с детьми «Покажи, где кто находится?» в старшем
возрасте
сделаем
план
спальни,
первого
этажа
д/с,
второго,
неплохо
бы
сделать
макет
детского
сада
и
потом
играть
с
макетом.
Целесообразно
проводить экскурсии в мед кабинет, в прачечную, на кухню. В младшем
дошкольном возрасте можно провести занятие «Путешествие по детскому
саду», в ст. возрасте беседу «Что такое детский сад?», игру - беседу «Детский
сад- моя вторая семья», на рисовать рисунок- рассказ «Мой детский сад».
Блок «Мой любимый город»: основная задача педагога – показать ребенку,
ч т о
р о д н о й
г о р о д
с л а в е н
с в о е й
и с т о р и е й ,
т р а д и ц и я м и ,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Четырехлетний
ребенок должен знать название города, что есть в городе (транспорт, дома,
детские сады, магазины). Внимание детей старшего возраста нужно привлечь
к
объектам,
которые
расположены
на
ближайших
улицах:
школа,
почта,
аптека,
рассказать
об
их
назначении.
Диапазон
объектов,
с
которыми
знакомят
старших
дошкольников,
расширяется
-
город
в
целом,
его
достопримечательности, исторические места, памятники. Детям объясняют в
честь кого они воздвигнуты. Ребенок должен знать название города, своей
улицы,
квартал,
микрорайон,
улицу,
в
честь
кого
она
названа.
Можно
организовать
поисковую
деятельность.
Дети
расспрашивают
своих
родителей, бабушек, дедушек об истории названия улиц, и на занятии дети
обмениваются полученной информацией. ребенку объясняют, что у каждого
есть свой дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы
экскурсии
по
городу,
на
природу,
наблюдения
за
трудом
взрослых,
где
каждый
ребенок
начинает
осознавать,
что
труд
объединяет
людей.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к
пониманию, что их город - частица Родины. При знакомстве с городом в
младшей
группе
можно
провести
игру
-
путешествие
«мой
город»,
а
в
продуктивной деятельности сделать аппликацию «Дома», рисовать «Дорожки
в парке», в старшем возрасте необходимо проводить экскурсии: на почту, в
библиотеку,аптеку,
экскурсии
к
памятникам,
достопримечательностям,
с
привлечением
родителей,
и
оформлением
альбома
,
составлением
иллюстрированного рассказа «Где я был?». Можно объявить конкурс «Двор
моей
мечты»
совместная
работа
детей
и
родителей.
Очень
ценны
развивающие игры: лото «Прогулка по городу», в которой ребенок узнает, что
есть в городе, для чего предназначены кафе, оптика, ателье, игра - самоделка
«Законы
улиц
и
дорог»
-
поможет
в
обучении
безопасному
поведению.
Можно
оформить
фотоэкспозицию
«Сургут
зимой»,
«Мой
город
летом»,
«Осень
в
моем
городе»,
в
продуктивной
деятельности
можно сделать
выставку рисунков, например: «Я люблю этот город заснеженный». Данный
блок освещен в книгах «Нравственно - патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста» авторы А.Я Ветохина, З.С Дмитренко.
Блок «Моя малая Родина»: формировать представления о родном крае, о
малой родине, знакомить с названиями близлежащих городов, рассказывать о
самых
красивых
местах
края,
его
достопримечательностях.
Во
время
прогулок, экскурсий учить видеть красоту окружающей природы, бережно к
ней относиться. Дать представление об особенностях культуры. Знакомить с
обычаями. Развивать познавательный интерес к истории культуры малой
родины через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями. В
этом блоке используются иллюстрации, фотографии с видами Байкала, рек,
беседы с детьми об отдыхе, дидактические игры «Кто, где живет? «Найди
животное нашего края», беседы: «Малая Родина», «Где ты живешь» материал
по этому блоку есть в книге Т.И Подрезова «Планирование и конспекты
занятий по развитию речи» патриотическое воспитание.
Блок
«Страна,
ее
столица,
символика»: знакомить
со
столицей
нашей
Родины,
с
гимном,
флагом,
гербом
государства.
Воспитание
гуманного
отношения к людям разных национальностей, создается у ребенка в первую
очередь под влиянием родителей и педагогов. В этом блоке с детьми младшей
группы можно провести игру- беседу «Родная страна», где формируются
представления
о
величине
России,
беседа
«Природа
России»-
где
формируются представления о красоте природы России, в средней группе
беседа «Я люблю тебя Россия», в старшей «Моя Родина», в подготовительной
группе игра- путешествие «Береза- символ России», «Россияне- граждане
России». Диапазон материала для старших дошкольников очень велик, это и
знакомство со столицей нашей страны, символикой государства (герб, флаг,
гимн).
Очень
полно
представлен
этот
материал
в
книге
Смирнова,
Филипппова
«Дошкольникам
о
Москве
и
родной
стране»
здесь
и
развивающие
задания
для
детей,
игры,
творческие
задания
для
детей
и
родителей, поговорки и пословицы о родине, в книге «Наша Родина- Россия»
Т.А. Шорыгина, « Мой родной дом» редактор-составитель Н.А Арапова-
Пискарева.
Блок «Культура и традиции» включает в себя знакомство детей с бытом и
традициями России, это и гостеприимство, почитание родителей, знакомство
с устным народным творчеством: считалки, пословицы, поговорки, загадки,
потешки; знакомство с историей возникновения игрушек. В младшей группе -
это игра - посиделка «Ладушки в гостях у бабушки» - где формируются
понятия
о
русском
фольклоре:
песнях,
играх,
потешках,
в
ст.
группе
интересна
беседа
«Русские
матрешки»,
игра
–
путешествие
«Выставка
дымковских игрушек», игра- развлечение «Осенины» в средней группе. Этот
блок
освещен
в
книге
«Нравственно
-
патриотическое
воспитание
детей
дошкольного возраста» А.Я Ветохина, З.С Дмитренко в книге «наша Родина -
Россия»
Шорыгина.
Интересна
в
этом
плане
книга
«С
чего
начинается
Родина?». Под редакцией Л.А Кондрыкинской.
Блок «Будем Родине служить»: рассказывает о российской армии, о воинах,
которые охраняют нашу Родину. Необходимо знакомить с некоторыми родами
войск. Рассказать о трудной и почетной обязанности защищать Родину, дать
представление о Великой Отечественной войне, о празднике День Победы,
опираясь на конкретные факты из жизни членов семьи, организовать встречу
с ветеранами. Прививать такие важные понятия, как долг перед Родиной,
любовь к отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Эта тема очень полно
раскрыта
в
книге
Н.Н
Леонова,
Н.В
Неточаева
проект:
«Живая
память
России».
В
этом
проекте
представлены
разнообразные
формы
работы
с
детьми, с родителями, методы и приемы работы, здесь и консультация для
родителей: «Как рассказать ребенку о войне», серия музыкальных занятий: «
священная война», мирная тишина», музыкальная гостиная « поем песни о
войне». Также материал по этому блоку с играми, беседами, соревнованиями,
КВНами, с продуктивной деятельностью представлен в книге «нравственно -
патриотическое воспитание дошкольников».
Блок
«Правила,
по
которым
мы
живем»: учить
детей
действовать
в
соответствии с определенными правилами и требованиями. Объяснять детям,
почему в одних случаях так нужно, а в других нельзя. Формировать навыки
самообслуживания
,
усвоение
социальных
ценностей.
Воспитывать
доброжелательность,
формировать
навыки
вежливого
отношения
к
окружающим.
Способствовать
накоплению
представлений
о
добрых
поступках,
используя
беседы
в
реальных
случаях
из
жизни
группы,
художественные
произведения.
Вызвать
желание
подражать
добрым
поступкам.
Учить
замечать
добрые
дела.
У
детей
старшего
возраста
формировать личное отношение к соблюдению моральных норм, чувство
долга. Большое место занимает подготовка ребенка к школе. В младшей
группе проводятся игра - беседа «каждой вещи свое место», дидактическая
игра «Не поделили игрушку», игра - беседа «Я берегу игрушки и одежду. В
средней группе «Можно ли приносить игрушки в детский сад», в старшем
дошкольном возрасте беседа «Наши отношения», игра - беседа «Правила, по
которым мы живем, творческая игра «Страна вежливости», дидактическая
игра «Мы все разные, но мы все равны», игра- развлечение «О правах-
играя».
Материал
поэтому
блоку
представлен
в
книге
«Нравственно-
патриотическое воспитание дошкольников» М.Д Маханева.
Знания обогащают чувство ребенка, он начинает ценить то, о чем больше
узнает. Важно, чтоб ребенок научился сопереживать родным, товарищам,
радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как
привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том
окружении, в котором постоянно живет. И на этом в последующем «вырастет
патриотическое чувство».
Важным
условием
нравственно
–
патриотического
воспитания,
является
тесная
взаимосвязь
по
данному
вопросу
с
родителями.
По
словам
А.С
Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий
гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов
должно
приходить
к
детям.
Эту
заповедь
необходимо
использовать
при
работе
воспитателя и с детьми, а также с их родителями.
В
настоящее
время
эта
работа
актуальна
и
особенно
трудна,
требует
большого такта и терпения, так как, в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма,
гражданственности
не
считаются
важным
и,
зачастую,
вызывают лишь недоумение.
При
всех
сложностях,
родители
должны
стать
непременными
участниками по нравственно - патриотическому воспитанию, но привлечение
семьи требует от воспитателя особенно большого такта, внимания, чуткости
к каждому ребенку, так как могут иметь место обстоятельства, когда будет
нецелесообразно включать кого-то в обсуждение тех или иных вопросов, в
поиск или сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого
- обязательное требование и условие данной работы.