Особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения
Автор: Лавриненко Елена Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: КГОБУ "КШИ III-IV видов" Населённый пункт: г.Артем, Приморский край Наименование материала: Презентация Тема: Особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения Раздел: среднее профессиональное
воспитатель КГОБУ «КШИ III-IV видов» г.Артёма
Лавриненко Е.Г.
Актуальность темы - развитие речи у
детей с нарушением зрения происходит
со значительным отставанием от нормы.
Цель работы - рассмотреть особенности
развития речи и общения у детей
старшего дошкольного и младшего
школьного возраста с нарушением
зрения, разработать рекомендации
воспитателям и учителям начальных
классов по развитию речи детей с
нарушениями зрения.
Задачи:
1. Подобрать и описать
методики исследования речи
школьников с нарушениями
зрения.
2. Провести экспериментальное
исследование особенностей
речевого развития детей
школьного возраста с
нарушением зрения.
На основании теоретического
анализа и эксперимента
сделать выводы об
особенностях речевого
развития детей старшего
дошкольного возраста с
нарушением зрения.
Предложить рекомендации
по развитию речи и общения
детей старшего дошкольного
возраста с нарушением речи.
Понятие «зрение»
Зрение – это способность
ощущать и воспринимать
действительность посредством
зрительного анализатора. Оно
является определяющим в
формировании о реально
существующих предметах и
явлениях.
Орган зрения позволяет
получить до 90% информации
об окружающем мире.
К детям с нарушением зрения относятся:
незрячие с полным
отсутствием зрения и дети с
остаточным зрением, при
котором острота зрения равна
0,05 и ниже на лучше видящем
глазу;
слабовидящие со снижением
зрения от 0,05 до 0,2 на лучше
видящем глазу с очковой
коррекцией;
дети с косоглазием и
амблиопией
Причины зрительных нарушений
Органические
нарушения
Врожденная патология
Генетические факторы :
наследственная передача
некоторых дефектов зрения:
микрофтальм –
уменьшение размера одного
или обоих глаз и значительное
понижение зрения;
анофтальм – врожденное безглазие.
катаракта – помутнение
хрусталика;
астигматизм – аномалии
рефракции, т.е. преломляющей
способности глаза;
нарушение обмена веществ (при
фенилкетонурии);
воздействие на плод инфекций.
Осложнения детских инфекций: корь,
скарлатина, дифтерия;
осложнения общих инфекций:
сифилиса, оспы, туберкулеза глаз;
глаукома (заболевание, связанное с
повышением внутриглазного давления и
изменениями в тканях глаза);
внутричерепные и внутриглазные
кровоизлияния;
травмы головы;
атрофия зрительного нерва,
сетчатки (нарушение питания, гибель
клеток);
нейроинфекции – менингит, энцефалит.
Приобретенная патология
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА
ОБУЧЕНИЯ
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
И ПИСЬМУ ПО СИСТЕМЕ
БРАЙЛЯ
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ОСЯЗАНИЯ,
ОРИЕНТИРОВКЕ
В ПРОСТРАНСТВЕ
ОБУЧЕНИЕ ПРОВОДИТ
ТИФЛОПЕДАГОГ
ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СПЕЦИАЛЬНОГО
ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
(РЕЛЬЕФНОГО)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТИФЛОПРИБОРОВ
ШКОЛА
III ВИДА
ШКОЛА
IV ВИДА
Увеличение срока обучения
Обучение по специальным
учебным пособиям с крупным
шрифтом
В помещениях
создается
повышенная освещенность
Обучение по
специальным учебным
пособиям с крупным
шрифтом
Используются специальные
оптические средства для
фронтального обучения:
диапроекторы и
интерактивные доски
Используются специальные
оптические индивидуальные
средства: очки,
лупы – ручные, стационарные
Наиболее
яркой
характеристикой
младшего
школьника
является
активное
освоение
им
построения
разных
типов
текстов.
Ребенок
осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от
наглядно
представленной
ситуации
общения.
Совершенствование
грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи.
На шестом году в основном завершается освоение системы языка, но по-
прежнему
не
усвоены
многие
единичные
традиционные
формы.
По-
прежнему
активно
протекает
словотворческий
процесс,
количество
инноваций
даже
возрастает
по
сравнению
с
предыдущей
возрастной
группой - встречаются грамматические переборы, «нащупывание» формы:
бровь,
бровев,
бровей;
многочисленные
случаи
неверной
постановки
ударения: на сАнях, скомкАлся, родИла, зИма, подкралАсь к кувшинУ,
вЕселый.
Инновации
свидетельствуют
о
том,
что
ребенок
не
воспроизводит готовую форму, а активно самостоятельно ее образовывает.
Формирование структуры
предложений
В
процессе
освоения
связной
речи
и
рассказывания
дети
начинают активно пользоваться
формальной
сочинительной
связью. (Например: Потом раз,
подбежали...
И
под
бревно,
и
все
соскользнули
и
упали.)
Возрастает
удельный
в е с
простых
распространенных
п р е д л оже н и й ,
с л о ж н о с о -
чиненных
и
сложноподчи-
ненных.
Широко
используется
прямая
речь.
Предложения
соединяются при помощи слов
и,
вот,
потом,
через
сино-
нимическую
замену,
лекси-
ческий повтор.
На шестом году жизни очень активно
п р о т е к а е т
о с в о е н и е
с п о с о б о в
словообразования.
Это
проявляется
в
о в л а д е н и и
б о л ь ш и м
ко л и ч е с т в о м
производных
слов,
в
интенсивно сти
словотворчества.
Инновации
охватывают
основные
части
речи:
существительное
(ласкунька, ластонька, аистик, аиститенок,
скворятки,
скворчатки,
с к во р е н к и ) ,
прилагательное
(кашенная,
сердитные,
обиденные, обедный, длинноуший), глагол
(гакает,
прокатнулся,
втыкнул).
В
этом
возрасте
словотворчество
наблюдается
практически
у
всех
детей.
Это
период
расцвета
словотворчества.
Оно
имеет
теперь
форму
языковой
игры,
ч т о
проявляется
в
особом
эмоциональном
отношении
ребенка
к
экспериментам
со
словом.
Формирование структуры предложений
На протяжении дошкольного
возраста, при правильной
организации воспитательном
работы, ребёнок практически
усваивает основные правила
грамматики родного языка и
пользуется ими в своей устной
речи.
Однако путь усвоения ребёнком
грамматики в дошкольном
возрасте весьма своеобразен и
существенно отличается от того,
по которому идёт школьное
обучение.
Ребёнок не только сам начинает
правильно говорить, но замечает
малейшую ошибку в речи других,
хотя и не может объяснить, почему
так нельзя говорить.
Так, пятилетний ребёнок, слыша,
как двухлетний говорит: «Петя
ходила», назидательно его
поправляет: «Нужно сказать -
ходил, а не ходила». Но когда его
спрашивают, почему так нельзя
говорить, он недоуменно отвечает:
«Так не говорят, так неправильно».
Он ещё недостаточно осознаёт и не
умеет формулировать правила,
которыми уже практически
пользуется в своей речи.
Особенности развития речи у детей с
нарушением зрения
У
слабовидящих
наблюдаются
трудности
при
опознании рисунков и предметов, при восприятии формы,
величины
предметов.
Причина
этого
–
сужение
поля
зрения,
соскальзывание
взгляда
с
контура,
частые
изменения направления движения взгляда, его возвраты.
Вышеперечисленные нарушения затрудняют восприятие
предметов
и
изображений,
глазомерную
оценку
пропорций, протяжённости, расстояний. Известно, что у
значительного
числа
слабовидящих
детей
ослаблено
восприятие
красного,
синего
цветов,
нарушена
дифференциальная
чувствительность
контрастности.
Поэтому дети недостаточно точно выделяют из фона и
дифференцируют чёрно-белые и цветные изображения с
пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо
соотносят
изображения
с
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности.
Восприятие
движения
затрудняют
нарушения
остроты
зрения,
поля
зрения,
глазодвигательных
и
других
функций
зрительной
системы.
Нарушение
восприятия
влечёт
за
собой
снижение уровня обобщённости и чёткости зрительных
представлений, а также их фрагментарность.
Особенности развития речи у детей с
нарушением зрения
У слабовидящих детей плохо развито произвольное
внимание. Расстройства внимания возможны как
следствие болезни или утомления
многих детей с нарушениями зрения характерны
трудности в концентрации внимания: они
отвлекаемы, не могут длительно заниматься одним
делом и в результате – плохо запоминают
память данной категории детей часто
характеризуется меньшей продуктивностью по
сравнению с нормой, снижением запоминания
наглядного материала, так как у них недостаточно
полные, чёткие и стойкие, с низким уровнем
обобщённости представления; нарушено восприятие
и внимание
низкий уровень сформированности понятий и
решения умственных действий по сравнению с
уровнем нормально видящих детей. Наблюдаются
трудности установления смысловых связей между
объектами, изображениями на картинке, затруднения
при классификации предметов
Особенности развития речи у детей с
нарушением зрения
У незрячих речевые недостатки встречаются
вдвое
чаще,
чем
у
нормально
видящих.
Связь
нарушения
звукопроизношения
и
со стояния
зрительного
а н а л и з ат о р а
прослеживаются
при
дефектах
звуко-
произношения,
которые
проявляются
в
неправильной артикуляции.
резкое
отставание
слабовидящих
детей
в
области
развития
фонематического
слуха,
звукового
анализа
и
первичных
навыков
чтения
из-за нарушения зрительного восприятия не
формируются
образные
представления
действительности,
а
значит,
нет
полно-
весных словесных значений
Направления коррекционного
воздействия на речевое развитие
Гносиз – совокупность процессов
восприятия, являющихся основой
распознавания образов в сознании
1.
Коррекция зрительного
восприятия и пространственного
гнозиса
2.
Коррекция моторных нарушений
3.
Коррекция звукопроизношения,
фонематических процессов и
лексико-грамматического строя
речи
Одним из наиболее распространённых проявлений патологии зрения у
детей дошкольного возраста является косоглазие, которое встречается у детей
в 1,5-2% случаев.
Косоглазие
затрудняет
восприятие,
переработку
и
использование
зрительной
информации,
ориентацию
в
окружающей
обстановке
и
может
явиться причиной существенного ограничения в выборе профессии, так как
всегда при этом у детей отсутствует бинокулярное зрение и в подавляющем
большинстве случаев имеется амблиопия.
Уровни речевой сформированности у детей
с нарушением зрения
1.
Единичные нарушения звукопроизношения
2.
Активный словарь детей ограничен, допускаются ошибки в
соотнесении слова и образа предмета, в употреблении
обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в
составлении предложений и развёрнутых рассказов.
Нарушения звукопроизношения детей этого уровня
выражается в различных видах сигматизма, ротацизма,
ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма,
параламбдацизма
3.
Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком
уровне находятся соотнесённость слова и образа предмета и
знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична,
состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений
4.
Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются
значительные нарушения в соотнесённости слова и образа
предмета, обобщающих понятий. Отмечаются эхолалии.
Отмечается полная несформированность процессов
фонематического анализа и синтеза.
Цель
данной
работы
-
рассмотреть
особенности
развития речи и общения у детей младшего школьного возраста с
нарушением зрения.
Задачи:
1.
Подобрать и описать методики исследования речи
школьников с нарушением зрения.
2.Провести экспериментальное исследование особенностей
речевого развития детей младшего школьного возраста с
нарушением зрения.
а) на основании теоретического анализа и эксперимента
сделать
выводы
об
особенностях
речевого
развития
детей
младшего школьного возраста с нарушением зрения.
б) предложить рекомендации воспитателям и учителям
начальных классов по развитию речи и общения детей младшего
школьного возраста с нарушением речи.
Объектом
в данной работе выступает развитие речи у детей
младшего школьного возраста.
Предметом
- особенности речевого развития детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза
исследования
заключается
в
том,
зрительная
депривация
у
детей
младшего
школьного
возраста
отрицательно
сказывается на развитии речи.
В исследовании участвовали 7 детей в возрасте 7 - 9 лет.
База
исследования :
специальная
(коррекционная)
школа-
интернат III-IV видов г.Артёма Приморского края.
Методики исследования:
Методика «Словесные ассоциативные ряды» для исследования
чувственных представлений, имеющихся в основе понятий, которые
ребенок использует в своей речи.
Результаты экспериментального
исследования
Общительность детей с
нарушениями зрения в
коммуникативных ситуациях
Общительность
детей с нарушениями
зрения
Количество детей с нарушениями зрения
Абсолютное число
в %
Общительные
4
71,1
Не очень общительные
2
28,6
Необщительные
(малообщительные,
замкнутые)
1
14,3
Результаты экспериментального
исследования
Результаты наблюдений за
общением детей с нарушениями
зрения
Коррекционная направленность
логопедических занятий
1. Испо
льзование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20
см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование
фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов;
преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок,
позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;
2. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и
индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня
развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует
смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся
физкультминутки;
3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций
тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной
работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого
возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения,
темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость
внимания;
4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении
фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне
других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к
рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для
детей с низкой остротой зрения
Нарушения речи представлены
обширно как у незрячих, так и у
слабовидящих детей, причем у
большинства из них эти нарушения
затрагивают не столько отдельные,
сколько все или почти все компоненты
речевой структуры как целостной
системы
Степень и качество нарушений
различных речевых компонентов у
разных групп детей с глубокими
дефектами зрения представлены по-
разному. Это и определяет различные
уровни сформированности речи в
большей своей части как системного
недоразвития, а также структуры
речевого дефекта
Нарушения устной речи у незрячих и
слабовидящих детей следует
рассматривать как сложный дефект, по-
разному обусловливаемый влиянием
ряда факторов, к числу которых
относятся зрительный дефект и время
его проявления
Разнообразие уровней
сформированности речи, структуры ее
нарушения, а также обусловливающих
эти нарушения факторов объясняет и
разнообразие динамики
совершенствования речи незрячих и
слабовидящих детей в процессе
педагогического воздействия
Логопедическая работа с данной
категорией детей специфическая и
комплексная, дифференцированная и
многосторонняя. В таких условиях
возрастает компенсаторная роль речи и
обеспечивается более прочная база для
подготовки детей к школьному обучению.
Ранние выявления нарушений речи и
организация коррекционной работы
способствуют предупреждению
дальнейших отклонений в речевом
развитии детей (в том числе и в
формировании письменной речи).
Совершенствование речи стимулирует
высокое личностное развитие незрячего и
слабовидящего ребенка на самых ранних
этапах его воспитания
Несмотря
на
многочисленные
отклонения
в
развитии
различных
компонентов
речевой
деятельности
при
глубоких
нарушениях
зрения,
следует отметить, что в целом речь
при
правильном
формирующем
воздействии со стороны родителей и
воспитателей достигает нормального
уровня и служит мощным средством
компенсации, существенно расширяя
в о з м о ж н о с т и
в о
в с е х
в и д а х
деятельности.