Напоминание

"Край, в котором я живу"


Автор: Мачитова Минсалия Ниязуловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Салехард
Наименование материала: Программа по краеведению
Тема: "Край, в котором я живу"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 «Светлячок» г.Салехард

Программа по краеведению

для работы с детьми

средней, старшей и подготовительной группы
1

Пояснительная записка

к программе по краеведению

«Край, в котором я живу»
Цели и задачи программы: Формируя у ребенка чувства любви к Родине, необходимо, в первую очередь, воспитывать у него эмоционально – положительное отношение к тем местам, где он живет. Воспитывать умение видеть и осознавать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края: населяющих народах, его истории, природе, природных ресурсах. Формировать понятие о роли человека в охране и воспроизводстве окружающей среды. Для решения этих задач необходимо дать детям элементарные географические и природоведческие представления о Крайнем Севере, культуре и традициях народов, населяющих его. Знакомить детей с трудом и профессиями, которые преобладают в данной местности, и результатами которого мы пользуемся. Дать детям понятие, что на Севере проживает несколько народностей и каждый народ имеет свою культуру. Все программы, которые нам предлагает народное образование, составлены без учета проживания в том или ином регионе страны. Воспитание же должно основываться на ближайшем окружении. Для того, чтобы начать работу в данном направлении, необходимо подготовить базу для занятий с детьми: наглядный и дидактический материал, национальные игры, в групповых комнатах оформить зональные уголки, которые бы отражали быт ненецкой семьи. Хорошо иметь в группе наглядный и дидактический материал: чум с предметами быта; куклы в национальной одежде (мальчик и девочка); ненецкие куклы (нухуко) семья; комплекты ненецких игр; альбом с эскизами национальных орнаментов; гербарий местной флоры; альбомы с фотографиями, иллюстрациями, отражающими быт, культуру, природу и животный мир; подборка художественной литературы и устного народного творчества, писателей и поэтов севера. Это тот материал, который необходим в первую очередь для организации работы с детьми. 2
Учитывая возрастные особенности детей, необходимо в работе умело сочетать разнообразные виды деятельности - наблюдения и чтения художественных произведений, рассматривание картин и слушанье музыки. Ручной труд и изобразительная деятельность, экскурсии в природу, по поселку и обязательные экскурсии в краеведческий музей, именно там представлены предметы, рожденные культурой коренного населения края, и должны служить первоисточником введения детей в родную культуру. Содержание Программы: Труд взрослых: знакомство с профессиями и видами труда с учетом условий края (оленевод, рыбак, зверовод , швея, охотник, геолог, газодобытчик), дать знания о результатах труда и его общественной значимости; Растения: расширять и уточнять знания о растениях произрастающих в тундре, учить узнавать по внешнему виду и называть: деревья, кустарники, грибы, ягоды, мхи; Живая природа: расширять и уточнять знания детей о животных, населяющих тундру. Знать об изменениях в жизни животных в разное время года (олень, заяц, песец, волк, лиса, лось), дать элементарные знания о птицах, населяющих районы Крайнего Севера, узнавать их по описанию, по картине и в естественной среде обитания. Знать о зимующих и перелетных птицах (гуси, утки, лебеди, куропатки, пуночки, полярная сова), уметь устанавливать связь между состоянием погоды и поведением птиц. Знакомить детей с обитателями водоемов, узнавать по описанию, на иллюстрациях (щука, нельма, муксун, осетр), воспитывать стремление охранять и оберегать природные ресурсы родного края. Устное народное творчество: Знакомство детей с устным народным творчеством, литературным наследием народов Севера: средняя группа: Леонид Лапцуй; старшая группа: Прокопий Андреевич Явтысый; подготовительная группа: О.Аксенова; Декоративно – прикладное искусство народов севера: дать детям представление о декоративно – прикладном искусстве народов севера, познакомить детей с национальными орнаментами (чум оленья тропа). Устное народное творчество: формировать интерес к устному народному творчеству, систематически использовать в работе с детьми загадки, потешки, пословицы, национальные подвижные, дидактические и сюжетно – ролевые игры. Чтобы не утрачивался интерес детей к обучению и во избежание перегрузки дошкольников, занятия рекомендовано проводить как интегрированную часть в общеобразовательной программе. Предлагаемое количество занятий по программе «Край, в котором я живу»: средняя группа - 9 часов в год; старшая группа - 9 часа в год; подготовительная группа - 12 часов в год. 3
Структура программы: пояснительная записка; занятия по возрастным категориям (средняя, старшая, подготовительная группы); наблюдения в природе (по группам, по кварталам); список литературы для занятий (по возрастным группам); игры народов Севера (подвижные сюжетно – ролевые); фольклор; наглядный и дидактический материал (национальная одежда, обувь, предметы быта, образцы национальных орнаментов, ненецкие куклы, фотографии, геральдика Ямальского района и др.) список литературы, использованной при составлении программы. Заместитель заведующей по учебно – воспитательной работе МБДОУ№20 «Светлячок» Средняя группа № Тема Программные задачи Словарная работа Материалы к занятию 1 «Мой город- Салехард», (комплексное занятие, ознакомление с окружающим и изобразительная деятельность) беседа с детьми по результатам экскурсии по городу, 1.Уточнить и закрепить знания детей о родном городе: название главной улицы, где находится детский сад, улица - где я живу, дать детям понятие, что такое «Улица». 2.Учить детей отображать в рисунках свои впечатления от увиденного. 3.Предложить детям нарисовать свой Улица Иллюстрации с изображением улиц г.Салехард, кисти, акварель, гуашь, цветные карандаши (на выбор детей), альбомный лист. 4
рисование на тему «Дом, где я живу». дом. Воспитывать любовь к родному селу, дому. 2 «Знакомство детей с ягодами, произрастающими в тундре: морошка, брусника». Познакомить детей с двумя видами ягод – морошка и брусника на основе естественного материала. Рассмотреть с детьми веточки, на которых произрастают ягоды, предложить детям потрогать их, описать внешний вид через визуальные наблюдения и сенсорные исследования. Расширять кругозор детей, знакомить с природой родного края. Дидактическая игра «Угадай по вкусу». Дать детям понятие слова «Кустарник» Гербарии местной флоры, ягоды морошки, брусники, голубики, водяники. 3 Знакомство с северным оленем. Дать детям представление о северном олене, его внешнем виде, повадках. Учить детей составлять описательный рассказ из 5-6 предложений, в рассказе передавать характерные признаки северного оленя. Вызвать эмоциональный отклик детей, умение высказать свое отношение к животному, развивать наблюдательность. Туловище, копыта. Картина с изображением северного оленя. 4 Заучивание стихотворения Л.Лапцуя «Первый Формировать интерес детей к разным жанрам литературы народов севера. Проталинка, задиристый, рябенький. Иллюстрации отображающие сюжет 5
олененок». Помочь детям осознанно запоминать небольшие стихотворные тексты, развивать интонационную речь, вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение. стихотворения 5 Знакомство с жилищем тундровых ненцев (чум). Дать детям представление о жилище тундровых ненцев, рассмотреть с детьми макет чума, обратить внимание детей на то, что чум сделан из оленьих шкур, визуально познакомить детей с предметами быта. Активизировать детей для участия в беседе, используя игровые мотивации. Расширять кругозор детей, формировать интерес и уважение к культуре народов севера. Полог. Макет чума с предметами быта. 6 Знакомство с ненецким орнаментом «Чум». Дать детям элементарные знания о народном творчестве, познакомить с простейшим ненецким орнаментом «Чум». Учить детей составлять узор из геометрических форм на шаблонах национальной одежды, предметах быта. Расширять кругозор детей, формировать интерес к культуре народов севера Геометрические формы (треугольник 6 – 8 шт.) на каждого ребенка, шаблоны национальной одежды, цветные карандаши, кукла (девочка) в национальной одежде. 7 Знакомство детей с национальной игрушкой – кукла (нухуко). Дать детям понятие – народная игрушка, познакомить детей с внешним видом ненецкой куклы, учить составлять описательные рассказы. Вызвать у детей Нухуко. Набор ненецких кукол (семья). 6
интерес к игрушке, желание играть с ней. 8 Аппликация - украшение одежды для куклы национальным орнаментом «Оленья тропа». Используя трафарет, учить детей вырезывать орнамент из бумаги, располагать рисунок на трафарете, изображающем женскую одежду (ягушка) по вертикали и горизонтали. Формировать эстетический вкус. Ягушка. Шаблон орнамента «Оленья тропа», готовые трафареты ягушки на листе бумаги, цветная бумага для вырезывания орнамента на выбор детей. 9 Беседа «Пришла весна, прилетели птицы» Дать детям понятие о том, что с наступлением тепла - природа просыпается, прилетают птицы, будут вить гнезда и выводить птенцов. Познакомить детей с пуночкой, ее внешним видом, узнавать пуночку в естественной среде. Формировать интерес детей к природе, самостоятельно отмечать признаки весны. Гнездятся. Иллюстрации весенних пейзажей Ямальской тундры, перелетных птиц. Старшая группа № Тема Программные задачи Словарная работа Материалы к занятию 1 Экскурсия на речку «Обь». Уточнить представления детей о состоянии водоема осенью: чем покрыты берега, какого цвета вода в Водоем, перелетные. Выбор удобного места для наблюдений, беседа перед экскурсией о 7
речке, какие птицы летают над водой. Учить детей различать птиц по внешнему виду, называть их характерные признаки. Учить высказывать свои впечатления об увиденном. перелетных птицах. 2 Знакомство с профессией рыбака, рассматривание картины «Рыбаки». Познакомить детей с профессией рыбака, подвести к пониманию важности и необходимости данного вида труда для людей. Учить составлять рассказы по картине по плану воспитателя. Воспитывать уважение к труду. Снасти, бригада. Иллюстрационный материал отображающий труд рыбака, картина «Рыбаки». 3 Рассматривание (в сравнении) двух видов рыб щука и щекур. Расширять кругозор детей. Расширять знания детей о рыбах, обитающих в северных водоемах, учить выделять особенности внешнего вида рыб в сравнении. Рассказать о местах обитания рыб, чем они питаются. Учить детей правильно, точно по смыслу употреблять в речи прилагательные при сравнении и описании внешнего вида рыб. Водоросли, водоем. Иллюстрации с изображением данных пород рыб. 4 Знакомство с творчеством ненецкого писателя и поэта Прокопия Андреевича Явтысый, чтение произведения «Как северные олени рогатыми стали». Продолжать знакомство детей с творчеством писателей севера. Познакомить детей с новым произведением. Учить детей давать связные ответы, используя простые и сложные предложения. Формировать интерес детей к укладу жизни и обычаям ненцев проживающих в тундре - Беззащитный, белорыбица. 8
пастухов, оленеводов, охотников. 5 Рассматривание картины «Песцы». Продолжать знакомить детей с животным миром Ямальской тундры. Выявить и уточнить знания детей о песцах: внешнем виде, повадках, местами обитания, чем питаются. Учить детей составлять описательные рассказы по картине, учить детей согласовывать в предложении существительные с прилагательными. Расширять кругозор детей. Повадки, обитание. Картина «Песцы», иллюстрации отображающие жизнь животных (песцов) в естественной среде обитания. 6 Знакомство с профессией охотника, чтение стихотворения «По следу совы» Л.Лапцуй. Продолжать знакомство детей с жизнью людей в тундре, с трудом, которым они занимаются. Рассказать о значимости труда охотника для тундровых ненцев. Учить детей поддерживать беседу, задавать вопросы, высказывать свои впечатления. Воспитывать уважительное отношение к труду. Капкан, снасти. Иллюстрации отображающие труд охотника. 7 Знакомство детей с национальными играми и игрушками («Тыранийко», «Нухуко» и др.). Дать детям понятие, что у ненцев, как и у других народов, есть свои игры и игрушки. Рассказать о предназначении и воспитательной ценности для детей живущих в тундре. Разучить с детьми 1 – 2 игры по выбору воспитателя. Воспитывать уважительное отношение к культуре народов севера. Нухуко, тыранийко. Ненецкие куклы (семья), набор деревянных палочек длиной 15 см. 9
8 Знакомство с жизнью оленеводов в стойбище. Познакомить детей с жизнью, бытом, традициями людей живущих в тундре (рассказ воспитателя с использованием наглядного и дидактического материала). Закрепить знания детей о труде оленевода. Активизировать детей к участию в беседе, учить задавать вопросы и отвечать на вопросы. Воспитывать уважение к людям труда. Стойбище, кочуют. Макет чума с предметами быта, национальные дидактические игры, иллюстративный материал, отображающий жизнь людей в стойбище. 9 КВН «Ямал - мой родной край». Уточнить и закрепить знания детей о флоре и фауне Ямальской тундры, по описанию и на иллюстрациях узнавать животных и растения края, правильно называть национальную од е ж д у, отгадывать и загадывать загадки, рассказывать стихи. Во спитывать дружеские чувства, взаимовыручку. Иллюстрационный м ат е р и а л фл о р ы и ф а у н ы Я м а л ь с к о й т у н д р ы , г е р б а р и и , к а р т и н к и « О д е ж д а народов севера». Подготовительная группа № Тема Программные задачи Словарная работа Материалы к занятию 1 «Экскурсия в тундру». Углублять и расширять знания детей о природе родного края, о тундре (царство мхов и лишайников, болот и озер, дикорастущих ягод и трав). Рассматривание и сбор мхов для гербария и ручного труда. Формировать у детей интерес и бережное отношение Предварительная беседа с детьми о предстоящей экскурсии, целях и задачах, подготовить ведерки, мешочки для сбора природного материала. 10
детей к природе, знакомить детей с правилами поведения в тундре. 2 «Дары тундры» – беседа о грибах и ягодах произрастающих в тундре. Познакомить детей с двумя видами грибов – подосиновик, сыроежка. Уточнить и обобщить знания детей о ягодах – черника, брусника, морошка, учить узнавать по описанию и находить в гербариях кустарники этих ягод. Побуждать детей к участию в беседе, расширять словарный запас путем образования однокоренных слов от слова гриб. Гербарии местной флоры, иллюстративный материал о грибах и ягодах. 3 Сюжетное рисование на тему «Осень в тундре» по результатам наблюдения во время экскурсий, акварель. Учить детей передавать в рисунке характерные признаки осени, подбирать цветовые сочетания, передающие характер тематического рисунка, передавать эстетические впечатления в своей работе. Развивать творчество. Тонированная и белая бумага на выбор детей, акварель. 4 Заучивание стихотворения О.Аксенова «Колыбельная морошке». Продолжать знакомить детей с творчеством писателей севера, помочь осознанно запоминать стихотворный текст, формировать дикцию и выразительность речи. Ягода – фонарик, колыбельная. 5 Беседа о зимующих и перелетных птицах. Уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц осенью, узнавать и называть птиц на иллюстрациях. Уточнить понятие - Зимующие, перелетные. Иллюстративный материал, отображающий разные виды птиц в среде 11
перелетные птицы, зимующие птицы. Учить детей устанавливать связь между состоянием погоды и проживанием птиц на крайнем севере. обитания. 6 Экскурсия в краеведческий музей. Дать детям элементарные представления об истории города, познакомить детей с отдельными экспонатами, отражающими жизнь и быт людей в прошлом и настоящем, предметы декоративно – прикладного искусства. Формировать чувства любви к родному краю. Экспонат. Совместно с экскурсоводом составить план экскурсии. 7 Р а с с м а т р и в а н и е и составление рассказа по картине «Северные олени». Р и с о в а н и е н а т е м у «Северный олень». Уточнить знания детей о северном олене, рассказать о значении оленя для коренных жителей тундры (олень в тундре это - средство передвижения, одежда, жилье, пища.) Учить составлять описательные рассказы по картине, логично и последовательно излагать свои мысли. Расширять кругозор детей. Учить детей передавать в рисунке образ северного оленя, рисовать контур простым карандашом, по желанию выбирать материал для изображения (акварель, гуашь, цветные карандаши). Развивать технические навыки и умения в рисовании, самостоятельно выбирать колорит рисунка. Пастбище. Картина «С еверные олени», иллюстрационный материал, отображающий жизнь людей в с то й б и щ е , оленей в естественной среде обитания. Акварель, гуашь, цветные карандаши на выбор детей, альбомный лист, иллюстративный материал, отображающий оленя в движении. 8 Беседа «Как звери в тундре Дать детям представления об изменении Егерь. К а р т и н ы с 12
готовятся к зиме». в жизни животных в разное время года (лось, олень, лиса, песец, волк). Учить детей устанавливать связь сезонных изменений в природе с жизнью животных. Составлять рассказ по картине с продолжением изображенного сюжета. Формировать представления детей о роли человека в охране диких животных. изображением ж и в о т н ы х в е сте ственной с р ед е обитания. 9 Пересказ хантыйской сказки «Мальчик Идэ». Продолжать знакомить детей с устным творчеством народов севера, учить выразительно, без повторов передавать содержание литературного текста, сохраняя последовательность. Учить различать литературный жанр – сказка, рассказ. Сирота, челнок, песчаная коса. Материал к занятию: иллюстративный материал по содержанию текста. 10 Беседа о заповедниках. Дать детям первые представления о значении заповедников в охране жизни и воспроизводстве животного и растительного мира, зачем и как люди оберегают животных и растения. Познакомить детей с «Красной книгой». Рассказать о птицах нашего края, которые занесены в красную книгу (гусь – краснозобая казарка, лебедь – кликун). Краснозобая, воспроизводство, егерь. Иллюстрационный материал, отображающий жизнь животных и птиц в естественной среде обитания. 11 Салехард - наша малая родина.
Цель:
формирование знаний детей о родном городе. Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе Подобрать музыку, стихи, фотографии, рисунки о г,Салехард, 13
дидактической игры. Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше. карту. 12 Заключительная викторина «Что? Где? Когда?» совместно с родителями. Уточнить и закрепить знания детей о родном крае (флора и фауна, труд людей, быт и культура народов севера). Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свой народ, свою Родину. 14
15


В раздел образования