Автор: Мачитова Минсалия Ниязуловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №20 "Светлячок" Населённый пункт: г.Салехард Наименование материала: Программа по краеведению Тема: "Край, в котором я живу" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 «Светлячок» г.Салехард
Программа по краеведению
для работы с детьми
средней, старшей и подготовительной группы
1
Пояснительная записка
к программе по краеведению
«Край, в котором я живу»
Цели и задачи программы:
Формируя у ребенка чувства любви к Родине, необходимо, в первую очередь, воспитывать у него эмоционально –
положительное отношение к тем местам, где он живет. Воспитывать умение видеть и осознавать красоту окружающей жизни,
желание узнать больше об особенностях края: населяющих народах, его истории, природе, природных ресурсах. Формировать
понятие о роли человека в охране и воспроизводстве окружающей среды.
Для решения этих задач необходимо дать детям элементарные географические и природоведческие представления о
Крайнем
Севере,
культуре
и
традициях
народов,
населяющих
его.
Знакомить
детей
с
трудом
и
профессиями,
которые
преобладают в данной местности, и результатами которого мы пользуемся. Дать детям понятие, что на Севере проживает
несколько народностей и каждый народ имеет свою культуру.
Все программы, которые нам предлагает народное образование, составлены без учета проживания в том или ином регионе
страны. Воспитание же должно основываться на ближайшем окружении.
Для того, чтобы начать работу в данном направлении, необходимо подготовить базу для занятий с детьми: наглядный и
дидактический материал, национальные игры, в групповых комнатах оформить зональные уголки, которые бы отражали быт
ненецкой семьи. Хорошо иметь в группе наглядный и дидактический материал:
чум с предметами быта;
куклы в национальной одежде (мальчик и девочка);
ненецкие куклы (нухуко) семья;
комплекты ненецких игр;
альбом с эскизами национальных орнаментов;
гербарий местной флоры;
альбомы с фотографиями, иллюстрациями, отражающими быт, культуру, природу и животный мир;
подборка художественной литературы и устного народного творчества, писателей и поэтов севера.
Это тот материал, который необходим в первую очередь для организации работы с детьми.
2
Учитывая возрастные особенности детей, необходимо в работе умело сочетать разнообразные виды деятельности -
наблюдения
и
чтения
художественных
произведений,
рассматривание
картин
и
слушанье
музыки.
Ручной
труд
и
изобразительная деятельность, экскурсии в природу, по поселку и обязательные экскурсии в краеведческий музей, именно там
представлены предметы, рожденные культурой коренного населения края, и должны служить первоисточником введения детей
в родную культуру.
Содержание Программы:
Труд взрослых: знакомство с профессиями и видами труда с учетом условий края (оленевод, рыбак, зверовод , швея,
охотник, геолог, газодобытчик), дать знания о результатах труда и его общественной значимости;
Растения: расширять и уточнять знания о растениях произрастающих в тундре, учить узнавать по внешнему виду и
называть: деревья, кустарники, грибы, ягоды, мхи;
Живая
природа: расширять и уточнять знания детей о животных, населяющих тундру. Знать об изменениях в жизни
животных в разное время года (олень, заяц, песец, волк, лиса, лось), дать элементарные знания о птицах, населяющих
районы Крайнего Севера, узнавать их по описанию, по картине и в естественной среде обитания. Знать о зимующих и
перелетных птицах (гуси, утки, лебеди, куропатки, пуночки, полярная сова), уметь устанавливать связь между состоянием
погоды и поведением птиц. Знакомить детей с обитателями водоемов, узнавать по описанию, на иллюстрациях (щука,
нельма, муксун, осетр), воспитывать стремление охранять и оберегать природные ресурсы родного края.
Устное народное творчество: Знакомство детей с устным народным творчеством, литературным наследием народов
Севера:
средняя группа: Леонид Лапцуй;
старшая группа: Прокопий Андреевич Явтысый;
подготовительная группа: О.Аксенова;
Декоративно – прикладное искусство народов севера: дать детям представление о декоративно – прикладном искусстве
народов севера, познакомить детей с национальными орнаментами (чум оленья тропа).
Устное народное творчество: формировать интерес к устному народному творчеству, систематически использовать в
работе с детьми загадки, потешки, пословицы, национальные подвижные, дидактические и сюжетно – ролевые игры.
Чтобы не утрачивался интерес детей к обучению и во избежание перегрузки дошкольников, занятия рекомендовано
проводить как интегрированную часть в общеобразовательной программе.
Предлагаемое количество занятий по программе «Край, в котором я живу»: средняя группа - 9 часов в год; старшая группа
- 9 часа в год; подготовительная группа - 12 часов в год.
3
Структура программы:
пояснительная записка;
занятия по возрастным категориям (средняя, старшая, подготовительная группы);
наблюдения в природе (по группам, по кварталам);
список литературы для занятий (по возрастным группам);
игры народов Севера (подвижные сюжетно – ролевые);
фольклор;
наглядный и дидактический материал (национальная одежда, обувь, предметы быта, образцы национальных орнаментов,
ненецкие куклы, фотографии, геральдика Ямальского района и др.)
список литературы, использованной при составлении программы.
Заместитель заведующей по учебно – воспитательной работе
МБДОУ№20 «Светлячок»
Средняя группа
№
Тема
Программные задачи
Словарная работа
Материалы к занятию
1
«Мой город- Салехард»,
(комплексное занятие,
ознакомление с
окружающим и
изобразительная
деятельность) беседа с
детьми по результатам
экскурсии по городу,
1.Уточнить и закрепить знания детей о
родном городе: название главной улицы,
где находится детский сад, улица - где я
живу, дать детям понятие, что такое
«Улица».
2.Учить детей отображать в рисунках
свои впечатления от увиденного.
3.Предложить детям нарисовать свой
Улица
Иллюстрации с
изображением улиц
г.Салехард, кисти,
акварель, гуашь,
цветные карандаши (на
выбор детей),
альбомный лист.
4
рисование на тему «Дом,
где я живу».
дом. Воспитывать любовь к родному
селу, дому.
2
«Знакомство детей с
ягодами,
произрастающими в
тундре: морошка,
брусника».
Познакомить детей с двумя видами ягод
– морошка и брусника на основе
естественного материала. Рассмотреть с
детьми веточки, на которых
произрастают ягоды, предложить детям
потрогать их, описать внешний вид
через визуальные наблюдения и
сенсорные исследования. Расширять
кругозор детей, знакомить с природой
родного края. Дидактическая игра
«Угадай по вкусу».
Дать детям понятие
слова «Кустарник»
Гербарии местной
флоры, ягоды морошки,
брусники, голубики,
водяники.
3
Знакомство с северным
оленем.
Дать детям представление о северном
олене, его внешнем виде, повадках.
Учить детей составлять описательный
рассказ из 5-6 предложений, в рассказе
передавать характерные признаки
северного оленя. Вызвать
эмоциональный отклик детей, умение
высказать свое отношение к животному,
развивать наблюдательность.
Туловище, копыта.
Картина с
изображением
северного оленя.
4
Заучивание стихотворения
Л.Лапцуя «Первый
Формировать интерес детей к разным
жанрам литературы народов севера.
Проталинка,
задиристый, рябенький.
Иллюстрации
отображающие сюжет
5
олененок».
Помочь детям осознанно запоминать
небольшие стихотворные тексты,
развивать интонационную речь, вызвать
эмоциональный отклик на
художественное произведение.
стихотворения
5
Знакомство с жилищем
тундровых ненцев (чум).
Дать детям представление о жилище
тундровых ненцев, рассмотреть с детьми
макет чума, обратить внимание детей на
то, что чум сделан из оленьих шкур,
визуально познакомить детей с
предметами быта. Активизировать детей
для участия в беседе, используя игровые
мотивации. Расширять кругозор детей,
формировать интерес и уважение к
культуре народов севера.
Полог.
Макет чума с
предметами быта.
6
Знакомство с ненецким
орнаментом «Чум».
Дать детям элементарные знания о
народном творчестве, познакомить с
простейшим ненецким орнаментом
«Чум». Учить детей составлять узор из
геометрических форм на шаблонах
национальной одежды, предметах быта.
Расширять кругозор детей, формировать
интерес к культуре народов севера
Геометрические формы
(треугольник 6 – 8 шт.)
на каждого ребенка,
шаблоны национальной
одежды, цветные
карандаши, кукла
(девочка) в
национальной одежде.
7
Знакомство детей с
национальной игрушкой –
кукла (нухуко).
Дать детям понятие – народная игрушка,
познакомить детей с внешним видом
ненецкой куклы, учить составлять
описательные рассказы. Вызвать у детей
Нухуко.
Набор ненецких кукол
(семья).
6
интерес к игрушке, желание играть с
ней.
8
Аппликация - украшение
одежды для куклы
национальным орнаментом
«Оленья тропа».
Используя трафарет, учить детей
вырезывать орнамент из бумаги,
располагать рисунок на трафарете,
изображающем женскую одежду
(ягушка) по вертикали и горизонтали.
Формировать эстетический вкус.
Ягушка.
Шаблон орнамента
«Оленья тропа»,
готовые трафареты
ягушки на листе
бумаги, цветная бумага
для вырезывания
орнамента на выбор
детей.
9
Беседа «Пришла весна,
прилетели птицы»
Дать детям понятие о том, что с
наступлением тепла - природа
просыпается, прилетают птицы, будут
вить гнезда и выводить птенцов.
Познакомить детей с пуночкой, ее
внешним видом, узнавать пуночку в
естественной среде. Формировать
интерес детей к природе,
самостоятельно отмечать признаки
весны.
Гнездятся.
Иллюстрации весенних
пейзажей Ямальской
тундры, перелетных
птиц.
Старшая группа
№
Тема
Программные задачи
Словарная работа
Материалы к занятию
1
Экскурсия на речку «Обь».
Уточнить представления детей о
состоянии водоема осенью: чем
покрыты берега, какого цвета вода в
Водоем, перелетные.
Выбор удобного места
для наблюдений, беседа
перед экскурсией о
7
речке, какие птицы летают над водой.
Учить детей различать птиц по
внешнему виду, называть их
характерные признаки. Учить
высказывать свои впечатления об
увиденном.
перелетных птицах.
2
Знакомство с профессией
рыбака, рассматривание
картины «Рыбаки».
Познакомить детей с профессией
рыбака, подвести к пониманию
важности и необходимости данного вида
труда для людей. Учить составлять
рассказы по картине по плану
воспитателя. Воспитывать уважение к
труду.
Снасти, бригада.
Иллюстрационный
материал
отображающий труд
рыбака, картина
«Рыбаки».
3
Рассматривание (в
сравнении) двух видов рыб
щука и щекур.
Расширять кругозор детей.
Расширять знания детей о рыбах,
обитающих в северных водоемах, учить
выделять особенности внешнего вида
рыб в сравнении. Рассказать о местах
обитания рыб, чем они питаются. Учить
детей правильно, точно по смыслу
употреблять в речи прилагательные при
сравнении и описании внешнего вида
рыб.
Водоросли, водоем.
Иллюстрации с
изображением данных
пород рыб.
4
Знакомство с творчеством
ненецкого писателя и поэта
Прокопия Андреевича
Явтысый, чтение
произведения «Как
северные олени рогатыми
стали».
Продолжать знакомство детей с
творчеством писателей севера.
Познакомить детей с новым
произведением. Учить детей давать
связные ответы, используя простые и
сложные предложения. Формировать
интерес детей к укладу жизни и обычаям
ненцев проживающих в тундре -
Беззащитный,
белорыбица.
8
пастухов, оленеводов, охотников.
5
Рассматривание картины
«Песцы».
Продолжать знакомить детей с
животным миром Ямальской тундры.
Выявить и уточнить знания детей о
песцах: внешнем виде, повадках,
местами обитания, чем питаются. Учить
детей составлять описательные рассказы
по картине, учить детей согласовывать в
предложении существительные с
прилагательными. Расширять кругозор
детей.
Повадки, обитание.
Картина «Песцы»,
иллюстрации
отображающие жизнь
животных (песцов) в
естественной среде
обитания.
6
Знакомство с профессией
охотника, чтение
стихотворения «По следу
совы» Л.Лапцуй.
Продолжать знакомство детей с жизнью
людей в тундре, с трудом, которым они
занимаются. Рассказать о значимости
труда охотника для тундровых ненцев.
Учить детей поддерживать беседу,
задавать вопросы, высказывать свои
впечатления. Воспитывать уважительное
отношение к труду.
Капкан, снасти.
Иллюстрации
отображающие труд
охотника.
7
Знакомство детей с
национальными играми и
игрушками («Тыранийко»,
«Нухуко» и др.).
Дать детям понятие, что у ненцев, как и
у других народов, есть свои игры и
игрушки. Рассказать о предназначении и
воспитательной ценности для детей
живущих в тундре. Разучить с детьми 1 –
2 игры по выбору воспитателя.
Воспитывать уважительное отношение к
культуре народов севера.
Нухуко, тыранийко.
Ненецкие куклы
(семья), набор
деревянных палочек
длиной 15 см.
9
8
Знакомство с жизнью
оленеводов в стойбище.
Познакомить детей с жизнью, бытом,
традициями людей живущих в тундре
(рассказ воспитателя с использованием
наглядного и дидактического
материала). Закрепить знания детей о
труде оленевода. Активизировать детей к
участию в беседе, учить задавать
вопросы и отвечать на вопросы.
Воспитывать уважение к людям труда.
Стойбище, кочуют.
Макет чума с
предметами быта,
национальные
дидактические игры,
иллюстративный
материал,
отображающий жизнь
людей в стойбище.
9
КВН «Ямал - мой родной
край».
Уточнить
и
закрепить
знания
детей
о
флоре
и
фауне
Ямальской
тундры,
по
описанию и на иллюстрациях узнавать
животных
и
растения
края,
правильно
называть
национальную
од е ж д у,
отгадывать
и
загадывать
загадки,
рассказывать
стихи.
Во спитывать
дружеские чувства, взаимовыручку.
Иллюстрационный
м ат е р и а л
фл о р ы
и
ф а у н ы
Я м а л ь с к о й
т у н д р ы ,
г е р б а р и и ,
к а р т и н к и
« О д е ж д а
народов севера».
Подготовительная группа
№
Тема
Программные задачи
Словарная работа
Материалы к занятию
1
«Экскурсия в тундру».
Углублять и расширять знания детей о
природе родного края, о тундре (царство
мхов и лишайников, болот и озер,
дикорастущих ягод и трав).
Рассматривание и сбор мхов для
гербария и ручного труда. Формировать
у детей интерес и бережное отношение
Предварительная
беседа с детьми о
предстоящей экскурсии,
целях и задачах,
подготовить ведерки,
мешочки для сбора
природного материала.
10
детей к природе, знакомить детей с
правилами поведения в тундре.
2
«Дары тундры» – беседа о
грибах и ягодах
произрастающих в тундре.
Познакомить детей с двумя видами
грибов – подосиновик, сыроежка.
Уточнить и обобщить знания детей о
ягодах – черника, брусника, морошка,
учить узнавать по описанию и находить
в гербариях кустарники этих ягод.
Побуждать детей к участию в беседе,
расширять словарный запас путем
образования однокоренных слов от слова
гриб.
Гербарии местной
флоры,
иллюстративный
материал о грибах и
ягодах.
3
Сюжетное рисование на
тему «Осень в тундре» по
результатам наблюдения во
время экскурсий, акварель.
Учить детей передавать в рисунке
характерные признаки осени, подбирать
цветовые сочетания, передающие
характер тематического рисунка,
передавать эстетические впечатления в
своей работе. Развивать творчество.
Тонированная и белая
бумага на выбор детей,
акварель.
4
Заучивание стихотворения
О.Аксенова «Колыбельная
морошке».
Продолжать знакомить детей с
творчеством писателей севера, помочь
осознанно запоминать стихотворный
текст, формировать дикцию и
выразительность речи.
Ягода – фонарик,
колыбельная.
5
Беседа о зимующих и
перелетных птицах.
Уточнить представления детей об
изменении образа жизни птиц осенью,
узнавать и называть птиц на
иллюстрациях. Уточнить понятие -
Зимующие, перелетные.
Иллюстративный
материал,
отображающий разные
виды птиц в среде
11
перелетные птицы, зимующие птицы.
Учить детей устанавливать связь между
состоянием погоды и проживанием птиц
на крайнем севере.
обитания.
6
Экскурсия в краеведческий
музей.
Дать детям элементарные представления
об истории города, познакомить детей с
отдельными экспонатами, отражающими
жизнь и быт людей в прошлом и
настоящем, предметы декоративно –
прикладного искусства. Формировать
чувства любви к родному краю.
Экспонат.
Совместно с
экскурсоводом
составить план
экскурсии.
7
Р а с с м а т р и в а н и е
и
составление
рассказа
по
картине «Северные олени».
Р и с о в а н и е
н а
т е м у
«Северный олень».
Уточнить
знания
детей
о
северном
олене, рассказать о значении оленя для
коренных
жителей
тундры
(олень
в
тундре
это
-
средство
передвижения,
одежда, жилье, пища.) Учить составлять
описательные
рассказы
по
картине,
логично
и
последовательно
излагать
свои мысли. Расширять кругозор детей.
Учить детей передавать в рисунке образ
северного
оленя,
рисовать
контур
простым
карандашом,
по
желанию
выбирать
материал
для
изображения
(акварель, гуашь, цветные карандаши).
Развивать технические навыки и умения
в рисовании, самостоятельно выбирать
колорит рисунка.
Пастбище.
Картина
«С еверные
олени»,
иллюстрационный
материал,
отображающий
жизнь
людей
в
с то й б и щ е ,
оленей
в
естественной
среде обитания.
Акварель, гуашь,
цветные карандаши на
выбор детей,
альбомный лист,
иллюстративный
материал,
отображающий оленя в
движении.
8
Беседа «Как звери в тундре
Дать детям представления об изменении
Егерь.
К а р т и н ы
с
12
готовятся к зиме».
в жизни животных в разное время года
(лось, олень, лиса, песец, волк). Учить
детей
устанавливать
связь
сезонных
изменений
в
природе
с
жизнью
животных.
Составлять
рассказ
по
картине с продолжением изображенного
сюжета.
Формировать
представления
детей о роли человека в охране диких
животных.
изображением
ж и в о т н ы х
в
е сте ственной
с р ед е
обитания.
9
Пересказ хантыйской
сказки «Мальчик Идэ».
Продолжать знакомить детей с устным
творчеством народов севера, учить
выразительно, без повторов передавать
содержание литературного текста,
сохраняя последовательность. Учить
различать литературный жанр – сказка,
рассказ.
Сирота, челнок,
песчаная коса.
Материал к занятию:
иллюстративный
материал по
содержанию текста.
10
Беседа о заповедниках.
Дать детям первые представления о
значении заповедников в охране жизни и
воспроизводстве животного и
растительного мира, зачем и как люди
оберегают животных и растения.
Познакомить детей с «Красной книгой».
Рассказать о птицах нашего края,
которые занесены в красную книгу (гусь
– краснозобая казарка, лебедь – кликун).
Краснозобая,
воспроизводство, егерь.
Иллюстрационный
материал,
отображающий жизнь
животных и птиц в
естественной среде
обитания.
11
Салехард - наша малая
родина.
Цель: формирование знаний детей о
родном городе. Развивать воображение,
связную речь, мышление в процессе
Подобрать музыку,
стихи, фотографии,
рисунки о г,Салехард,
13
дидактической игры. Воспитывать
гражданско-патриотические чувства:
гордость за свою малую родину,
желание сделать ее лучше.
карту.
12
Заключительная викторина
«Что? Где? Когда?»
совместно с родителями.
Уточнить и закрепить знания детей о
родном крае (флора и фауна, труд людей,
быт и культура народов севера).
Воспитывать чувства патриотизма и
гордости за свой народ, свою Родину.
14
15