Автор: Радзивановская Наталья Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад "Родничок" Населённый пункт: п.Мокроус Саратовской области Наименование материала: конспект НОД Тема: "Литературная викторина по сказкам" Раздел: дошкольное образование
Цель :
Расширить кругозор и эрудицию детей.
Выявить творческие способности ребят.
Задачи :
Закрепить полученные знания у детей по содержанию сказок.
Добиваться полных ответов.
Формировать связную речь, обогащать словарь детей.
Развивать внимание, мышление, память,слуховое и зрительное внимание.
Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Развивать навыки коллективной работы.
Оборудование : магнитофон , куклы , картины , портреты писателей.
Предварительная работа:
Чтение сказок
Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок с родителями.
Рисование детьми эпизодов из сказок.
Ход занятия.
Воспитатель : сегодня у нас с вами литературная викторина. Мы будем снова
встречаться со сказками.
Воспитатель : когда зародились сказки ?
Дети : зародились сказки в глубокой древности , когда люди еще не умели
читать , писать и рассказывать сказки друг другу .
Воспитатель : все сказки содержат в себе народную мудрость мечты о
счастливой жизни.
Воспитатель : от какого слова происходит слова сказка ?
Дети : слово сказка происходит от слова сказывать , рассказывать .
Воспитатель : с каких слов начинается сказка ?
Дети : «Жили –были « , «В тридевятом царстве , в тридевятом государстве «,
« В некотором царстве , в некотором государстве «.
Воспитатель : как передавались сказки ?
Дети : сказки передавались из уст в уста , из поколения в поколение , отцы
рассказывали сказки своим детям , а дети вырастали и рассказывали своим
детям .
Воспитатель : почему сказки мы называем сказками ?
Дети : в сказках случаются чудеса , звери и птицы разговаривают , люди
превращаются в животных :Братец Иванушка превращается в козленочка
,Василиса Премудрая в царевну лягушку и т.д.
Воспитатель : каких писателей сказочников вы знаете ?
Дети : Пушкин – сказка о царе Салтане , сказка о мертвой царевне и семи
богатырях , сказка о попе и работнике балде и тд. Андерсен –«Принцесса на
горошине , «Дюймовочка « , «Гадкий утенок «.
Воспитатель : каких сказочных персонажей вы знаете ?
Дети : Баба-Яга , леший , водяной ,русалка , кощей –Бессмертный , змей
горыныч.
Воспитатель : какие волшебные вещи встречаются в сказках ?
Дети : гребешок- превращается в лес , яблоко – показывает , что происходит
в мире , говорящее зеркало, шапка невидимка , сапоги скороходы.
Стук в дверь.
Входит сказочница.
-Здравствуйте , ребятушки !
Я сказочница Василиса
Пришла к вам за помощью.
- В мире много сказок
Грустных и веселых
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
- Баба Яга разозлилась ,что ее в сказках не любят ни взрослые , ни дети и
перепутала все сказки .(В руках корзиночка , а в ней конверты потерянных
сказок ).
Воспитатель : закройте глаза , сейчас отправимся в сказочное путешествие
встретимся там со сказочными героями , но эти герои потеряли свои
сказки .Давайте поможем сказочнице.
Воспитатель берет из корзины конверт (читает ).
1)Девочка далее руками взглянула куда делись ввысоке сугробы ? где
ледяные сосульки , что висели на каждой ветке ?Под ногами у него мягкая
весенняя земля .Кругом капает , течет ,журчит .Почки на ветках надулись ,и
уже выглядывают из –под темной кожуры первые зеленые листочки .
Глядит девочка ,наглядеться не может .Потом очнулась и побежала в чащу
подснежники искать.
Воспитатель : Из какой сказки эти слова ?
Дети : эти слова из славянской сказки в обработке Маршака «Двенадцать
месяцев «
Воспитатель : почему братья месяцы не заморозили падчерицу ?
Дети : девочка была приветливой , доброй , день и ночь работала и месяцы
видели каждый день , как она работает до глубокой ночи.
Воспитатель : за что была наказана дочь мачехи ?
Дети : злая , завистливая , ленивая , грубила братьям месяцам .На месяца
январь сказала , что кроме ветра и снега от него не чего и не дождешься .
Физминутка
Дюймовочка ,Незнайка , Буратино ,
Гурвинек ,Самоделкин , чипполино ,
Петрушка карандаш –
Отряд веселый наш ,
Мы всех ребят хорошие друзья.
Неумейка , учись !
Лежибока , трудись !
Даже в сказках нельзя нам лениться
Будем книжки читать
И задачки решать ,
А потом будем все веселиться .
Беру второй конверт
Проигрыватель
2)Девочка спит и пока не знает ,
Что в этой сказке ее ожидает
Жаба под утро ее украдет
В нору упрячет бессовестный крот
Впрочем довольно !
Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка ?
Чья это сказка ?
Дети : сказка Андерсена «Дюймовочка «
Воспитатель : кто из героев сказки помогал Дюймовочки ?
Дети : рак , маленькие рыбки ,мотылек – помогали уплыть от старой жабы ,
полевая мышка – спасла Дюймовочку от холода и голода , а ласточка помогла
Дюймовочке избавиться от крота .
Включить проигрыватель (прослушать ,где ласточка спасла Дюймовочку .)
Воспитатель : что мы прослушали , каким словом закончилась сказка ?
Дети : тебя больше не будут звать «Дюймовочка «- сказал король Элюр – это
некрасивое имя , а ты такая хорошенькая , мы будем звать тебя Майей .
3) Мультимедийная доска
Воспитатель : сюжет какой сказки вы видите ?
Дети : из русской народной сказки «Морозко «.
Воспитатель : опишите зимний лес в котором очутилась Машенька
Дети : девочка стоит в лесу .Вокруг нее сугробы их мягкого , пушистого
снега. Мохнатые ели одеты в белые снежные сугробы, а деревья покрыты
белым серебряным снегом .Холодно ,через морозную дымку пробиваются
нежные лучи солнца .
Воспитатель : герои сказки «Морозко « перед вами .Дайте им
характеристику.
Дети : ( дети берут куклы , становятся в ряд )
- Злая мачеха , сварливая , вечно недовольная ,жадная
-Ее дочь ленивая , капризная , так же как и мать жадная , сварливая
- Старик. Добрый ,ласковый , трудолюбивый , очень любит свою дочь .
- Дочь его умница , трудолюбивая , заботливая , вежливая , рукодельница.
- Морозко. Справедливый , любит добрых , трудолюбивых , наказывает злых ,
ленивых , жадных .
4 )
Воспитатель : из какой сказки эти слова ?
«Утром светом повели Симона младшенького на лютую казнь. Царевна
плачет ,жемчужные слезы льет .Злой воевода ухмыляется.
Дети : русская народная сказка
«Семь Симонов –семь работников «
Воспитатель : как в этой сказке описывается русская природа ?
Дети : хорошо у вас на море – океане га острове Буяне , а на Руси – матушке
во сто крат лучше !
« У нас луга зеленые , реки сини .В озерах ее реках рыбы полным – полно .У
нас поля бескрайние ,у заводей березки белые ,в лугах цветы лазоревые .У
нас заря с зарей сходится , месяц на небе звезды поит .У нас росы медовые ,
ручьи серебряные .Выйдет утром пастух на зеленый лужок , заиграет в
берестяной рожок , и не хочешь , а за ним пойдешь .
Воспитатель : кого из композиторов, написавших музыкальные сказки , вы
знаете ?
Дети : Чайковский написал музыку к сказке «Щелкунчик «, «Снегурочка «.
Воспитатель : сюжет Щелкунчика заимствован из сказки немецкого
писателя .Назовите мне фамилию писателя и как называется сказка .
Дети : фамилия писателя Гофман , а сказка называется «Щелкунчик и
мышиный царь «ю
Звучит музыка
Воспитатель : что происходит в сказке под эту музыку ?
Дети : Щелкунчик и «Клара « превращаются в принца и принцессу .Елка
кружится и растет до самого потолка , куклы и игрушки оживают.
И под музыку «Вальс цветов «начинают танцевать .Щелкунчик и Клара
летают по воздуху , перелетают с цветка на цветок , кружатся в вальсе .
Не всегда в сказка все верно , все правда , но в сказках много мудрого , они
учат нас жить .Давайте вспомним пословицы и поговорки о сказках , сказка
ложь , да в ней намек , добрым молодцам урок .Сказка складом , песня
ладом красна .Сказка все больше сказывать нельзя. Ой чего , говори ,
договаривай , не я пою , душа поет .