Напоминание

"Литературная викторина по сказкам"


Автор: Радзивановская Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Родничок"
Населённый пункт: п.Мокроус Саратовской области
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Литературная викторина по сказкам"
Раздел: дошкольное образование





Назад





КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА

ТЕМУ :

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ «

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МДОУ Д /С РОДНИЧОК

Р.П.МОКРОУС .

Воспитатель: Радзивановская Наталья Петровна
.

Цель
: Расширить кругозор и эрудицию детей. Выявить творческие способности ребят.
Задачи :
Закрепить полученные знания у детей по содержанию сказок. Добиваться полных ответов. Формировать связную речь, обогащать словарь детей. Развивать внимание, мышление, память,слуховое и зрительное внимание. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе. Развивать навыки коллективной работы.
Оборудование
: магнитофон , куклы , картины , портреты писателей.
Предварительная работа:
Чтение сказок Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок с родителями. Рисование детьми эпизодов из сказок.

Ход занятия.
Воспитатель :
сегодня у нас с вами литературная викторина. Мы будем снова встречаться со сказками.
Воспитатель :
когда зародились сказки ?
Дети :
зародились сказки в глубокой древности , когда люди еще не умели читать , писать и рассказывать сказки друг другу .
Воспитатель :
все сказки содержат в себе народную мудрость мечты о счастливой жизни.
Воспитатель :
от какого слова происходит слова сказка ?
Дети :
слово сказка происходит от слова сказывать , рассказывать .
Воспитатель :
с каких слов начинается сказка ?
Дети :
«Жили –были « , «В тридевятом царстве , в тридевятом государстве «, « В некотором царстве , в некотором государстве «.
Воспитатель :
как передавались сказки ?
Дети :
сказки передавались из уст в уста , из поколения в поколение , отцы рассказывали сказки своим детям , а дети вырастали и рассказывали своим детям .
Воспитатель :
почему сказки мы называем сказками ?
Дети :
в сказках случаются чудеса , звери и птицы разговаривают , люди превращаются в животных :Братец Иванушка превращается в козленочка ,Василиса Премудрая в царевну лягушку и т.д.
Воспитатель :
каких писателей сказочников вы знаете ?
Дети :
Пушкин – сказка о царе Салтане , сказка о мертвой царевне и семи богатырях , сказка о попе и работнике балде и тд. Андерсен –«Принцесса на горошине , «Дюймовочка « , «Гадкий утенок «.
Воспитатель :
каких сказочных персонажей вы знаете ?
Дети :
Баба-Яга , леший , водяной ,русалка , кощей –Бессмертный , змей горыныч.

Воспитатель :
какие волшебные вещи встречаются в сказках ?
Дети :
гребешок- превращается в лес , яблоко – показывает , что происходит в мире , говорящее зеркало, шапка невидимка , сапоги скороходы. Стук в дверь. Входит сказочница. -Здравствуйте , ребятушки ! Я сказочница Василиса Пришла к вам за помощью. - В мире много сказок Грустных и веселых И прожить на свете Нам нельзя без них. - Баба Яга разозлилась ,что ее в сказках не любят ни взрослые , ни дети и перепутала все сказки .(В руках корзиночка , а в ней конверты потерянных сказок ).
Воспитатель :
закройте глаза , сейчас отправимся в сказочное путешествие встретимся там со сказочными героями , но эти герои потеряли свои сказки .Давайте поможем сказочнице. Воспитатель берет из корзины конверт (читает ). 1)Девочка далее руками взглянула куда делись ввысоке сугробы ? где ледяные сосульки , что висели на каждой ветке ?Под ногами у него мягкая весенняя земля .Кругом капает , течет ,журчит .Почки на ветках надулись ,и уже выглядывают из –под темной кожуры первые зеленые листочки . Глядит девочка ,наглядеться не может .Потом очнулась и побежала в чащу подснежники искать.
Воспитатель :
Из какой сказки эти слова ?
Дети :
эти слова из славянской сказки в обработке Маршака «Двенадцать месяцев «

Воспитатель :
почему братья месяцы не заморозили падчерицу ?
Дети :
девочка была приветливой , доброй , день и ночь работала и месяцы видели каждый день , как она работает до глубокой ночи.
Воспитатель :
за что была наказана дочь мачехи ?
Дети :
злая , завистливая , ленивая , грубила братьям месяцам .На месяца январь сказала , что кроме ветра и снега от него не чего и не дождешься . Физминутка Дюймовочка ,Незнайка , Буратино , Гурвинек ,Самоделкин , чипполино , Петрушка карандаш – Отряд веселый наш , Мы всех ребят хорошие друзья. Неумейка , учись ! Лежибока , трудись ! Даже в сказках нельзя нам лениться Будем книжки читать И задачки решать , А потом будем все веселиться . Беру второй конверт Проигрыватель 2)Девочка спит и пока не знает , Что в этой сказке ее ожидает Жаба под утро ее украдет В нору упрячет бессовестный крот Впрочем довольно !
Нужна ли подсказка? Кто эта девочка ? Чья это сказка ?
Дети :
сказка Андерсена «Дюймовочка «
Воспитатель :
кто из героев сказки помогал Дюймовочки ?
Дети :
рак , маленькие рыбки ,мотылек – помогали уплыть от старой жабы , полевая мышка – спасла Дюймовочку от холода и голода , а ласточка помогла Дюймовочке избавиться от крота . Включить проигрыватель (прослушать ,где ласточка спасла Дюймовочку .)
Воспитатель :
что мы прослушали , каким словом закончилась сказка ?
Дети :
тебя больше не будут звать «Дюймовочка «- сказал король Элюр – это некрасивое имя , а ты такая хорошенькая , мы будем звать тебя Майей . 3) Мультимедийная доска
Воспитатель :
сюжет какой сказки вы видите ?
Дети :
из русской народной сказки «Морозко «.
Воспитатель :
опишите зимний лес в котором очутилась Машенька
Дети :
девочка стоит в лесу .Вокруг нее сугробы их мягкого , пушистого снега. Мохнатые ели одеты в белые снежные сугробы, а деревья покрыты белым серебряным снегом .Холодно ,через морозную дымку пробиваются нежные лучи солнца .
Воспитатель :
герои сказки «Морозко « перед вами .Дайте им характеристику.
Дети :
( дети берут куклы , становятся в ряд ) - Злая мачеха , сварливая , вечно недовольная ,жадная -Ее дочь ленивая , капризная , так же как и мать жадная , сварливая - Старик. Добрый ,ласковый , трудолюбивый , очень любит свою дочь . - Дочь его умница , трудолюбивая , заботливая , вежливая , рукодельница.
- Морозко. Справедливый , любит добрых , трудолюбивых , наказывает злых , ленивых , жадных . 4 )
Воспитатель :
из какой сказки эти слова ? «Утром светом повели Симона младшенького на лютую казнь. Царевна плачет ,жемчужные слезы льет .Злой воевода ухмыляется.
Дети :
русская народная сказка «Семь Симонов –семь работников «
Воспитатель :
как в этой сказке описывается русская природа ?
Дети :
хорошо у вас на море – океане га острове Буяне , а на Руси – матушке во сто крат лучше ! « У нас луга зеленые , реки сини .В озерах ее реках рыбы полным – полно .У нас поля бескрайние ,у заводей березки белые ,в лугах цветы лазоревые .У нас заря с зарей сходится , месяц на небе звезды поит .У нас росы медовые , ручьи серебряные .Выйдет утром пастух на зеленый лужок , заиграет в берестяной рожок , и не хочешь , а за ним пойдешь .
Воспитатель :
кого из композиторов, написавших музыкальные сказки , вы знаете ?
Дети :
Чайковский написал музыку к сказке «Щелкунчик «, «Снегурочка «.
Воспитатель :
сюжет Щелкунчика заимствован из сказки немецкого писателя .Назовите мне фамилию писателя и как называется сказка .
Дети :
фамилия писателя Гофман , а сказка называется «Щелкунчик и мышиный царь «ю Звучит музыка Воспитатель : что происходит в сказке под эту музыку ?
Дети :
Щелкунчик и «Клара « превращаются в принца и принцессу .Елка кружится и растет до самого потолка , куклы и игрушки оживают. И под музыку «Вальс цветов «начинают танцевать .Щелкунчик и Клара летают по воздуху , перелетают с цветка на цветок , кружатся в вальсе .
Не всегда в сказка все верно , все правда , но в сказках много мудрого , они учат нас жить .Давайте вспомним пословицы и поговорки о сказках , сказка ложь , да в ней намек , добрым молодцам урок .Сказка складом , песня ладом красна .Сказка все больше сказывать нельзя. Ой чего , говори , договаривай , не я пою , душа поет .


В раздел образования