Автор: Шарафутдинова Светлана Расиховна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №219 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан Наименование материала: Методическая разработка Тема: Доброта спасёт мир Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 219 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Цели:
- создать условия для формирование гуманного отношения к людям – инвалидам,
познакомить с понятием «инвалид»;
Задачи:
- познакомить с некоторыми проблемами людей с ограниченными возможностями
здоровья;
-
способствовать
развитию
нравственных
качеств
воспитанников,
развивать
чувство сострадания и сопереживания к людям - инвалидам;
- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких,
окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой
жизни.
Оборудование:
мультимедийный проектор; презентация к Междунрародному дню инвалидов;
фонограммы
песен:
«Песня
про
доброту"
из
м/ф
"Приключения
поросенка
Фунтика", "Если добрый ты" из м/ф "День рождения кота Леопольда".
Материалы и инструменты: ножницы,цветная бумага, простой карандаш.
Предварительная работа:
чтение произведения В.Катаева «Цветик-семицветик», составление описательного
рассказа
при
помощи
опорных
картинок
(мнемотаблиц);
разучивание
с
воспитанниками
стихотворения
"Дарю
тебе
сердце"
перевод
А.Л.Барто;
повторение пословиц и поговорок о доброте.
Ход мероприятия:
Слайд № 1. Воспитатель: Дорогие ребята, уважаемые гости, мы рады вас видеть.
Сегодня мы поговорим о доброте и милосердии. Ребята как вы понимаете, что
такое доброта? (ответы детей).
Слайд
№2. Воспитатель: Доброта – нечто положительное, хорошее, полезное,
противоположное злу. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь. Ребята,
давайте сейчас с вами сделаем «Круг добра» и, передавая мяч по кругу, каждый
будет говорить свои пожелания, начиная со слов «Я желаю…». Я начну первая: «Я
желаю счастья и добра, всем людям с самого утра».
Дети: (варианты
ответов
детей)
Я
желаю
всем
здоровья.
—
Я
желаю
всем
радости. — Я желаю всем солнечного дня. — Я желаю всем добрых друзей.
Слайд №3.
Воспитатель : Сейчас мы с вами говорили на языке доброты. Если
доброта живет на свете, радуются взрослые и дети. А какого человека можно
назвать добрым?
Дети: Которые делают добрые дела.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь садимся на свои места.
Слайд №4. Давайте вспомним сказку Валентина Катаева "Цветик-семицветик".
Слайд № 5. Сколько лепестков было у волшебного цветка? Кто помнит волшебные
слова?
(Лети,
лети
лепесток,
через
запад
на
восток,
через
север,
через
юг,
возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
Слайд № 6. Почему Витя отказался бегать с Женей? (Потому что у него больные
ноги, он может передвигается лишь с помощью костылей). Какое у него было
2
настроение? (ему было больно, грустно, обидно, одиноко). Какое последнее
желание загадала Женя? (Чтобы её друг Витя смог ходить и бегать).
Слайд № 7. Мальчик Витя был болен. Если бы Женя не загадала своё последнее
желание, чтобы Витя выздоровел, то мальчик остался бы таким на всю жизнь.
Таких людей называют инвалидами. Но кто же такие – инвалиды? (Ответы детей).
Слайд
№
8.
Инвалид (от
лат.
слабый,
немощный)
-
лицо,
частично
или
полностью
утратившее
трудоспособность. Это
люди,
возможности
здоровья
которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут
обходиться
без
посторонней
помощи
и
помощи
государства.
Л юд и
с
ограниченными
возможностями
нуждаются
в
помощи
и
поддержке
здоровых
людей, ведь многие становятся инвалидами по трагической случайности.
Слайд № 9. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с
другом и узнавать новое. Люди с ограниченными возможностями такие же, как и
мы. Они почти ничем не отличаются, только носят темные очки или слуховой
аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения (инвалидные
коляски), принимают определённые медицинские препараты или ограничены в
приёме некоторой пищи и т.д. Сейчас мы более подробно рассмотрим эту тему.
Слайд № 10. Есть люди с ограниченными возможностями здоровья, которые
ничего
не
видят
(Слепые).
Им
помогают
слух,
обоняние
и
руки.
Так же их
«глазами» могут служить трость, собака-поводырь. Государство тоже старается
помочь таким людям. Например, для безопасного перехода проезжей части ставят
светофоры со звуковым сигналом, делают рельефное мощение улиц.
Слайд
№
11.
Но
бывают
и
другие
ограничения
по
здоровью.
Например,
нарушение слуха и отсутствие речи, т.е. глухонемота. Средствами для улучшения
жизни для таких людей служат слуховые аппараты, трансляции программ по
телевидению ведутся с сурдопереводом и титрами.
Слайд № 12. Детский церебральный паралич. Поражение нервной системы в
период рождения (до или после), при котором нарушена координация движений
(возможны также нарушения зрения, речи и умственного развития). ДЦП - не
наследственное заболевание. Из-за боязни заразиться этой болезнью, многие дети
стараются держаться в стороне от таких «странных» детей. Но бояться не стоит,
ведь ДЦП не заразен.
Слайд № 13. Повреждения позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Для
улучшения
жизни
используют
вспомогательную
технику
для
передвижения
(инвалидные коляски, ходунки). В общественных местах, подъездах, переходах
сооружают пандусы. Для подъёма в транспорт или спуска в бассейны применяют
специальные подъёмники.
Слайд
№
14.
Существуют
такие хронические
заболевания,
тяжелые
формы
которых приводят к инвалидности. Но при соблюдении определенного режима и
своевременном приеме лекарств эти люди могут вести полноценную жизнь, ничем
не отличающуюся от жизни здорового человека. Например, бронхиальная астма
тяжелой степени – хроническое воспаление бронхов, при котором нарушается
нормальное дыхание.
3
Слайд № 15. Сахарный диабет тяжелой формы – нарушение обмена веществ в
организме
из-за
повышенного
содержания
сахара
в
крови
и
нарушение
биологического действия инсулина.
Слайд № 16. Врожденный порок сердца тяжелой формы – нарушение строения
сердца, вызывающее ограничения жизнедеятельности.
Слайд № 17. Любое из перечисленных заболеваний является испытанием для
человека, но оно также тренирует силу воли и учит ответственности за себя и
своих близких, что часто помогает добиться в жизни успеха. Инвалиды могут
быть ограничены физически, но они безграничны в своих способностях, талантах
и стремлении к самовыражению. Благодаря огромной силе духа и воли, эти люди
могут
добиться
успехов
в
самых
разнообразных
сферах:
науке,
бизнесе,
художественном творчестве, искусстве, спорте.
Слайд № 18. Уже много лет проводятся различные спортивные соревнования для
инвалидов
и
специальные
Олимпийские
игры
– Параолимпиады,
на
которых
инвалиды-спортсмены часто показывают результаты, которые далеко не каждый
здоровый человек может достичь даже упорными тренировками!
Слайды № 19, 20.
В Параолимпийские виды спорта входят: легкая атлетика,
велосипедный спорт, фехтование, дзюдо, тяжелая атлетика, стрельба из лука,
лыжный кросс, хоккей с шайбой.
Слайды
№
20.
Футбол,
настольный
теннис,
баскетбол,
волейбол,
теннис,
плаванье.
Слай № 21 .
3 декабря – Международный день инвалидов. Цель, ради которой
этот день был провозглашен, – полное и равное соблюдение прав человека и
участие инвалидов в жизни общества. Для защиты прав и интересов инвалидов
созданы сообщества – ВОИ, ВОС, ВОГ.
Слайд № 22. Главное, необходимо помнить: инвалид – такой же человек, как и
все, только жить ему гораздо труднее, чем человеку здоровому! Лишь доброта и
участие спасут мир!
Воспитатель: Асейчас я предлагаю вам при помощи ножниц ицветной бумаги
подарить друг другу частицу своего сердца. Но прежде чем начать, давайте с вами
поиграем, разомнем наши пальчики, ведь им сегодня предстоит хорошенько
потрудиться. Пальчиковая гимнастика:
Утро настало,
Солнышко встало.
А ну, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, большак!
Вставай, указка!
Вставай, середка!
Вставай, сиротка!
Вставай, крошка-Митрошка!
Привет, ладошка!
4
Далее педагог предлагает детям объяснить: почемупальцы руки так называются?
(Большой палец - самый большой на руке. Указательный палец - на все указывает,
все показывает. Средний палец - он находится в середине. Безымянный палец - у
него нет имени. Мизинец - от слова мизерный, маленький).
Воспитатель:
Берем лист бумаги, складываем пополам, прикладывая к ней свою
ладонь, обводим ее карандашом. Затем с помощью ножниц вырезаем по контору.
Раскрываем - (пауза)! Наши ладошки держат сердечко-сивол доброты, любви и
надежды!
Закончить
наше
мероприятие
мне
хотелось
бы
стихотворением
«Дарю
тебе
сердце» (перевод А.Л.Барто):
Дарю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй где угодно,
Ходи с ним повсюду,
Рисуй что захочешь,
Сердиться не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.
5