Автор: Зайцева Людмила Владимировна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ "Верхне-Идинская СОШ" Населённый пункт: с.Тихоновка Наименование материала: Методическая разработка.Творческий проект. Тема: Через прошлое к будущему. Моё ремесло. Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхне-Идинская средняя ощеобразовательная школа»
Творческий
проект
«
Через
прошлое
к
будущему
»
«
Моё
ремесло
»
выполнил
Темирхажиев
Рамзан
обучающийся
7 «
Б
»
класса
учитель
технологии
I
категории
Зайцева
Людмила
Владимировна
2014
г
.
с
.
Тихоновка
«
Моё
ремесло
»
Проблема
Возрождение
и
сохранение
старых
ремесел
Гипотеза
Возможно
возрождение
и
сохранение
старых
ремесел
через
декоративно
-
прикладное
искусство
Работы
кружка
«
Декоративно
-
прикладное
творчество
»
руководитель
Зайцева
Людмила
Владимировна
.
Цели
и
задачи
работы
Возрождение и сохранение
старых ремесел
Изучить особенности
приемы геометрической
резьбы
Изготовить интересные изделия из дерева
Приблизиться к культурному наследию России
Предмет
исследования
Находки древних изделий из дерева в России
Особенности древних ремёсел на Руси
Актуальност
ь
Сохранность
старых
ремесел
Методы
исследования
Изучение справочной и другой литературы
Работа в Internet
Обоснование
темы
исследовательской
работы
Я занимаюсь на кружке
«Техническое творчество»
художественной
обработкой дерева и
бересты, руководитель наш
учитель технологии
Зайцева Людмила
Владимировна. Мне очень
нравятся изделия из дерева
с художественной обработкой- это шкатулки,панно,скульптуры, кухонные
наборы и посуда- ковши и солонки, которые напоминают старину.
Я решил сделать несколько штук разной
формы с геометрической резьбой, точно
такие,какие видел на фотографиях в книге
С.В.Дементьева «Резьба по дереву».
Так я начал работать над проектом «Через
прошлое к будущему».
План
исследовательской
работы
Введение
История развития ремёсел
Образ ремёсел через декоративно-прикладное искусство
Технология изготовления изделия из дерева с геометрической резьбой
Заключение
Предмет
исследования
:
находки
древности
Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной
деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на
месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок
был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при
раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка
простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна
каждому рядовому ремесленнику. Русские деревянные ковши
на Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений
деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно
несколько типов традиционных русских ковшей: московские,
Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские,
северодвинские и т. д.
В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из
излюбленных видов художественных изделий из дерева. Мастера
подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ
современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный
стол.
Для них характерна мощная пластика форм, необычная,
поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность.
Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым
расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст
знаменитого кудринского орнамента.
Посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне
или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек
получило в XVII в. Ее производство сохраняется в районах Поволжья.
Технология
изготовления
изделия
из
дерева
с
геометрической
резьбой
Подобрал инструменты и материалы
Подготовил эскизы
Изучил технику безопасности при работе с резаками
1.
Выбрал заговку из бруска толщиной 120 мм, разметил длину изделия
200мм, выпилил брусок лобзиком.
2.Перенес эскиз на заготовку с помощью карандаша.
3.Выполнил грубую распиловку по контуру эскиза изделия пилой.
4.
Снимал лишнию древесину рашпилем, приближаясь к основным
очертаниям изделия
5.Стамеской и киянкой сделал углубление внутри изделия
6.Отшлифовал изделие шкуркой.
7.Нанес геометрический рисунок с помощью циркуля и линейки.
8.Выполнил геометрическую резьбу с помощью резака.
9.Получился вот такой красивый ковш.
10.Аналогично выполнил и другие изделия: ковш «Конь» и солонку
«Лошадка»
У
меня
получилась
коллекция
изделий
,
которые
напоминают
старину
.
Эти
изделия
я
сделал
для
музея
школы
,
чтобы
возрождались
старые
ремесла
.
Вывод
ы
Во время изготовления изделия из дерева с геометрической резьбой я
получил огромное эстетическое удовольствие. При выполнении такого
рода изделий у человека развивается художественный, эстетический
вкус, творческое мышление, воспитывается аккуратность, точность
изготовления деталей. Я улучшил свои навыки скульптурной резьбы
по дереву,а также геометрической резьбы.Эти изделия я сделал для
музея школы, чотбы возрождались старые ремесла.
Я узнал много исторических фактов. Раскопки производились и на
территории России в Великом Новгороде. Были найдены разные
изделия из дерева с разными видами резьбы.
Литература
которой
я
пользовался
1.С.В.Дементьев «Резьба по дереву»
2.«Декоративно-прикладное творчество». О.Н.Маркелова.
(дополнительное образование)
3.Технология « Творческие проекты».А.В.Жадаева, А.В.Пяткова.
4.Федотов Г.Н. «Дарите людям красоту»
5.Анна Зайцева «Резьба по дереву»
6.Л.Г.Осипов «Столярное дело»