Напоминание

тема "Омонимы и многозначные слова"


Автор: Мокроусова Ольга Павловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Техникум индустрии питания и услуг "Кулинар"
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Конструкт урока
Тема: тема "Омонимы и многозначные слова"
Раздел: среднее образование





Назад





Конструкт урока
в ___5_ классе по теме «
Омонимы и многозначные слова» (презентация к уроку).

Пояснительная записка

Цель
: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС при решении
учебной задачи

Личностные результаты
: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты
: личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей
Предметные результаты
:  развить умение формулировать определение понятий;  развить умение находить омонимы в тексте;  научить отличать омонимы и многозначные слова на основе установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов;  формировать умение использовать омонимы в речи;  развить умение различать омонимы в тексте;  обогащать словарный запас учащихся;  совершенствовать орфографические умения;  пользоваться словарями разных типов.
Место урока в теме
: урок открытия новых знаний
Оборудование
: компьютер, проектор, экран, презентация

Этапы

урока
(решение учебной задачи)
Совместная деятельность

Ведущие

УУД

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Актуализа ция изученного Подумайте над значениями этих слов. Как называются такие слова? Почему? Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую
1.
Мотивационный
постановка проблемы 1. Два подготовленных ученика играют сценку: - Скорее принеси лук. - Хорошо, я мигом. - Что ты мне принёс? - Я принёс тебе лук. Ты же просил лук! - Лук, лук… Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода… 
Почему ребята не поняли друг друга?
2.
личностные
формирование мотивации Развитие познавательного интереса Осознание проблемы: не знаем отличия многозначных слов от омонимов Задача: выявить новый способ деятельности
2.
Принятие

цели
планирова ние деятельности Формулируем тему урока и цель Запишите тему урока и задайте вопросы по теме. (Что такое омонимы, каковы их признаки? Чем отличаются омонимы от многозначных слов?) Тема. Омонимы и многозначные слова. Цель: научиться отличать омонимы от многозначных слов
регулятивные
целеполагание, действия по образцу Ответственность, усвоение этических норм Осознание цели деятельности и планируемого результата: Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, от б ра с ы ва ют неверные Пытаются найти отличия многозначных слов от омонимов
3.
Выбор

способов

действий
актуализа ция прошлого опыта, недостаток опытных знаний 1. Перед вами 4 рисунка. Почему слово «капитан» расположено между двумя рисунками, т.е. каждый рисунок имеет одно название, а рисунки снизу имеют каждый свою подпись?
коммуникативные
работа с информацией, работа в группе Любознательность, доброжелательность к другим, усвоение норм морали Осознание потребности в новом способе действий: формулирование нового определения «омонимы», применение алгоритма при нахождении отличия омонимов от многозначных слов
4.
Анализ
открытие нового способа действий 1. Выполнение заданий на развитие и закрепление лексического материала. (слайды: норка, лисичка) 2. Работа с учебником. Упр. 3. С о с т а в ьт е д ва п р ед ложе н и я , и с п о л ь з у я предложенные омонимы и многозначные слова (1 вариант – бабочка, кнопка, 2 вариант – игла, тройка)
познавательные
анализ Формирование рефлексии Освоение нового способа деятельности: Узнали, что необходимо учитывать лексическое значение слова, оформление с л о в а р н о й с т ат ь и , л е к с и ч е с к у ю сочетаемость слов и морфемный состав, ч т о б ы о т л и ч а т ь о м о н и м ы о т многозначных слов
Обратить

внимание
, что в словаре многозначные слова находятся в одной словарной статье, а омонимы- в разных

Определите, в каких предложениях одинаковые слова являются омонимами, в каких – разными значениями одного слова (работа в группах – слайды) • Лист клена очень красив осенью. Из тетради я вырвала лист. • Ключи от квартиры Маша забыла сегодня дома. Каждому человеку нелегко найти ключи от счастья. • Нужно купить тетрадь в косую линейку. Свою линейку я отдала соседу по парте. • Ключи от квартиры висят в прихожей. Находясь на природе, группа туристов любовалась бьющим из под земли ключом. 5.
Творческ

ий этап
применен ие способа к новым ситуациям 1. Самостоятельная работа с толковыми словарями в группах. Ученики ищут в словарях по два многозначных слова и два слова омонима и придумывают с ними предложения. Результаты представляют классу. 2. Составить сценку, используя омонимы.
личностные
творчество Развитие креативных способностей Решение творческой задачи: Выполнение заданий, связанных с и зуч е н н ой т е мой , и с п о л ь з у ю т с я различные виды деятельности: работа со словарем и составление сценки с использованием омонимов
6.
Контроль и оценка
решение заданий повышеннной сложности освоения нового способа действий Инструктаж домашнего задания Для всех – параграф и упражнение Задания на выбор: иллюстрация слов-омонимов или тренажер на отличие многозначных слов от омонимов (2-4 слайда) Учитель предлагает проанализировать всё, что нового они узнали на уроке и по его окончания ребята свой листочек с оценкой товарища за тест должны определить в один из карманов 1 карман «Чемодан» - тема урока усвоена полностью. Полученные знания возьму с собой. 2 карман «Рюкзак» - есть незначительные сложности. Трудно, но справлюсь сам. 3 карман «Мешок» - серьёзные затруднения. Нужна помощь. 4 карман «Корзина» - материал, который изучали на уроке в дальнейшем мне не пригодится.
регулятивные
контроль, коррекция, оценка Формирование способности к самосовершенствованию Оценка достижения планируемого результата: Задача, поставленная в начале урока, решена, рассмотрены т во рч е с к и е з а д а н и я , в ы п о л н е н ы з а д а н и я , предложенные учителем, проверены новые понятия, отрабатываемые на уроке Оценка и самооценка результатов деятельности Выдано домашнее задание (по уровням – н а в ы б о р ) , п р о в е д е н а о ц е н к а деятельности и результата обучения учащимися.

Выводы о достижении целей урока:
Учитель: ______________________________


В раздел образования