Конспект НОД по ФЭМП и экологии с детьми подготовительной группы "Лесная школа"
Автор: Ганичева Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребенка – "Детский сад №20 "Дружный хоровод" Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская область Наименование материала: конспект занятия Тема: Конспект НОД по ФЭМП и экологии с детьми подготовительной группы "Лесная школа" Раздел: дошкольное образование
Ганичева Наталья Владимировна,
МАДОУ Центр развития ребенка –
«Детский сад №20 «Дружный хоровод»,
воспитатель без категории.
Конспект НОД по ФЭМП и экологии с детьми подготовительной группы «Лесная школа»
Образовательная область «Познание»
Цель: закрепление экологических и математических знаний, умений и навыков
посредством игры – путешествия.
Задачи:
1.Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета до 10 и обратно.
2.Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов: решение
занимательных задач.
3.Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о съедобных и несъедобных
грибах, о жилище лесных зверей.
4. Продолжать развивать логическое мышление, сообразительность, воображение,
связную речь, зрительную память и умение аргументировать свои высказывания.
5. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Предварительная работа: разучивание стихов.
Материалы и оборудование магнитофон с записью шума леса, корзинка с кодовым
замком, контуры деревьев, грибов для оформления, магнитная доска, листья рябины,
берёзы, дуба, клёна, цифры от 1до 10, изображения ежей, грибов, плакаты с заданиями,
кочки
с
цифрами.
Раздаточный
материал:
номерки
с
цифрами,
бумажные
сапожки,
дощечки для строительства моста-30 см, квадраты красного и синего цвета, кружочки
зелёного цвета.
Возраст детей: 6 лет.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте, поздороваемся с
ними. (Дети входят в зал, здороваются с гостями.)
Воспитатель: Посмотрите, а что это рассыпано у нас на полу?
Дети: Листья.
Воспитатель: Наверное, это ветер их сюда принёс, когда мы проветривали группу. Ребята,
а почему листья опали с деревьев?
Дети: Наступила осень, стало холодно. Листья поменяли свою окраску и опали.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте перечислим,
листья, с каких деревьев здесь
лежат?
Дети: Листья осины, рябины, дуба, берёзы и т.д.
Воспитатель: Молодцы, все листья назвали. Теперь можно и поиграть.
Речевая игра « Листопад»
Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки
Лес осенний конопат Щелчки пальцами
Листья рыжие шуршат Трут ладошкой о ладошку
И летят, летят, летят! Подбрасывают листья вверх.
(Подбрасывая листья, находят конверт)
Воспитатель: Ребята, а что это лежит среди листьев?
Дети: Письмо.
Воспитатель: Интересно, что же в нём?
Читает письмо: «Здравствуйте, дети! Мы знаем, что вы сообразительные, внимательные,
многому научились. Хотите проверить свои знания? Мы приглашаем вас в нашу «Лесную
школу». Мы приготовили для вас задания. Надеемся, вы с ними справитесь» Лесные
жители.
Воспитатель: Ребята, вы хотите попасть в «Лесную школу»?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда нам надо подготовиться к путешествию в осенний лес. Мы должны
подумать
о
том,
как
правильно
одеться
на
прогулку.
Какие
предметы
одежды
нам
понадобятся?
Дети: штаны, свитер, куртка, шапка и т.д.
Воспитатель: Для того чтобы не промокли наши ноги, мы наденем сапоги. Вот здесь лежат
сапожки, но они все перепутались. Даю вам по одному сапогу, а на столе вы найдёте ему
пару (спросить 2 – 3 детей с какой ноги у них сапог). Дети находят пару.
Воспитатель:
Молодцы,
ребята!
Сапожки
нашли,
пора
нам
отправляться.
Но
мы
не
поговорили, о самом главном, как надо вести себя в лесу?
Дети: нельзя шуметь, кричать, ломать ветки деревьев, пугать птиц и животных, мусорить и
т.д. Ребенок читает стихотворение:
В лесу не нужен шум и гам,
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Воспитатель: Спасибо ребята за правильные ответы, а теперь, чтобы идти дружно, в ногу
нам необходимо построиться в соответствии со своим номером.
Игра
«Постройся в колонну!» . Дети получают свой порядковый номер и по сигналу
выстраиваются в колонну, ориентируясь на цифру соседей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы быстро построились, теперь мы можем отправиться в
лес (дети шагают, звучат звуки леса).
Воспитатель: Вот мы и в лесу! Посмотрите на осенние деревья, листья, грибы (обратить
внимание детей на красоту осеннего леса).
Воспитатель: Осенью все звери готовятся к зиме. Вот и семья ежей тоже делает заготовки.
Вышли на полянку ёж и ежиха (картинки ставятся на магнитную доску, дети смотрят, кто,
сколько грибов собрал)
Воспитатель: Скажите ребята, сколько грибов собрала ежиха? А сколько еж?
Дети: Ежиха- 5, ёж- 2
Воспитатель: Давайте сложим все грибы вместе и сосчитаем, сколько всего собрали ежи
грибов.
Дети: 7
Воспитатель: Молодцы! Поставьте, пожалуйста, цифру соответствующую числу 7.
Воспитатель: Назовите грибы, которые собрали ежи? Как называется второй по счету
гриб, первый гриб, пятый, четвертый, третий?
Воспитатель: Что общего между грибами?
Дети: У каждого есть шляпка, ножка, все они растут в лесу.
Воспитатель: Как вы думаете, все ли здесь грибы съедобные?
Дети: Нет.
Воспитатель: А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор?
Ребенок читает стихотворение:
В лесу грибов различных много.
Ты несъедобные не трогай!
В корзинку их не собирай.
Но и ногами не сбивай.
Они нужны лесным зверятам:
Лисичкам, ежикам, зайчатам…
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли ежам сосчитать грибы, пойдемте дальше. Дети
идут по узкой дорожке.
Воспитатель: Спинку держим прямо, чтобы не упасть.
Дальше, дети, не пройти –
Тут болото впереди.
Может, нам подскажет кто-то,
Как пройти через болото?
Сама могу вам подсказать: нужно кочки посчитать.
(Перед детьми болото, на нем кочки с цифрами от 1 до 10 и от 10 до 1 дети проходят
парами по кочкам, называя цифры).
Вот мы кочки перешли
И к мостику подошли.
Когда мостик перейдем,
В лесную школу попадем.
Воспитатель: Ребята, а мост-то сломан: недостает несколько дощечек. А вот и детали для
ремонта моста. Давайте каждый из вас подберёт по одной дощечке такой же длины, и
отремонтируем мост. Ребята, а каким приёмом вы будете пользоваться, чтобы сравнить
дощечки по длине?
Дети:
С
помощью
наложения
дощечек
друг
на
друга
(Дети
достраивают
мост
и
переходят).
Воспитатель:
Мост
перешли,
в
лесную
школу
пришли.
Чтобы
легче
было
работать,
сделаем разминку, а потом сядем за столы.
Физкультминутка:
Раз – нагнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Воспитатель: Ребята, лесные жители оставили для нас задания, и если мы их выполним, то
сможем найти сюрприз, который они для нас приготовили. Ну что вы готовы к работе?
Дети: Да!
Воспитатель: Первое задание от белочки «Сосчитай и напиши». Посчитайте сколько
грибов, шишек, орешков собрала белочка, и напишите соответствующую их количеству
цифру (дети выполняют задание у доски).
Воспитатель: Есть еще одно задание для вас «Кто, в каком, домике живёт?». Покажите
стрелочкой в каком доме живёт лиса, белочка и медведь. Для этого надо решить примеры,
которые держат звери (дети выполняют задание у доски).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим, правильно ли вы решили примеры?
Скажите, пожалуйста, где живёт лиса, белочка, медведь?
Дети: Лиса в норе, белочка в дупле, медведь в берлоге.
Воспитатель: Правильно, а теперь посмотрите, за домиками спрятаны картинки с дуплом,
норкой и берлогой (дети находят за домиками соответствующие картинки и проверяют
правильность своего решения).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу вы устали ,а в любой школе, когда устают глазки
надо делать специальную гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз: «Совушка - сова»
Совушка – сова, большая голова,
На ветвях сидит, во все стороны глядит.
(Дети водят глазами в стороны и вверх-вниз, потом закрывают глаза – считать до 1 до 10,
широко открывают – счет от 10 до 1.)
Воспитатель: Ребята, у нас осталось последнее задание. У белочки рассыпались бусы, и
она просит ей помочь их собрать. Из каких геометрических фигур они состоят?
Дети: Квадраты (красного, синего цвета) и кружки (зелёного цвета).
Воспитатель:
Правильно,
а
теперь
давайте
по
образцу
соберём
бусы
(Задание
выполняется у доски).
Воспитатель: Вот мы и справились со всеми заданиями, и белочка оставила для нас
послание:
«Оценку
ставлю
пять.
Хочу
вам
на
прощание
дары
осени
отдать
и
помочь
быстро
вернуться домой! На корзинке висит замок, чтобы его открыть, скажите, как из числа 5
получить число 6, если ответите правильно, замок откроется!».
Дети: Надо к 5+1=6
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ответили!
(открывает корзинку и достаёт
яблоки по количеству детей и заклинание, чтобы вернуться домой). Дети берут по одному
яблоку.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться. Белочка оставила для нас заклинание,
чтобы мы смогли быстро вернуться в группу. Читает заклинание: «Ветер сильно закружи,
нас скорее в сад верни!» Дети кружатся и «возвращаются в д/с».
Воспитатель: Вот мы и вернулись в нашу группу. Наше путешествие подошло к концу!
Давайте вспомним:
-Где мы сегодня с вами были?
-Что интересного увидели в лесу?
-Чем занимались в лесной школе?
-Какое задание в лесной школе вам больше всего понравилось?
(Дети отвечают на вопросы, прощаются с гостями.)