Напоминание

Модель обучения анализу произведения


Автор: Губарева Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 31 с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Модель обучения анализу произведения
Раздел: среднее образование





Назад





Модель обучения анализу произведения
Уроки по изучению любого произведения, по концепции М.Бахтина, строятся по схеме:
первый этап
– текст;
этап второй
– назад, в прошлые контексты;
этап третий
– вперёд, к созданию своего будущего собственного контекста. На первых же уроках вводятся теоретические понятия «герменевтика», «интерпретация», «диалогичность» как основополагающие понятия современного литературоведения. ). Под контекстом понимается вся совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения. Традиционно различают контекст литературный – включенность произведения в творчество писателя, в систему литературных направлений и течений, исторический – социально-политическая обстановка в эпоху создания произведения, биографический - факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, обстоятельства работы писателя над произведением. Мы же имеем в виду контекст, созданный учащимися в результате анализа. Это и есть тот самый синтез, который является целью любого анализа.
Этап

первый



текст.
Обязательное требование – прочтение текста учащимися до изучения произведения (опережающее домашнее задание). Обращение к тексту происходит многократно, т.к. только перечитывание есть истинное прочтение текста. Начинаем работу по изучению произведения с выявления читательского восприятия. «Выяснение читательского восприятия есть первое осмысление художественного произведения» (В.Г.Маранцман). Поэтому целесообразно в начале изучения литературной темы сформировать
«Копилку вопросов» (Приложение 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
И. С.Тургенев «Отцы и дети» 1. Почему автор ставит союз «и» в таких названиях, как «Отцы и дети», «Хорь и Калиныч»? Что это значит? 2. Почему Тургенев назвал свое произведение не «Базаров», а «Отцы и дети»? 3. В чем смысл названия? 4. Почему свой роман Тургенев посвятил Белинскому? 5. Почему свой роман он начинает с даты? Что хотел этим показать? 6. С какой целью в начале романа введена предыстория Кирсановых, описание их родителей, юности? 7. Почему Павел Петрович с самого начала так сильно невзлюбил Базарова? 8. Что влекло Аркадия к Базарову? 9.Есть ли сходство между Базаровым и Аркадием? 10. Что Одинцова хотела от Базарова? Почему она испугалась, когда Базаров признался ей в любви? 11. Почему Одинцова решила приехать к больному Базарову? 12. Почему Базаров в самом начале жизни был такой важный и высокомерный, а умирая, решил, что «видно, не нужен» России? 13. Каким все-таки героем – положительным или отрицательным - является Базаров? 14. Отцы и дети – это что-то единое или разное?
Эти вопросы готовят ученики, познакомившись с произведением ещё до изучения в классе. Данная работа позволяет реализовать одну из основных задач предкоммуникативной фазы восприятия произведения – «осознание цели обращения к книге». С помощью этих вопросов учитель определяет содержание анализа произведения. Эти вопросы предусмотрены для обсуждения и программой, одновременно они подсказывают учителю поворот темы, позволяющий осветить проблему ярко, личностно. Ученик, увидевший свой вопрос в качестве темы урока, поверит в истинность диалога и будет заинтересован в результатах занятия. При осмыслении вопросов происходит осознание собственного слова, т.е. рефлексия, одно из необходимых универсальных учебных действий.
1.Шаг первый: начинаем работу со знакомства с автором
. К моменту изучения произведения учащиеся уже имеют представление о писателе, чьё произведение будет изучаться. Поэтому начинаем разговор с
приёма составления ассоциативного портрета,
позволяющего обобщить знания учащихся и вывести их на более высокий качественный уровень Пример.
10 класс, первый урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
На доске – имя автора и название произведения. Начинаем урок с рассуждений о сложности темы урока, о том, что надо будет много читать, думать. Что читать? Нет, не роман, читать будем то, что написано на доске. Главное в начале урока спровоцировать интерес к чтению. Дальше – читаем
имя автора
с помощью
приёма «ассоциативный портрет»:
каждый ученик называет слово, которое ассоциируется у него с именем писателя. Все ассоциации записываются на доске. .( ПРИМЕР.
Ассоциации учащихся
:
либерал, «золотой век литературы», общественное благо,

«переходная

эпоха», борьба, крепостное право, патриот, перемены, природа… )
Затем все высказывания учеников группируются и обобщаются. Учитель проговаривает все ассоциации учеников, связывая их логически, потом класс записывает в тетради характеристику личности и творчества писателя. (
Учитель, связывая эти ассоциации: 1)
Тургенев – человек « переходной эпохи», которая была эпохой не действий, а споров по вопросу дальнейшего пути развития России. 2) Тургенев считал себя «западником», что выражалось в глубочайшем его уважении к европейской культуре. Но вся жизнь и творчество – пример беззаветной любви к России, русскому народу, русскому языку. 3) Тургенев не верил в революцию и был связан с профессиональными революционерами: М. Бакуниным, П.Лавровым, А. Герценом – и часто помогал им. 4) Тургенев был либералом, поэтому отрицал революционный путь решения проблем, и посвятил свой роман»Отцы и дети» В.Г.Белинскому.) Эта характеристика – своеобразный вывод – ни в коем случае не надиктовывается учителем, каждый ученик создаёт свой контекст восприятия высказываний товарищей. Таким образом, изучение темы начинается с диалога «ученик – ученик».
В качестве варианта активизации механизма ассоциативной репродукции можно использовать
приём побуквенной расшифровки имени

автора
: записываем фамилию автора в столбик, на каждую букву ученики подберите ассоциацию, начинающуюся с этой буквы (Тютчев – трагедия и т.д.) Далее идёт обобщение по описанной выше технологии. Этот приём тоже продуктивен, но с этической точки зрения так лучше работать с названием произведения, а не с именем автора. ( «Обломов»: Обычный; Большой; Лирика, любовь, лень; Очарованье, облако; Музыка, медлительность; Особенность; Возможность, возвышенность.
Учитель обобщая: большие

возможности обычного человека, очарованного лирикой, музыкой, не

реализуются из-за лени.
)
2. Шаг второй: читаем название произведения
. Обсуждаем, какой смысл мы вкладываем в слово «отец», пытаемся дать толкование этого слова. Ввожу культурный контекст (Чацкий: «Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?», Фамусов: « Вот то-то, все вы гордецы, Спросили бы, как делали отцы…»). Все варианты значения слова записываем на доске. Далее обращаемся к дидактическому материалу ( словарные статьи), выясняем значения слова, соотносим со своим восприятием . (Приложение 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОТЕЦ
– м, у кого есть дети: родители, тятя, батюшка, папа, папаша, папенька, Бог, Создатель, Творец, Отец небесный. Первое лицо или первая ипостась св.Троицы, Бог Отец, Бог Сын, Бог дух Святый . Почет, придаваемый всему Духовенству, от Иеродиакона до архимандрита, и от диакона до протоиерея, включит. Родоначальник, предок, прародитель. Благодетель, кормилец, покровитель, заступник. Старший, первый или главный. Изобретатель важной части науки, художества, ремесла или весьма прославившийся чем. Корень, основанье, начало, источник. (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.)
ОТЕЦ
– 1. Мужчина по отношению к своим детям. 2. О том, кто является родоначальником, основоположником чего-либо. 3. Название служителей культа. ( С.И.Ожегов. Словарь русского языка)
ДИТЯ
– (род. дитяти) стар. детя или дите (твор. дитей)- младенец, ребенок, малолетний, дитятей наз. до14 или 16 лет, когда детство переходит в отрочество. Дитятко ласкательно говорится и взрослому. Дети мн. сыновья и дочери; в отношении к родителям.
Малые ребята или девочки вообще. В виде ласки, привета младшему, подчиненному, а от духовного лица всем мирянам. (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.) В итоге у нас получаются пары: «Творец – ребёнок, почёт – ласка, предок – взрослый, старший – младший, главный – подчиненный». Как видим, чёткой антитезы не выстраивается, первоначальные ожидания не оправдываются. Затем обращаем внимание на соединительный союз «И», на исключительное положение Базарова в системе действующих лиц. В итоге подобного прочтения названия романа мы выходим на авторскую мысль о «жизни бесконечной». Обратившись к теории архетипов К.Юнга, увидим, что «отец – духовное начало бытия, не отождествляемое с интеллектом, разумом; дитя - начало пробуждения индивидуального сознания из стихии коллективного бессознательного». Таким образом, мы получаем ключ к пониманию образа Базарова. Обратить внимание на СЛОВО помогает и такая форма работы, как
составление «Энциклопедического словаря одного слова»
( идея Аксюк А.М.). Учащиеся , обращаясь к словарям различных типов и к справочникам создают целостную картину написанного СЛОВА, выявляя все его контекстуальные значения. В данной работе важным оказывается не только прочтение слова в разных текстах, но и создание собственного, построенного на анализируемом слове. (Приложение 3 ).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Энциклопедия одного слова Примерный план словарной статьи о слове. 1. Лексическое значение слова. 2. История слова. 3. Словообразовательное гнездо. 4. Синонимы и антонимы слова. 5. Слово в иностранных языках. 6. Слово во фразеологических оборотах. 7. Слово в афоризмах. 8. Слово как понятие. 9. Слово в фольклоре. 10.Слово в художественном произведении. 11.Слово в искусстве. 12.Слово в моем творчестве. ПРИМЕР работы со словом «странник».

1.Лексическое значение слова.

1.1
Странник, -а.), м. (устар) 1.странствующий человек (обычно бездомный или гонимый).2. Человек, идущий пешком на богомолье,богомолец.
1.2.
Странник. Странный, захожий человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий временного приюта или обрекшийся на тунеядное странничество под предлогом богомолья; скиталец, бездомный проходимец, землепроход.
1.3.
Странник, 1. Человек, странствующий пешком. 2. Человек, ходящий на богомолье по т. наз. Святым местам и живущий милостыней. 3.Тот, кто постоянно странствует, передвигается, не находится на месте. 4. То же, что и бегуны ( название одной из старообрядческих сект). Мне кажется, что лесковский «очарованный странник» - Иван Флягин – это бездомный, гонимый судьбой скиталец, душа которого не находит покоя, «не находится на месте», т.е. он постоянно духовно развивается. Путь Флягина – это путь к Богу, к Богу без церкви ( как у старообрядцев).
2. История слова.
Слово «странный» ( странник) заимствовано из ст.-сл. яз. Суф. Производное от «страна» в значении «чужая страна, народ» в др.-рус. Это значение ещё известно. Первоначально – «чужестранный, чужой», затем – «необыкновенный, непостижимый, странный».
4. Антонимы и синонимы.
Домосед. Путешественник, путник, скиталец, кочевник, пилигрим, бродяга. Мне показалось интересным, что слово «странник» как бы противостоит понятию «дом». Странник не имеет дома, а значит, у него нет гармонии в душе, нет четких нравственных ориентиров. Получается, что странник ищет самого себя.
5. Слово как понятие.
«Странствующий рыцарь» - герой романа Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547 – 1616) «славный рыцарь Дон Кихот Ламанчский». Вера в мечту, идеал свойственны странникам, мне кажется, что их путь не бессмыслен. У Флягина и Дон Кихота много общего: они оба «не от мира сего»,, находятся в поиске, умеют любить преданно и беззаветно.
6. Слово в иностранных языках.
В переводе с французского – 1) блуждающий, непостоянный, причудливый; 2) бродяжничество, витание в облаках. Французские соответствия русского «странник» показывают новое значение слова. Странник – человек, умеющий подниматься над действительностью, жить в ином мире, в этом его «причудливость».
9. Слово в фольклоре и художественной литературе.
Стал он думать о царстве своем, о потерянном счастье. Странствие в диких лесах его ужасало: Ум его помутился. «Что за судьба! - про себя он Так говорил, - не лучше ль мне смерть, Чем изгнанье и бедность…»
(Махабхарата. Из древнеиндийского эпоса «Наль и Дамаянти») Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто ,как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. ( М.Ю.Лермонтов) «Проговорив это, очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом». ( Н.С.Лесков) В эпосе странничество связано с изгнанием и бедностью. Тема изгнанничества звучит и в стихотворении Лермонтова. Также в этом стихотворении возникает тема вечности. Героя повести Лескова «гонит» он сам, его судьба, «наитие вещательного духа». О судьбе говорится и в эпосе. Флягин «очарован» судьбой, его путешествие не изгнанничество, это путь к себе, он вечен.
10. Слово в изобразительном искусстве.
«Возвращение блудного сына», гравюра Г.Доре. Я выбрала это произведение, т.к. каждый странник во время своего пути совершает ошибки и начинает понимать главное.
11. Слово в моём творчестве.
Слово «странник» или его синонимы, например: путешественник, пилигрим – мне были знакомы из художественной литературы. Но, читая художественную литературу, увлекаешься сюжетом, не придавая значения отдельным словам. А как жаль! Оказывается, отдельно взятое слово может быть не менее интересным, чем само произведение. А как же иначе? Без этих «жемчужинок», нанизываемых на шелковую нить, не получится красивого ожерелья. Слово «странник» для меня до сих пор было просто словом, которое обозначало странствующего человека. После проведенного мною небольшого исследованич я была поражена ёмкостью и безграничностью этого слова. Теперь для меня слово «странник» - это вся Вселенная, где мы просто странники». Такой подход к анализу ( через работу со словом) реализуется и при использовании
лексического и стилистического анализа высказываний

героя

и

о

ге р о е
,
сравнение

вариантов

текста,

восстановление

пропущенных слов.
В основе этих заданий лежит работа со словом.
Пример. Анализ высказываний героя.
Учащимся 10 класса предлагается провести лексический и стилистический анализ высказываний Макара Девушкина и доказать, что Девушкин – «маленький человек», «бедный человек». 1) Помаленечку живу, втихомолочку живу подле кухни… 2) Серенько да темненько вокруг 3) Что люди-то скажут?
4) Поживешь, попривыкнешь… 5) Я хоть и темный человек, глупый человек, пожалуй, но сердце-то у меня такое же, как и у другого кого… 6) Я смирненький, я тихонький, я добренький… 7) Жить, никого не трогая, зная страх божий, чтобы тебя не затронули, в твою конуру не пробрались да не подсмотрели… Ученики обращают внимание на преобладание уменьшительно- ласкательных суффиксов, отмечают ряды однородных членов, придающих речи суетливость. Эти наблюдения приводят их к выводу об отсутствии самоуважения, следствием чего является духовная бедность и признание себя «маленьким человеком». Это задание закрепляет навык вдумчивого чтения, акцентирует внимание учащихся на слове, но уже не авторском, а на речи героя. Речь героев включается в диалог и через использование приема
«рассмотрение образа в системе действующих лиц».

Пример.
В процессе организации чтения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» учащимся 10 класса было предложено определить, кому принадлежит высказывание о Раскольникове, найти общую точку во всех высказываниях и прокомментировать её.(Приложение 4)
« Чувствовал болезненное и трусливое ощущение…Углубился в себя и

уединился

от

всех…Задавлен

бедностью…Насущными

делами

совсем

перестал и не хотел заниматься. Столько злобного презрения накопилось

в душе молодого человека…( 1 – 1 )

«Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то

не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его

уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд

и необщителен: как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его

казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока…(1 – 4 )

« И с с ту п л е н н ом у

и п охо н д р и ку,

п р и

т щ е с л а в и и

б е ш е н о м ,

исключительном…

«Полтора

года

я

Родиона

знаю:

угрюм,

мрачен,

надменен

и

горд,

в

последнее время мнителен и ипохондрик. Великодушен и горд…Право,

точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются.

Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, все ему мешают, а сам

лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не

хватало,

а

точно

времени

у

него

на

такие

пустяки

не

хватает.

Не

дослушивает,

что

говорят.

Никогда

не

интересуется

тем,

чем

все

в

данную минуту интересуются»
После внимательного чтения предложенных высказываний ученики выделяют ключевые слова:
гордость, бедность, надменность
. Также они обращают внимание на то, что все высказывания о Раскольникове построены с использование отрицательной частицы НЕ. Эти наблюдения позволяют сделать
вывод

об

исключительности

и

противоречивости

героя,
что является непосредственной подготовкой к анализу произведения.
В ходе обучения необходимо уделять внимание не только прочтению и интерпретации текста, но и формированию
рефлексивных

умений
. Эту задачу решает такая форма работы, как систематическое
создание эссе на

тему «О чем заставляет задуматься…».
Выполняя такое задание, ученик беседует сам с собой на темы, заданные художественным текстом. Происходит самопознание, без которого невозможно истинное диалогическое общение.
Этап второй – назад, в прошлые контексты.
Прошлый контекст – это восприятие произведения до ученика. Реализуется этот этап на уроках по «Истории русской критики», когда мы обращаемся к классическим статьям. Основная форма работы со статьей –
параллельный

конспект,
позволяющий выявить общее и различное в прочтении произведения современниками автора. В качестве
примера
здесь можно привести ставшую традиционной работу по сравнению оценки образа Катерины Кабановой ( А.Н.Островский «Гроза»), данной Д.И.Писаревым и Н.А.Добролюбовым. Чтение статей учащимися организуется с помощью вопросов:
1.

Как критики характеризуют Катерину?

2.

Финал драмы в оценке критиков.

3.

Как решается вопрос о положительном герое русской литературы?
Опираясь на эти вопросы, ученики приходят к выводу, что главным предметом спора Добролюбова и Писарева был вопрос о положительном герое русской литературы, о его ведущей характеристике: развитой ум или цельная натура. Постепенно ученики, выделяя ключевые слова и соотнося их, посредством сравнения определяют позицию критиков. Составляя параллельный конспект, ученик является как бы автором диалога критиков, он внимательно вслушивается в их голоса и при этом определяет свою позицию. К примеру, чтение статей Д.И,Писарева «Борьба за жизнь» и Н,И,Страхова «Ф,М,Достоевский. Преступление и наказание» сопровождается составлением конспекта, параметры которого определяют сами учащиеся. Наиболее удачным был следующий вариант: цель писателя и предмет изображения, причина убийства старухи, характеристика героя, состояние Раскольникова после убийства, соотношение теории с современными теориями. В качестве ключевых слов были выделены слова «изобретение», «теория», «душа», «чувствует», «современное».


ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Фрагмент параллельного конспекта Д.И.Писарев Н.И.Страхов
Я обращаю внимание только на те явления общественной жизни, которые изображены в его романе. Цель его была – изобразить страдания, которые терпит живой человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, бедность является главной побудительной причиной. Он совершил убийство из теории, это убийство принципа. Героем его является студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души. Автор хотел представить крепкую душу , а не слабосильного и помешанного. Ещё одна форма работы с прошлым контекстом –
изучение серьёзных

литературоведческих

исследований.
И здесь очень продуктивно
составление

отзыва
на изученную статью. Жанр отзыва предполагает не только понимание идеи автора исследования, но и отражение собственной позиции по отношению к изученной работе и произведению. Прошлые контексты – это не только литературные и биографические, но и исторические и культурологические контексты. Чтобы представить художественное произведение как явление закономерное и новаторское в свою эпоху, обращаемся к
составлению

синхронистических

таблиц.
(С.А.Гуревич «Организация чтения учащихся старших классов»). Основным типом урока на втором этапе обучения является
семинар,
представляющий собой цепь диалогов «ученик – текст – прошлый контекст – другой ученик». Широкое использование дополнительной литературы позволяет учащимся вступать в свободное общение с прошлыми контекстами. Результатом семинара является самостоятельная работа.
Творческий

зачёт
– ещё одна форма работы. Учащимся предлагается высказывание критика о произведении и ставится задача проанализировать это высказывание. Начинается построение собственного текста. Это и есть переход к следующему этапу.
Третий этап – создание собственного контекста.

Уроки контекстуального прочтения текста направлены на целостный анализ художественного произведения в единстве содержания и формы. Урок строится в форме беседы, диалога. Методика организации диалогического общения на уроке подробно разработана С.А.Леоновым в труде «Речевая деятельность на уроках литературы». Одно из условий возникновения диалога – наличие проблемы, проблемной ситуации. В науке существуют разные классификации диалогов. Нас интересует следующая: выделяют
информационный
тип диалога ( на первых двух этапах) и
интерпретационный
, который становится ведущим на последнем этапе обучения.
Пример.
Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» о духовном восхождении человека. Каждая из новелл – этап духовного пути Ивана Флягина. Одно из самых тяжёлых испытаний – любовь к Груше. Уже первое описание героини нуждается в контекстном прочтении
: «…цыганка ходит

такая…даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая

змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет

огнем».
При комментировании эпизода останавливаемся на значении слова «змея» в данном контексте. Одни учащиеся обращаются
к русскому фольклору
, к традиционному образу Змея Горыныча. Как доказательство правоты своих предположений они приводят определение Ивана Флягина как богатыря. В тексте много аналогий с русскими былинами. В этом плане интересно сравнение Флягина с Ильёй Муромцем в начале повести. Главная тема былин об Илье - защита Руси. Флягин расстается со своими слушателями со словами: «…мне за народ очень помереть хочется». Да и в его предыдущей жизни мотив защиты Руси присутствовал ( эпизод крещения татар). Другие учащиеся предлагают
мифологическую трактовку данного образа
. Их аргументы: 1) первоначальное название повести «Черноземный Телемак»; 2) один из героев греческой мифологии Кадм сражается со змеем, посвященном богу войны Аресу:
«Его

(змея)

глаза

сверкали

огнем,…

поднялся на хвосте змей…»
совпадения с текстом Лескова очевидны. В ходе прочтения эпизода
возникает два контекста
: фольклорный и мифологический. Существование каждого правомерно и аргументировано. Однако оба контекста работают на постижение авторского замысла:
встреча

с

Грушей



испытание

героя
. В результате работы со словом, его контекстами мы пришли к постижению авторского замысла. Одной из важнейших форм работы со словом является
творческое задание
: написание сочинений, стилизаций, создание собственного произведения.
Примеры.
Учащимся предлагается написать
страничку из дневника героя.
Чтобы сделать это, ученик должен поставить себя на место героя, хорошо знать текст произведения и собственное восприятие героя. Чтобы быть правильно понятым, ученик в своей работе обдумывает каждое слово, не допуская двусмысленности Интересна и
стилизация
: воспользовавшись формой автора, ученик должен вложить в нее свое содержание. Такой диалог содержаний, точек
зрения на одну проблему в рамках заданной темы, позволяет, во-первых, проверить усвоение учащимися основных черт художественного мира писателя, а во-вторых, направить рефлектирующее сознание читателя в русло, заданное русской классикой. Ученик вводится в круг «вечных» вопросов и является полноправным участником диалога эпох. Таким образом, работа со словом является важным фактором формирования коммуникативной компетенции учащихся. Личность, познающая себя, ведущая разговор с иными личностями, осознающая свое место в развитии общества – такова модель выпускника, востребованная сегодняшним временем. Работа со словом транслируется и в
проектно-исследовательскую

деятельность учащихся.
Психологи и педагоги видят в исследовательской и проектной работе школьников огромный образовательный потенциал, поскольку эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, его творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию, формируют рефлексивные умения. Именно в этих работах наилучшим образом проявляются их читательская компетентность читательские умения учащихся, которые появляются тогда, когда увидено и понято СЛОВО, , поскольку как проект, так и исследовательская работа – это самостоятельно созданный текст, представляющий взгляды школьника на проблему.


В раздел образования