Напоминание

Сценарий литературной гостиной "Люблю тебя, Петра творенье..."


Автор: Баграмова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия станицы Азовской
Населённый пункт: Краснодарский край, Северский район
Наименование материала: методическая разработка внеурочного мероприятия
Тема: Сценарий литературной гостиной "Люблю тебя, Петра творенье..."
Раздел: полное образование





Назад





Методическая разработка внеурочного предметного мероприятия, направленного на

создание условий для развития речи и творческого потенциала учащихся 7 класса

Разработана Баграмовой Еленой Николаевной, учителем русского языка и литературы

МБОУ гимназия ст. Азовской МО Северский район

Сценарий

литературной гостиной «Люблю тебя, Петра творенье…»
В ходе литературной гостиной учащиеся демонстрируют результаты своей проектной деятельности, основанной на материалах поездки в г. Санкт- Петербург: творческие работы (эссе, сочинения, стихи, рисунки), презентации, видеофильм, стенгазета и театральные постановки.
День 1
(Календарь открыт на 1 листе, на нем – фотографии 1 дня пребывания в Петербурге. Ведущими являются сами ребята)
Ведущий 1
. Добрый вечер, дорогие гости нашей литературной гостиной! Приглашаем вас в путешествие по Петербургу. Нам посчастливилось открыть для себя этот замечательный город и совершить экскурсию во времени. Итак, более трехсот лет назад...
Ведущий 2
. На берегу пустынных волн стоял он дум великих полн. И вдаль глядел… (звучит отрывок из произведения А. С. Пушкина «Медный всадник»)
Ведущий 3
. Именно так представлял себе А. С. Пушкин Петра I на пороге великого исторического события. Мы почувствовали настроение поэта, стоя у Ростральных колонн на берегу реки Невы.
Ведущий 4
. Наш маршрут в первый день пребывания в Петербурге был насыщен интересными экскурсиями. И самым первым нас встретил Русский музей. Мир особенный, где с картин на нас смотрели лица известных исторических личностей и совсем неизвестных людей, живших сотни лет назад. Картины Брюллова и Айвазовского, Репина и Перова, работы Андрея Рублева мы увидели своими глазами, смогли прикоснуться к великому. Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. (Во время чтения стихотворения демонстрируется презентация «Русский музей»)
Ведущий 1
. Далее во время обзорной автобусной экскурсии по городу мы посетили Летний сад и Домик Петра. Удивительный, скорее даже уникальный музей, сохранивший Петровский дух, величие, несмотря на внешнюю простоту убранства. (Учитель читает отрывки из сочинений семиклассников) (Сцена из романа А. Толстого «Петр I» - писари гл. 9 из 1 книги. Приложение 1. )
Ведущий 2
. Экскурсионный день подходил к концу, нас ожидала встреча с Храмом Воскресения Христова Спас-на-Крови. Мы узнали историю создания собора, его названия, а самое главное, смогли полюбоваться его живописными мозаиками, которыми расписаны все стены храма.
Ведущий 3
Свое название - Спас-на-Крови получил в связи с тем, что построен он на месте убийства 1 марта 1881 года императора Александра Второго. Уже на следующий день на месте гибели "любимого народом" царя начали возводить временную часовню. По всей Руси стали собираться пожертвования на строительство храма в честь царя- освободителя, отменившего крепостное право на Руси.
Ведущий 4
День первый подошел к концу, и мы переворачиваем страницу нашего календ
День 2


(Календарь открыт на 2 листе, на нем – фотографии 2 дня пребывания в Петербурге)
Ведущий 1
. Этот день был посвящен А. С. Пушкину. Наш путь лежал на Мойку, 12, где Пушкин прожил с семьей последний самый трудный год своей жизни. Мы видели игрушки, которыми играли дети поэта, портреты его родных, а, попав в кабинет Пушкина, увидев его рабочий стол, книги, которые он читал, как будто стали свидетелями тех далеких событий
Ведущий 2.
Дальше наш путь лежал в Царское Село. Говорить о роскоши Екатерининского дворца нет смысла – это великолепие надо видеть! Особенно восхищает то, что все увиденное нами создано человеком: и Тронный зал, и Картинная галерея, и Янтарная комната, и парк с его прудами, геометрически стройными аллеями и уникальными скульптурами. Об одной из них А. Пушкин скажет: Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила. ‎Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; ‎Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
Ведущий 3.
Гуляя по парку, мы все же с нетерпением ждали экскурсию в Лицей. И наши ожидания оправдались. Экскурсовод чудесным образом перенесла нас в мир юных лицеистов, открыла тайны их жизни, дружбы и привязанности. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни привело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

(Театральная постановка: сценка «Лицейские годы Пушкина» Приложение 2. )
Ведущий 4.
Петербург связан с именами многих писателей и поэтов: Пушкин, Жуковский, Достоевский, Гоголь, Ахматова, Зощенко, Гранин
-
с их творчеством мы будем знакомиться в старших классах. И, может быть, не только по учебникам и книгам, а в живую, совершив еще одно путешествие во времени. (Учитель читает творческие работы семиклассников)
Ведущий 2.
Ну, а наш 2 день подходил к концу, и мы переворачиваем лист календаря.
День 3


(Календарь открыт на 3 листе, на нем – фотографии 3 дня пребывания в Петербурге)
Ведущий 1
.В третий день нас ожидала экскурсия «Петровский Петербург». Это авторский проект, разработанный нашим гидом Василием, который на протяжении четырех дней был нашим главным штурманом в путешествии по Петровским местам. Мы много ходили пешком, пересекали Неву по огромным мостам, были на территории Петропавловской крепости, с которой начинался Петербург. А в 12 часов дня нас оглушил выстрел настоящей пушки, стоящей на Петропавловской крепостной стене. Нам открывалась Петровская эпоха со своим укладом.
Ведущий 2.
Впечатлений было много, и они усилились, когда мы увидели Исаакиевский собор, который строился 40 лет по проекту французского архитектора Огюста Монферана. Собор поражает своим величием и масштабами. (Звучит стихотворение Ф.И. Тютчева «Глядел я, стоя над Невой…», демонстрируются слайды)
Ведущий 3.
На этом наше путешествие не закончилось. На пристани мы расположились на палубе комфортабельного теплохода и отправились по реке Неве. Светило яркое солнце, отливали золотом купола соборов, и город со стороны реки выглядел как-то по- особенному величественно. Тогда мы еще не представляли, как будет выглядеть Нева ночью. Именно в эту ночь мы воочию увидели, как разводятся мосты, как открываются своеобразные ворота, и огромные корабли проплывают по реке Неве, следуя своим курсом. Так плавно день третий перешел в четвертый.
День 4


(Календарь открыт на 4 листе, на нем – фотографии 4 дня пребывания в Петербурге)
Ведущий 1.
Ни для кого не секрет, что монумент «Медный всадник» - это визитная карточка Санкт-Петербурга. Конечно, мы обязательно должны были найти время, чтобы увидеть его и на себе ощутить слова Пушкина: «… уздой железной Россию поднял на дыбы». С этой встречи и начался наш четвертый день путешествия. (Театральная постановка: сценка «Петр I и солдат» Приложение 3. )

Ведущий 2
А впереди у нас был один из крупнейших в мире музеев – Эрмитаж. В нем храниться огромное количество экспонатов - от глубокой древности до наших дней. Там мы видели «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литту» кисти Леонарда да Винчи, шедевры Рафаэля и Тициана, средневековых рыцарей и египетских мумий, всего и не перечислишь… это было настоящее путешествие в прошлое. (Звучит песня в исполнении учащихся «Атланты держат небо»)
Ведущий 3.
Но еще целый день был впереди, и мы на нашем большом и очень удобном автобусе, словно на корабле, поплыли в самое что ни на есть настоящее – в музей 21 века – в Гранд Макет. Это уникальный проект, придуманный и сотворенный руками молодых людей. С помощью различных конструкторов, механизмов, электродвигателей они создали огромный макет нашей необъятной страны.
Ведущий 4.
Мы увидели леса Карелии, берега Волги, Уральские горы, тайгу, мосты Дальнего Востока и, конечно, наш родной Краснодарский край. Восторгам не было предела. На наших глазах кипела жизнь огромной страны, день сменялся ночью, а хорошая погода – ливневыми дождями. В этом музее мы задержались больше положенного, поэтому очень торопились на ужин. Это был прощальный вечер, отбой был позже обычного, а впереди – пятый день нашего пути.
День 5


(Календарь открыт на 5 листе, на нем – фотографии 5 дня пребывания в Петербурге)
Ведущий 1.
На протяжении всего нашего путешествия погода баловала нас и солнышком, и теплом, и прохладой, но именно в этот день особенно хотелось хорошей погоды, ведь мы отправлялись в город Петергоф – загородный императорский дворец, к самому Финскому заливу. (Театральная постановка: сценка «Петр I в доме Буйносовых» Приложение 4. )
Ведущий 2
. Загородная экскурсия в Петергоф с посещением парка с фонтанами и Большого дворца, экскурсия в особую кладовую в Корпусе под гербом – все это запомнится нам надолго. Дубовый кабинет Петра Первого, в котором бережно хранятся вещи императора, Тронный зал с его позолотой и портретами правителей, дворцовая анфилада не могли никого оставить равнодушными. (Учитель читает отрывки из творческих работ семиклассников)
Ведущий 3.
И то великолепие парка с огромным количеством чудо – фонтанов только усилили впечатление от увиденного. Конечно, очень хотелось окунуться в каждый фонтан-шутиху, но неведомая сила останавливала нас. Некоторым счастливчикам все-таки удалось вернуться в автобус слегка подмокшими, но пока мы доехали до вокзала, вода исчезла, но не исчезли воспоминания о тех замечательных днях осени, которые случились в нашей жизни! (Звучит песня в исполнении учащихся «Осень» Ю. Шевчука)
Завершается гостиная просмотром видеофильм о путешествии, сделанного семиклассниками.
Приложение 1



Сцена из романа А. Толстого «Петр I» - царские писари
В сводчатых палатах Дворцового приказа - жара, духота, - топор вешай. За длинными столами писцы, свернув головы, свесив волосы на глаза, скрипят перьями. В чернилах - мухи. На губы, на мокрые носы липнут мухи. Дьяк наелся пирогов, сидит на лавке, в дремоте. Писец, Иван Басков, перебеляет с листа в книгу: "...по указу великих государей сделано немецкое платье в хоромы к нему, великому государю, царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, а к тому делу взято товаров у генерала у Франца Лефорта: две цевки золота, - плачено один рубль, 13 алтын, 2 деньги, да девять дюжин пуговиц по шести алтын дюжина, да к исподнему кафтану - 6 дюжин пуговиц по 2 алтына, 4 деньги дюжина, да щелку и полотна на 10 алтын, да накладные волосы - три рубля..." Дунув на муху, Васков поднял осовелые веки. - Слышь, Петруха, а "волосы накладные" как писать - с прописной буквы али с малой? Напротив сидящий подьячий, подумав, ответил: - Пиши с малой. - Волос у него, что ли, нет своих, у младшего государя-то? - А ты - смотри - за такие слова... - Петруха, куда же он эти волосы навесит? - На это его государева воля, - куда захочет, туда и навесит. А будешь еще спрашивать, дьяку пожалуюсь... Дьяка тоже одолели мухи. Вынув шелковый платок, помахал он вокруг себя, вытер лицо и козлиную бороду. - Э-эй, спите! - лениво прикрикнул он. - Разве вы писцы, разве вы подьячие? Все бы вам даром жрать казенные деньги. Страху нет на вас, бога забыли, шпыни ненадобные... Вот выдеру весь приказ батогами, - будете знать, как работать с бережением... И чернил на вас не напасешься, и бумаги прорва... Гром вас порази - Петруха, квасу бы сейчас выпить! - проговорил Васков и, мотнув башкой, он опять принялся писать: "...по указу в.г.ц. и в.к. Петра Алексеевича всея В. и М. и Б. Р. самодержца велено прислать в Село Коломенское к нему в.г.ц. и в.к. всея В. и М. и Б. Р. самодержцу стряпчих конюхов - Якима Воронина, Сергея Бухвостова, Данилу Картина, Ивана Нагибина, Ивана Иевлева, Сергея Черткова да Василия Бухвостова. Упомянутых стряпчих конюхов ведено взять наверх в потешные пушкари и учинить им оклады - денег по пяти рублев человеку,хлеба по пяти четвертей ржи, овса тож..." - Петруха, вот людям счастье...

Приложение 2 Лицейские годы Пушкина
Сцена первая Звенит звонок. Входит Кошанский Н. Ф. (профессор словесности) – лицеисты встают.  Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок. КОШАНСКИЙ (лицеисты пишут, Кошанский ходит, смотрит): Вы вчера писали в прозе, А сейчас в стихах – о розе. Кюхельбекер! Написали? КЮХЛЯ: Снова мысли поскакали… КОШАНСКИЙ: Милый Пущин! Что же с вами? ПУЩИН: Я, профессор, не Державин… КОШАНСКИЙ: Илличевский! Бойкий слог! Но и лучше ты бы мог. Что же Пушкин Саша скажет? ЛИЦЕИСТЫ: Он сейчас стихи покажет. КОШАНСКИЙ (читает лист): О! Прекрасно! Прочитайте! И другим пример подайте! ПУШКИН: Где наша роза, Друзья мои? Увяла роза, Дитя зари. Не говори: Так вянет младость! Не говори: Вот жизни радость! Цветку скажи: Прости, жалея! И на лилею Нам укажи. (Все хлопают)
Сцена вторая
Летом 1816 года сообщили новость – граф Разумовский с соизволения царя распорядился ускорить наш выпуск. Что заставило начальство торопиться с выпуском нам неизвестно. Большинство из лицеистов ожидает штатская служба. ЛИЦЕИСТЫ: Мы окончили Лицей на три месяца раньше положенного. Стены нас больше уже не держали.9 июня 1817 года… завтра мы покидаем Лицей навсегда. Прошли лета соединенья… Прости! Хранимый небом,
Разорван он, наш верный круг… Не разлучайся, милый друг, С свободою и Фебом! Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?), Пусть будут счастливы все, все мои друзья!
Приложение 3 Сценка «Петр I и солдат»
Генерал: Куда же ты, царь-батюшка? Петр: Хочу сам до всего дознаться. Переоденусь в простое платье и пойду по городу: послушаю людскую молву и сам в разговорах поучаствую. Генерал: Да как же это? Без охраны да к простолюдинам в трактир... Петр: Цыц, я сказал! И не мешайте мне, как же я о жизни народа узнаю, если у него самого не спрошу? Вы что ль мне расскажете?! Генерал уходит. Петр подсаживается за стол к солдату. Петр: Откуда родом, служивый? Солдат: Костромской я. Петр: Земляки, значит. Дед мой тоже из костромских. Солдат: А по какой части, земляк? Чего в городе делаешь? Петр: Мастеровой я, по плотницкой части. Петр Алексеев зовусь. Солдат: Вот-вот, я так и думал. У нас, у костромских, это первое ремесло. И дед, и родитель, и сам я - тоже плотники. А что, земляк, закажем графинчик? Петр: Что ты, земляк выдумал?! Палаш заложишь, а вдруг ночью тревога, что станешь делать? Солдат: Наши офицеры да генерал спят до полудня. Семь раз можно выкупить заклад. Петр: Ну, ты как хочешь, а мне домой пора. (Петр ушел, повар принес графин для солдата, забрал палаш.) Генерал: Царский смотр, царский смотр! Царь приехал в полк! (Солдаты строятся. Солдат в ножны кладёт палку. Петр проходит перед строем.) Петр (солдату): Ты, два шага вперед! Покажи, как учат вас строевой службе - руби меня палашом! Солдат: Никак нет, не могу поднять оружие против вашего величества.
Петр: Руби! Я приказываю! Солдат: Господи, обрати мое грозное оружие в древо! (Достал из ножен палку). Генерал: Чудо, чудо бог даровал! Петр: Ну, молодец, люблю этаких! Три дня на гауптвахте посиди, а потом в штурманскую школу ступай!
Приложение 4

Сцена из романа А. Толстого «Петр I» - в доме Буйносовых
- Здравствуй, батюшка... Антонида зашипела на мать: - Сядьте, мутер... Княгиня Авдотья: «Девки сразу стали смелы, дерзки, придирчивы. Подай им того и этого. Вышивать не хотят. Сидят с утра, разодевшись, делают плезир, - пьют чай и кофей». Ой, батюшка, будешь кофей? - Чего-то кофей не хочу сегодня. Прохватило на крыльце, что ли... Мать, поднеси крепкого. - У вас, фатер, один разговор кажное утро - сказала Антонида,- когда вы только приучитесь... - Молчи, - закричал Роман Борисович, - ай, плетку возьму... Авдотья по-старинному, с поклоном, шепнула: - Да поешь ты, батюшка, вволю... Роман Борисович спросил про сына: - Мишка где? - Арифметику, батюшка, заучает. Уж не знаю, что с головушкой-то его будет... Ольга, самая дотошная до политеса, проговорила, морща губы: - Мишка все с мужиками да с мужиками. Вчерась опять в конюшне на балалайке куртаже делал и в карты по носам бился... - Дитя он малое еще, - простонала Авдотья. Молчали некоторое время, Наталья, младшая, - смешливая, вертлявая, -нагнулась к окошечку - Ах, ах, девы! Гости приехали... Девы всполохнулись Роман Борисович: «Эту боярыню Волкову семь лет назад Санькой звали, сопли рваным подолом вытирала. Из самого что ни на есть худого мужицкого двора. Видишь ты, в золоченой карете приехала! Муж у царя в милости... Оттеперь, говорят, ему отдана вся поставка на войско. Вошла боярыня Волкова. Стала посреди палаты. - Бонжур, прынцес!
Девы разглядывали ее платье и как причесаны волосы. - Ах, ах, куафа на китовом усе, конечно. - А" нам-то прутья да тряпки подкладывают. Санька им отвечала: - С куафер чистое наказанье: на всю Москву один. На масленой дамы по неделе дожидались, а которые загодя-то причесанные - так и спали на стуле... Я просила тятеньку привезти куафера из Амстердама. - Почтенному Ивану Артемичу поклон передайте, - сказал князь. - Как заводик его полотняный? Все собираюсь поглядеть. Дело новое, занятное... - Тятенька в Воронеже. И Вася в Воронеже, при государе. - Наслышаны, наслышаны, Александра Ивановна. - Вася вчерась письмо прислал. - Санька запустила два пальца за низко открытый корсаж - Как бы Васю мово не послали в Париж... - Что пишет? - кашлянув, спросил князь. - Про государя что отписывает?.. Санька долго разворачивала письмецо. Шепотом: - Читать не так давно научилась. Виновата... "Сашенька, здравствуй, свет мой, на множество лет... У нас в Воронеже вот какие дела... Скоро флот будем опускать в Дон, и с тем наше житье здесь окончится... Пугать не стану, а стороной слышал, государь-де хочет послать меня вместе с Андреем Артамоновичем Матвеевым в Гаагу и далее - в Париж. Не знаю, как и думать о сем: далеко, да и страшновато... Мы все, слава богу, здоровы. Герр Питер тебе кланяется, - поминали недавно за ужином. Он по вся дни в трудах. Работает на верфи, как простой. Сам и гвозди, и скобы кует, сам и конопатит. И бороду брить недосуг: зело всех торопит, людей загонял. Но флот построили..." Роман Борисович стучал по столу ногтями: - Да... Конечно, флот, да... Сам кует, сам конопатит... Сил, значит, девать некуда... Санька кончила чтенье. Тихонько вытерла губы. - На святой государь вернется - в ноги ему брошусь... Хочу в Париж... Антонида, Ольга, Наталья всплеснули руками: "Ах, и - ах, и - ах!" Княгиня Авдотья перекрестилась. - Напугала, матушка, страсть какая, - в Париж... Чай, там погано! У Саньки потемнели синие глаза, прижала перстни к груди:
- Так я скучаю в Москве!.. Так бы и полетела за границу... У царицы Прасковьи Федоровны живет француз - учит политесу, он и меня учит. Он рассказывает! Каждую ночь вижу во сне, будто я в малиновой бостроге танцую минувет, танцую лучше всех, голова кружится, кавалеры расступаются, и ко мне подходит король Людовик и подает мне розу... Так стало скушно в Москве. Хочу в Париж...
Краткая аннотация к конкурсной работе
Литературная гостиная «Люблю тебя, Петра творенье…» представляет собой творческий отчет о поездке и служит площадкой для демонстрации результатов проектной деятельности учащихся: творческих работ (эссе, сочинения, стихи, рисунки), презентации, видеофильма, стенгазеты и театральных постановок (сценарии постановок даны в приложении к разработке). Очевидно, что проведению мероприятия предшествует длительная (в течение трех недель) подготовка. Она осуществляется в разных направлениях внеурочной деятельности: учащиеся пишут творческие работы, репетируют театральные постановки. создают газету-макет Невской набережной, презентации и видеофильм. Проектная деятельность и технология сотрудничества лежат в основе этой работы и позволяют достичь хороших результатов. Благодаря компетентностному подходу на уроках литературы и во внеурочной деятельности происходит развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Об этом говорят публикации творческих работ семиклассников в школьной газете, в литературном сборнике «Робкой музы вдохновенье», издаваемом Центральной районной библиотекой, а также публикации в Детском историческом журнале «Автобус» города Санкт-Петербурга. У ребят возникает живой интерес к литературному творчеству, некоторые продолжают писать и начинают участвовать в литературных конкурсах.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники