Особенности восприятия цвета детьми и использования его в изобразительной деятельности
Автор: Шестернякова Лидия Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1519/6 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Особенности восприятия цвета детьми и использования его в изобразительной деятельности Раздел: дошкольное образование
Особенности восприятия цвета детьми и использования его в
изобразительной деятельности.
Основы
чувственного
восприятия
цвета
заложены
в
физиологической
природе
самого
человека
и
способны
развиваться
с
первых
дней
жизни
ребенка при условии организации цветовой среды и упражнений. В младшем
дошкольном
возрасте
складываются
предпосылки
для
усвоения
детьми
системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других
свойств предметов, дети первоначально усваивают основные, бессознательно
отбрасывая
детали.
Однако
без
специального
обучения
и
развития
восприятия цвета этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном
возрасте дети не смогут избавиться от употребления в сознании предметных
цветовых штампов – небо синее, трава зеленая и др.
Характерно,что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности
усвоение
названий
цветов
происходит
как
бы
«незаметно»,
словно
без
обучения. Но это не так. Окружающие взрослые в процессе общения в
повседневной
жизни
многократно
повторяют
ребенку
название
того
или
иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих
объектов, цветами изобразительных средств и словами – определениями. В
результате
ребенок
запоминает
систематичность
красок
в
наборе.
Без
обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный,
зеленый.
Желтый
и
др.
Названия
цветов
–
серый,
голубой,
розовый
–
устанавливаются
позднее
и
обычно
после
особого
к
ним
внимания.
Значительный
вклад
в
развитие
у
детей
чувства
цвета
внесли
работы
Е.А.Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора,
метод называния, метод выбора по называнию. Это позволило установить,
что уже в четыре года у детей развита способность к цветоощущению.
Голубой цвет он выделил как наиболее сложный для восприятия детьми не
только 4 – 6 лет, но и 6 – 8 лет. В своих исследованиях он отметил, что
любимыми цветами детей оказались красный и зеленый, а симпатичными –
черный и желтый.
Большое
значение
в
развитии
цветового
восприятия
детей
он
отводил
природе:
«…когда
воспитание
ведется
вне
стен
комнаты,
когда
перед
ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы,
тогда, нет сомнения, поле, лес, звездный небосвод и закат солнца, постоянно
меняющий свой цвет, будут служить воспитателям средством в деле развития
цветоощущения, чувства красоты, любви к природе, к пониманию ее». Дети в
возрасте 4 лет знают основные цвета, но не применяют такие обозначения,
как светло – красный или темно – красный. Дети часто дают цветам разные
названия. В то же время они иногда и отказываются от названия цветов. Они
могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют
слова,
обозначающие
названия
цветов.
Цвет
сильно
воздействует
на
эмоциональное
состояние
детей:
рассматривание
предметов,
украшенных
теплым
тоном,
вызывает
восхищение,
восторг.
Важнейшим
условием
развития
чувства
цвета
является
среда,
которая
окружает
ребенка.
Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни, и прежде всего
в быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду,
детей и педагогов. Каждый предмет должен иметь определенное цветовое
значение.