Рассчитать количество теплоты, необходимое для превращения жидкости в пар, и выделяющийся при конденсации
Автор: Долганова Лариса Анатольевна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ "Трушниковская ООШ" Населённый пункт: село Трушники Наименование материала: методическая разработка Тема: Рассчитать количество теплоты, необходимое для превращения жидкости в пар, и выделяющийся при конденсации Раздел: среднее образование
Цели урока:
Создать условия для применения задач в жизни
Задачи урока:
научить рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения
жидкости в пар, и выделяющийся при конденсации;
развивать навыки решения задач;
воспитывать аккуратность, правильность оформления задач.
Оборудование и наглядности:
таблица
с
оценкой
учебных
достижений,
карточки
с
задачами
и
заданиями,
графики.
Ход урока. I. Организационная часть.
1.
Приветствие.
2.
Формулировка задачи из жизни для выявления цели: Для приготовления
чая турист положил в котелок лед массой 2 кг, имеющий температуру
0
0
C. Какое количество теплоты необходимо для превращения этого льда
в
кипяток
при
температуре
100
0
С?
Энергию,
израсходованную
на
нагревание котелка, не учитывать.
3.
Что надо знать для решения данной задачи? (Формулы, обозначения величин,
единицы измерения)
4.
Для этого мы проведем оценку учебных достижений
Я знаю…
(формулы, обозначения величин, единицы
измерения)
Я умею…
(применять в
задаче)
Хочу
получить
решения
задач
Затем
происходит
озвучивание
оценки
достижений
и
выбирается
соответствующий уровень для решения задач (делятся на группы)
5. Работа по карточкам со всем классом (по формулам).
К
1
-
расчет
количества
теплоты,
необходимого
при
нагревании
тела
или
выделяемого им при охлаждении? (Q = с * m* (t
2
– t
1
))
К
2
- расчет количества теплоты, выделяемое при сгорании топлива? (Q = q* m)
К
3
- расчет количества теплоты, необходимое для плавления кристаллического тела,
взятого при его температуре плавления и нормальном атмосферном давлении? (Q =
λ * t)
К
4
- расчет количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости
любой массы, взятой при температуре кипения? (Q = L* m)
Одновременно
учащиеся
со
слабыми
знаниями
работают
с
индивидуальными
карточками (вместо точек поставить физические величины):
(Q = ... * m * (t
2
– t
1
)) - количества теплоты, необходимого при нагревании тела или
выделяемого им при охлаждении;
(Q = q * ...) - количества теплоты, выделяемое при сгорании топлива;
(Q = ... * m) - количество теплоты, необходимое для плавления;
(Q = L * ...) - расчет количества теплоты, необходимого для превращения в пар
жидкости любой массы, взятой при температуре кипения.
III.
Решение задач. Распределяемся на группы
1 группа (карточка - модуль) (приложение)
2 группа:
1 задача - Какое
количество
теплоты
выделила
вода
массой 100
г
при
остывании от 45 до 25 °С?
2
задача - На
сколько
увеличилась
внутренняя
энергия
расплавленного
железного лома массой 2 т начальная температура которого была равна 39°С?
3 группа:
1 задача - Сколько энергии израсходовано на нагревание воды массой 0,75 кг от 20
до 100 °С и последующее образование пара массой 250 г? (827*10
3
Дж)
2 задача (олимпиадного вида, т.к. готовимся к олимпиаде) - Свинцовая
деталь
массой 200 г охлаждается от 427°С до температуры плавления, отвердевает и
охлаждается до 27 °С. Какое количество теплоты передаст деталь окружающим
телам?
III.
В
заключение хочется
узнать
сколько
же
энергии
понадобится
для
превращения льда в кипяток.
IV.
Подведение
итогов
урока.
Для
ч е г о
н у ж е н
урок?
О ц е н ка
работы на уроке.
Что
получилось
или
нет.
V.
Задание на дом:
доделать
к а р т о ч к и
п о
уровням
Q
=
?
Дано:
с=4200Д
ж/(кг
*
0
С)
=3,4*
10
5
Дж
/кг
m=2 кг
t
1
=0
0
C
t
2
=100
0
C
Решение:
Q
1
= * m
Q
2
=cm(t
2
– t
1
)
Q= Q
1
+ Q
2
Расчет:
Q
1
=3,4*10
5
Дж/кг* 2
кг=6,8*10
5
Дж
Q
2
=4200Дж/(кг
0
С) *2
кг*(100
0
C-0
0
C)
Q
2
=8,4*10
5
Дж
Q=6,8*10
5
Дж
+ 8,4*10
5
Дж
Q=15,2*10
5
Дж
Ответ: 1,52
МДж