Напоминание

"Музыкально-ритмический час как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"


Автор: Патрушева Ольга Фридоновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ МО города Нягань "ЦРР детский сад № 4 "Веснянка"
Населённый пункт: Нягань
Наименование материала: перспективный план
Тема: "Музыкально-ритмический час как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Перспективное планирование

Сентябрь-октябрь

«Хохлома»



п/п

Тема

музыкально-

ритмического

часа

Части музыкально-ритмического часа

Танцы
«Колокольчик»
Народные игры
«Плетень» «Дедушка Мазай»
Игра на музыкальных

инструментах
«Ах вы, сени…»
Логоритмические

задания
1 Звени, звени, златая Русь… Музыкальное движение «Змейка». Программное содержание: познакомить детей с музыкальным движением танца «Колокольчик». Музыкальный инструмент – деревянная ложка. Программное содержание: познакомить детей с музыкальным инструментом – деревянной ложкой. Задание «Знакомство». Программное содержание: учить детей прохлопывать в ладоши слово «здравствуйте», свое имя. 2 Змейка Музыкальное движение «Змейка». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальное движение «Змейка» танца «Колокольчик», обращать внимание детей на осанку. Музыкальное движение «Хороводный шаг». Программное содержание: познакомить детей с музыкальным движением игры «Плетень»; учить самостоятельно делиться на четыре шеренги. Музыкальный инструмент – деревянная ложка. Программное содержание: учить детей приему игры на ложках (одной стучать по «щеке» другой). Задание «Знакомство». Программное содержание: продолжать учить детей прохлопывать в ладоши ритм слов «здравствуйте», «до свидания», свои имена. 3 Круг Музыкальные движения «Змейка», «Круг». Программное содержание: познакомить с движением «Круг» из танца «Колокольчик»; продолжать учить детей Музыкальное движение «Хороводный шаг». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальное движение «Хороводный шаг» и Музыкальный инструмент – деревянная ложка. Программное содержание: продолжать учить детей приемам игры на ложках (одной из них стучать по Попевка «Дождик». Программное содержание: познакомить детей с первым четверостишием из песни «Дождик»; учить различать длинные и
выполнять движение «Змейка». начинать движение в соответствии с началом звучания музыки. «щеке» другой, постукивание ручками ложек). короткие звуки. 4 Змейка, Круг Музыкальные движения «Змейка», «Круг». Программное содержание: учить детей выполнять движение «Круг», начинать и заканчивать музыкальное движение в ансамбле; развивать умение выполнять движение «Змейка». Музыкальные движения «Топотушки», «Кружение». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальные движения игры «Плетень»; формировать умение реагировать на изменение звучания музыки изменением движений. Музыкальный инструмент – деревянная ложка. Программное содержание: учить детей приему игры (прямые удары по ложкам соседа); развивать умение выполнять несложный ритмический рисунок музыкальной пьесы, отмечая динамические оттенки. Попевка «Дождик». Программное содержание: закреплять умение детей прохлопывать ритм текста песни «Дождик»; различать длинные и короткие звуки. 5 Ручеек Музыкальные движения «Ручеек», «Змейка», «Круг». Программное содержание: познакомить детей с музыкальным движением танца «Колокольчик»; учить детей самостоятельно менять движения в соответствии со сменой частей танца «Колокольчик»; закреплять умение детей выполнять музыкальные движения «Круг», «Змейка». Музыкальные движения «Топотушки», «Кружение», «Хороводный шаг». Программное содержание: учить детей самостоятельно менять движения в соответствии со сменой частей музыкальной игры «Плетень». Музыкальный инструмент – деревянная ложка. Программное содержание: учить детей играть на ложках в ансамбле, четко исполняя несложный ритмический рисунок музыкальной пьесы; закреплять умение детей играть на деревянных ложках, используя все знакомые приемы игры. Попевка «Дождик». Программное содержание: закреплять умение детей различать длинные и короткие звуки и отмечать это в выполнении логоритмического задания. 6 Змейка, Круг, Ручеек Музыкальное движение «Ручеек». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальное движение Задание «Импровизация». Программное содержание: учить детей имитировать выполнение различных Музыкальный инструмент – свистулька. Программное содержание: познакомить детей с Игра «Дедушка Мазай». Программное содержание: учить с детьми текст игры «Дедушка Мазай»;
танца «Колокольчик», самостоятельно менять движения, реагируя на изменения в музыке. действий (вскапывать огород, рыбачить, ягоды собирать, стирать и др.). народным инструментом – свистулькой. предложить детям простучать ритм текста на деревянных ложках. 7 Колокольчик Программное содержание: закрепить умение детей самостоятельно выполнять танцевальные движения от начала до конца звучания музыки. Задание «Импровизация». Программное содержание: побуждать детей самостоятельно выполнять движения- имитации; учить менять движения в соответствии со звучанием музыки. Музыкальный инструмент – свистулька. Программное содержание: познакомить детей с понятием «дирижер»; учить играть на свистульке; предложить детям вспомнить приемы игры на ложках (индивидуальные задания). Игра «Дедушка Мазай». Программное содержание: закрепить с детьми текст русской народной игры и дать задание «Простучи ритм» (в ладоши, на ложках). 8 Мы танцуем Танец «Колокольчик». Программное содержание: учить детей выразительности, пластичности движений. Задание «Импровизация». Программное содержание: закреплять умение детей реагировать на звучание музыки, подчиняться правилам игры. Музыкальные инструменты – свистулька, деревянные ложки. Программное содержание: учить детей играть в ансамбле по партиям, подчиняясь дирижерскому жесту. Задание «Импровизация» Программное содержание: предложить ритмизацию импровизированных текстов по желанию детей.
Ноябрь-декабрь

«Гжель»



п/п

Тема

музыкально-

ритмического

часа

Танцы
Хоровод «С платками»
Народные игры
«Капустка» «Как у дедушки Трофима»
Игра на музыкальных

инструментах
«Во кузнице» «Тень, тень, потетень»
Логоритмические

задания

1 Гжель, сказочная гжель… Музыкальное движение «Цепь». Программное содержание: познакомить детей с музыкальным движением хоровода «С платками». Задание «Повторение». Программное содержание: предложить детям поиграть в знакомые игры. Музыкальные инструменты – свистулька, трещотка. Программное содержание: познакомить воспитанников с трещоткой; закреплять умение детей играть на знакомом музыкальном инструменте. Игра «Капустка». Программное содержание: познакомить детей с текстом игры «Капустка», работать над его разучиванием; закреплять понятие «Долгие и короткие звуки». 2 Цепь Музыкальное движение «Цепь». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальное движение «Цепь» хоровода «С платками». Музыкальное движение «Круг». Программное содержание: Продолжать учить детей самостоятельно формировать круг. Музыкальный инструмент – трещотка. Программное содержание: учить детей приему игры на трещотке (ровное перемещение пластин). Игра «Капустка». Программное содержание: закрепить знание детьми текста игры «Капустка»; предложить детям простучать ритм слов на музыкальном инструменте. 3 Косица Музыкальные движения «Цепь», «Косица». Программное содержание: познакомить с движением «Косица» хоровода «С платками»; продолжать учить детей выполнять музыкальное движение «Цепь». Музыкальное движение «Круг». Программное содержание: учить детей координировать выполнение движения «Хороводный шаг» с четким ритмичным проговариванием текста игры «Капустка». Музыкальный инструмент – трещотка. Программное содержание: продолжать учить детей приемам игры на трещотке (ровное перемещение пластин, одна рука держит трещотку, другая исполняет ритмический рисунок). Стихотворение «Гжель». Программное содержание: познакомить детей со стихотворением «Гжель» и с понятием «пауза». 4 Цепь, Косица Музыкальные движения Музыкальные движения Музыкальные Стихотворение «Гжель».
«Цепь», «Косица». Программное содержание: познакомить с движением «Звездочка» хоровода «С платками»; продолжать учить детей выполнять музыкальные движения хоровода «С платками» «Цепь», «Косица»; следить за осанкой детей. «Круг», «Врассыпную». Программное содержание: учить детей выполнять правила игры, отображать характер персонажа. инструменты – трещотка, свистулька. Программное содержание: учить детей играть несложный ритмический рисунок по партиям, начиная и заканчивая исполнение в ансамбле. Программное содержание: учить детей ритмично прохлопывать слова стихотворения; закрепить знание детьми понятия «пауза». 5 Звездочка Музыкальное движение «Звездочка». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальное движение хоровода «С платками»; формировать умение начинать движение одновременно и выполнять действия с предметом. Музыкальные движения «Выставление ноги на пятку», «Потягивание». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальные движения игры «Как у дедушки Трофима». Музыкальный инструмент – рубель. Программное содержание: познакомить детей с рубелем, с приемом игры на этом инструменте (легкое глиссандо). Задание «Ритм в стихах». Программное содержание: учить детей играть ритм слов на пианино; разучить с детьми слова игры «Как у дедушки Трофима». 6 Цепь, Косица, Звездочка Музыкальные движения «Цепь», «Косица», «Звездочка». Программное содержание: учить детей самостоятельно менять движения соответственно изменениям в музыке; закреплять умение детей выполнять музыкальные движения хоровода. Музыкальные движения «Выставление ноги на пятку», «Потягивание», «Выбросы ног поочередно». Программное содержание: продолжать учить детей выполнять музыкальные движения в соответствии со звучанием музыки. Музыкальные инструменты – рубель, шумелки. Программное содержание: продолжать учить детей приемам игры на шумовых инструментах, используемых для оркестровки пьесы «Тень, тень, потетень». Задание «Ритм в стихах». Программное содержание: продолжать учить детей ритмизировать текст игры «Как у дедушки Трофима», используя хлопки, игру на музыкальных инструментах. 7 С платками Программное содержание: продолжать учить детей Музыкальные движения «Выставление ноги на Музыкальные инструменты – Игра «Звучащие жесты». Программное
самостоятельно менять движения соответственно изменениям в музыке; работать над выразительностью движений. пятку», «Потягивание», «Выбросы ног поочередно». Программное содержание: закреплять умение детей выполнять игровые действия; слышать и реагировать на музыкальный сигнал изменением движения. треугольник, рубель, шумелки. Программное содержание: учить детей самостоятельно исполнять музыкальные партии на разных инструментах, реагируя на изменения частей музыки. содержание: познакомить детей с понятием «звучащие жесты». 8 Мы танцуем Хоровод «С платками». Программное содержание: закреплять умение детей самостоятельно использовать знакомые музыкальные движения в хороводе «С платками». Игра «Как у дедушки Трофима». Программное содержание: продолжать закреплять умение детей самостоятельно выполнять игровые действия; вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях. Пьеса «Тень, тень, потетень». Программное содержание: учить детей играть в ансамбле, не опережая друг друга Игра «Звучащие жесты». Программное содержание: разучить с детьми звучащие жесты (щелчки, хлопки выпуклыми ладонями); предложить детям придумать собственные звучащие жесты.
Январь-февраль

«Касли»



п/п

Тема

музыкально-

ритмического

часа

Танцы
«Фабричная кадриль»
Народные игры
«Мороз» «Горелки»
Игра на музыкальных

инструментах
«Барыня»
Логоритмические

задания
1 Работы уральских мастеров Музыкальное движение «Кулачки». Программное содержание: познакомить детей с Музыкальное движение «Хороводный шаг». Программное содержание: Музыкальный инструмент – балалайка. Программное содержание: Игра «Мороз». Программное содержание: разучить с детьми текст
музыкальным движением кадрили, с понятием «кадриль». закрепить умение детей выполнять музыкальное движение «Хороводный шаг». познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом. игры «Мороз»; повторить понятие «длинные и короткие звуки». 2 Кулачки Музыкальное движение «Кулачки». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальное движение «Кулачки» ритмично под музыку; закрепить знание детьми понятия «кадриль». Упражнение «Считалочка». Программное содержание: познакомить детей с правилами игры «Мороз»; учить детей по считалочке выбирать «водящего»; развивать умение бегать в одном направлении. Музыкальный инструмент – балалайка. Программное содержание: учить детей узнавать звучание балалайки в оркестре. Игра «Мороз». Программное содержание: познакомить детей со звучащим жестом (хлопки ладонями со сцепленными пальцами); учить детей ритмизировать заданный текст; закрепить знание детьми понятия «звучащие жесты». 3 Ковырялочка Музыкальные движения: «Ковырялочка», «Кулачки». Программное содержание: познакомить детей с музыкальными движениями кадрили; продолжать учить детей ритмично выполнять движение «Кулачки». Упражнение «Считалочка». Программное содержание: закреплять умение детей самостоятельно по считалочке выбирать водящего, бегать ритмично под музыку в одном направлении. Музыкальный инструмент – балалайка. Программное содержание: познакомить детей с приемом игры на балалайке. Игра «Звучащие жесты», потешка «Солнышко». Программное содержание: Разучить с детьми потешку; продолжать учить детей произносить заданный текс с использованием звучащих жестов. 4 Ковырялочка, Кулачки Музыкальное движение «Ковырялочка». Программное содержание: учить детей под музыку выполнять движение «Ковырялочка»; следить за осанкой детей. Упражнение «Координация». Программное содержание: учить детей координировать выполнение движений с Музыкальный инструмент – балалайка. Программное содержание: учить детей приему игры на балалайке; правильно держать Потешка «Солнышко». Программное содержание: предложить детям рассказать потешку с использованием звучащих жестов.
Закреплять умение детей ритмично выполнять движение «Кулачки». произношением текста игры «Мороз». музыкальный инструмент. 5 Свечка Музыкальные движения: «Ковырялочка», «Кулачки», «Свечка». Программное содержание: познакомить детей с движением «Свечка» кадрили; закреплять умение детей самостоятельно выполнять музыкальные движения кадрили, слышать изменения в музыке. Упражнение «Пары». Программное содержание: познакомить с правилами игры «Горелки»; учить детей распределяться по парами строиться в колонны. Музыкальный инструмент – балалайка. Программное содержание: продолжать учить детей игре на балалайке. Задание «Расскажи стихи руками». Программное содержание: разучить с детьми текст игры «Горелки»; предложить детям выполнить задание «Расскажи стихи руками». 6 Ковырялочка, Свечка Музыкальное движение «Свечка». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальное движение «Свечка» «Фабричной кадрили». Продолжать закреплять умение детей выполнять движение «Ковырялочка». Музыкальное движение «Бег парами». Программное содержание: учить детей выполнять движение «Бег парами»; развивать ловкость и быстроту движений. Музыкальный инструмент – балалайка. Программное содержание: закреплять умение детей исполнять на балалайке несложный ритмический рисунок. Задание «Расскажи стихи руками». Программное содержание: учить детей координировать движения рук, ног и туловища с ритмом речи. 7 Кулачки, Ковырялочка, Свечка Музыкальные движения: «Свечка», «Ковырялочка», «Кулачки». Программное содержание: продолжать учить детей выполнять музыкальное движение «Свечка»; продолжать закреплять Упражнение «Пары» Программное содержание: продолжать учить детей выполнять движение «Бег парами», подчиняться правилам игры. Задание «Оркестровка». Программное содержание: учить оркестровать музыкальное произведение. Задание «Расскажи стихи руками». Программное содержание: продолжать учить детей координировать движения рук, ног и туловища с ритмом речи.
умение детей самостоятельно выполнять музыкальные движения «Фабричной кадрили». 8 Мы танцуем Танец «Фабричная кадриль». Программное содержание: учить детей самостоятельно выполнять все знакомые движения танца, работать над пластичностью и выразительностью движений; вызывать положительные эмоции от полученного результата. Игра «Горелки» Программное содержание: развивать ловкость и быстроту движений, вызывать положительный эмоциональный отклик на веселую игру. Музыкальное произведение «Барыня». Программное содержание: продолжать учить детей играть на разных музыкальных инструментах в ансамбле. Задание «Расскажи стихи руками». Программное содержание: закреплять умение детей координировать движения рук, ног и туловища с ритмом речи, используя знакомые потешки.
Март-апрель

«Филимоновская игрушка»



п/п

Тема

музыкально-

ритмического

часа

Танцы
«Масленица»
Народные игры
«Заря-зарница» «Жмурки с бубенцом»
Игра на музыкальных

инструментах
«Блины»
Логоритмические

задания
1 Это глиняное чудо Музыкальное движение «Потряхивание плечами». Программное содержание: познакомить детей с музыкальным движением хоровода «Масленица». Музыкальное движение «Круг». Программное содержание: познакомить детей с правилами игры «Заря-зарница»; учить детей самостоятельно формировать круг, расходиться и сходиться по музыкальному сигналу. Музыкальный инструмент – бубенцы. Программное содержание: познакомить детей с бубенцами Игра «Заря-зарница». Программное содержание: познакомить детей с текстом игры «Заря-зарница». 2 Потряхивание Музыкальное движение Упражнение «Ленты». Музыкальный инструмент Игра «Заря-зарница».
плечами «Потряхивание плечами». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальное движение «Потряхивание плечами» ритмично под музыку. Программное содержание: познакомить детей с атрибутом для игры «Заря- зарница». – бубенцы. Программное содержание: учить детей приемам игры на бубенцах; развивать умение различать звучание бубенцов и колокольчиков. Программное содержание: выучить с детьми слова игры «Заря- зарница»; предложить прохлопать ритм данных слов. 3 Вращение кистей рук Музыкальные движения «Потряхивание плечами», «Вращение кистей рук». Программное содержание: познакомить детей с музыкальным движением «Вращение кистей рук»; продолжать учить детей ритмично выполнять движение «Потряхивание плечами». Упражнение «Ленты». Программное содержание: учить детей выполнять действия с лентами; закреплять умение легко бегать на носочках, соблюдая интервал движения. Музыкальные инструменты – бубенцы, дудочка. Программное содержание: познакомить детей с дудочкой; продолжать учить детей игре на бубенцах. Игра «Заря-зарница». Программное содержание: закрепить знание детьми текста игры «Заря-зарница»; предложить ритмизировать данный текст с помощью музыкальных инструментов на выбор детей. 4 Потряхивание плечами. Вращение кистей рук Музыкальное движение «Вращение кистей рук». Программное содержание: учить детей под музыку выполнять движение «Вращение кистей рук»; следить за осанкой детей. Закреплять умение детей ритмично выполнять движение «Потряхивание плечами». Упражнение «Ленты». Программное содержание: учить детей координировать выполнение движений с произношением текста; закреплять умение выполнять действия с лентами. Музыкальный инструмент – дудочка. Программное содержание: учить детей играть на дудочке. Попевка «Андрей- воробей». Программное содержание: предложить детям простучать ритм попевки на пианино. 5 Повороты рук влево, вправо Музыкальные движения: «Потряхивание плечами», «Вращение кистей рук», Игра «Заря-зарница». Программное содержание: Музыкальные инструменты – бубенцы, дудочка. Стихотворение «Хозяин». Программное содержание: учить с
«Повороты рук влево, вправо». Программное содержание: познакомить детей с движением «Повороты рук влево, вправо» хоровода «Масленица»; закреплять умение детей самостоятельно выполнять музыкальные движения, слышать изменения в музыке. Программное содержание: вызывать положительный эмоциональный отклик на игру, желание участвовать в совместных действиях. Программное содержание: учить детей играть на знакомых музыкальных инструментах по партиям. детьми стихотворение «Хозяин». 6 Повороты рук влево, вправо. Вращение кистей рук Музыкальное движение «Повороты рук влево, вправо». Программное содержание: учить детей выполнять музыкальное движение «Повороты рук влево, вправо» хоровода «Масленица». Продолжать закреплять умение детей выполнять движение «Вращение кистей рук». Игра «Жмурки с бубенцом». Программное содержание: познакомить детей с игрой «Жмурки с бубенцом»; учить бегать в одном направлении. Игра «Дирижер». Программное содержание: предложить детям поиграть в игру «Дирижер», принять на себя ведущую роль в оркестре. Стихотворение «Хозяин». Программное содержание: закрепить знание детьми стихотворения «Хозяин»; предложить задание «Прохлопать ритм слов». 7 Масленица Музыкальные движения: «Потряхивание плечами», «Вращение кистей рук», «Повороты рук, влево вправо». Программное содержание: продолжать учить детей выполнять музыкальное Игра «Жмурки с бубенцом». Программное содержание: учить детей выполнять действие с предметом. Музыкальная пьеса «Блины». Программное содержание: учить детей играть в ансамбле, исполняя несложный ритмический рисунок музыкального Стихотворение «Хозяин». Программное содержание: дать детям задание «Покажи в движении смысл стихотворения».
движение «Повороты рук влево, вправо»; закреплять умение детей самостоятельно выполнять музыкальные движения хоровода «Масленица». произведения. 8 Мы танцуем Хоровод «Масленица». Программное содержание: учить детей самостоятельно выполнять все знакомые движения хоровода, вызывать положительные эмоции от полученного результата. Игра «Жмурки с бубенцом». Программное содержание: учить детей самостоятельно выполнять правила игры, развивать ловкость и быстроту движений. Музыкальна пьеса «Блины». Программное содержание: вызывать эмоциональный отклик на музыку веселого, радостного характера. Стихотворение «Хозяин». Программное содержание: закреплять и поддерживать инициативу детей в выборе техники озвучивания стихотворения.


В раздел образования