"Музыкально-ритмический час как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Автор: Патрушева Ольга Фридоновна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ МО города Нягань "ЦРР детский сад № 4 "Веснянка" Населённый пункт: Нягань Наименование материала: перспективный план Тема: "Музыкально-ритмический час как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре" Раздел: дошкольное образование
Танцы
«Колокольчик»
Народные игры
«Плетень»
«Дедушка Мазай»
Игра на музыкальных
инструментах
«Ах вы, сени…»
Логоритмические
задания
1
Звени, звени,
златая Русь…
Музыкальное движение
«Змейка».
Программное содержание:
познакомить детей с
музыкальным движением
танца «Колокольчик».
Музыкальный инструмент
– деревянная ложка.
Программное
содержание: познакомить
детей с музыкальным
инструментом –
деревянной ложкой.
Задание «Знакомство».
Программное
содержание:
учить детей прохлопывать
в ладоши слово
«здравствуйте», свое имя.
2
Змейка
Музыкальное движение
«Змейка».
Программное содержание:
учить детей выполнять
музыкальное движение
«Змейка» танца
«Колокольчик», обращать
внимание детей на осанку.
Музыкальное движение
«Хороводный шаг».
Программное
содержание: познакомить
детей с музыкальным
движением игры
«Плетень»;
учить самостоятельно
делиться на четыре
шеренги.
Музыкальный инструмент
– деревянная ложка.
Программное
содержание:
учить детей приему игры
на ложках (одной стучать
по «щеке» другой).
Задание «Знакомство».
Программное
содержание:
продолжать учить детей
прохлопывать в ладоши
ритм слов «здравствуйте»,
«до свидания», свои
имена.
3
Круг
Музыкальные движения
«Змейка», «Круг».
Программное содержание:
познакомить с движением
«Круг» из танца
«Колокольчик»;
продолжать учить детей
Музыкальное движение
«Хороводный шаг».
Программное
содержание:
учить детей выполнять
музыкальное движение
«Хороводный шаг» и
Музыкальный инструмент
– деревянная ложка.
Программное
содержание:
продолжать учить детей
приемам игры на ложках
(одной из них стучать по
Попевка «Дождик».
Программное
содержание:
познакомить детей с
первым четверостишием
из песни «Дождик»; учить
различать длинные и
выполнять движение
«Змейка».
начинать движение в
соответствии с началом
звучания музыки.
«щеке» другой,
постукивание ручками
ложек).
короткие звуки.
4
Змейка, Круг
Музыкальные движения
«Змейка», «Круг».
Программное содержание:
учить детей выполнять
движение «Круг», начинать
и заканчивать музыкальное
движение в ансамбле;
развивать умение выполнять
движение «Змейка».
Музыкальные движения
«Топотушки»,
«Кружение».
Программное
содержание:
учить детей выполнять
музыкальные движения
игры «Плетень»;
формировать умение
реагировать на изменение
звучания музыки
изменением движений.
Музыкальный инструмент
– деревянная ложка.
Программное
содержание:
учить детей приему игры
(прямые удары по ложкам
соседа); развивать умение
выполнять несложный
ритмический рисунок
музыкальной пьесы,
отмечая динамические
оттенки.
Попевка «Дождик».
Программное
содержание:
закреплять умение детей
прохлопывать ритм текста
песни «Дождик»;
различать длинные и
короткие звуки.
5
Ручеек
Музыкальные движения
«Ручеек», «Змейка», «Круг».
Программное содержание:
познакомить детей с
музыкальным движением
танца «Колокольчик»; учить
детей самостоятельно
менять движения в
соответствии со сменой
частей танца «Колокольчик»;
закреплять умение детей
выполнять музыкальные
движения «Круг», «Змейка».
Музыкальные движения
«Топотушки»,
«Кружение»,
«Хороводный шаг».
Программное
содержание:
учить детей
самостоятельно менять
движения в соответствии
со сменой частей
музыкальной игры
«Плетень».
Музыкальный инструмент
– деревянная ложка.
Программное
содержание:
учить детей играть на
ложках в ансамбле, четко
исполняя несложный
ритмический рисунок
музыкальной пьесы;
закреплять умение детей
играть на деревянных
ложках, используя все
знакомые приемы игры.
Попевка «Дождик».
Программное
содержание:
закреплять умение детей
различать длинные и
короткие звуки и отмечать
это в выполнении
логоритмического
задания.
6
Змейка, Круг,
Ручеек
Музыкальное движение
«Ручеек».
Программное содержание:
учить детей выполнять
музыкальное движение
Задание «Импровизация».
Программное
содержание:
учить детей имитировать
выполнение различных
Музыкальный инструмент
– свистулька.
Программное
содержание:
познакомить детей с
Игра «Дедушка Мазай».
Программное
содержание:
учить с детьми текст игры
«Дедушка Мазай»;
танца «Колокольчик»,
самостоятельно менять
движения, реагируя на
изменения в музыке.
действий (вскапывать
огород, рыбачить, ягоды
собирать, стирать и др.).
народным инструментом –
свистулькой.
предложить детям
простучать ритм текста на
деревянных ложках.
7
Колокольчик
Программное содержание:
закрепить умение детей
самостоятельно выполнять
танцевальные движения от
начала до конца звучания
музыки.
Задание «Импровизация».
Программное
содержание:
побуждать детей
самостоятельно
выполнять движения-
имитации;
учить менять движения в
соответствии со звучанием
музыки.
Музыкальный инструмент
– свистулька.
Программное
содержание: познакомить
детей с понятием
«дирижер»;
учить играть на
свистульке;
предложить детям
вспомнить приемы игры
на ложках
(индивидуальные
задания).
Игра «Дедушка Мазай».
Программное
содержание:
закрепить с детьми текст
русской народной игры и
дать задание «Простучи
ритм» (в ладоши, на
ложках).
8
Мы танцуем
Танец «Колокольчик».
Программное содержание:
учить детей
выразительности,
пластичности движений.
Задание «Импровизация».
Программное
содержание:
закреплять умение детей
реагировать на звучание
музыки, подчиняться
правилам игры.
Музыкальные
инструменты –
свистулька, деревянные
ложки.
Программное
содержание:
учить детей играть в
ансамбле по партиям,
подчиняясь дирижерскому
жесту.
Задание «Импровизация»
Программное
содержание:
предложить ритмизацию
импровизированных
текстов по желанию
детей.
Ноябрь-декабрь
«Гжель»
№
п/п
Тема
музыкально-
ритмического
часа
Танцы
Хоровод «С платками»
Народные игры
«Капустка»
«Как у дедушки Трофима»
Игра на музыкальных
1
Гжель,
сказочная
гжель…
Музыкальное движение
«Цепь».
Программное содержание:
познакомить детей с
музыкальным движением
хоровода «С платками».
Задание «Повторение».
Программное
содержание:
предложить детям
поиграть в знакомые игры.
Музыкальные
инструменты –
свистулька, трещотка.
Программное
содержание:
познакомить
воспитанников с
трещоткой; закреплять
умение детей играть на
знакомом музыкальном
инструменте.
Игра «Капустка».
Программное
содержание:
познакомить детей с
текстом игры «Капустка»,
работать над его
разучиванием; закреплять
понятие «Долгие и
короткие звуки».
2
Цепь
Музыкальное движение
«Цепь».
Программное содержание:
учить детей выполнять
музыкальное движение
«Цепь» хоровода «С
платками».
Музыкальное движение
«Круг».
Программное
содержание:
Продолжать учить детей
самостоятельно
формировать круг.
Музыкальный инструмент
– трещотка.
Программное
содержание:
учить детей приему игры
на трещотке (ровное
перемещение пластин).
Игра «Капустка».
Программное
содержание:
закрепить знание детьми
текста игры «Капустка»;
предложить детям
простучать ритм слов на
музыкальном
инструменте.
3
Косица
Музыкальные движения
«Цепь», «Косица».
Программное содержание:
познакомить с движением
«Косица» хоровода «С
платками»; продолжать
учить детей выполнять
музыкальное движение
«Цепь».
Музыкальное движение
«Круг».
Программное
содержание:
учить детей
координировать
выполнение движения
«Хороводный шаг» с
четким ритмичным
проговариванием текста
игры «Капустка».
Музыкальный инструмент
– трещотка.
Программное
содержание:
продолжать учить детей
приемам игры на
трещотке (ровное
перемещение пластин,
одна рука держит
трещотку, другая
исполняет ритмический
рисунок).
Стихотворение «Гжель».
Программное
содержание:
познакомить детей со
стихотворением «Гжель»
и с понятием «пауза».
4
Цепь, Косица
Музыкальные движения
Музыкальные движения
Музыкальные
Стихотворение «Гжель».
«Цепь», «Косица».
Программное содержание:
познакомить с движением
«Звездочка» хоровода «С
платками»; продолжать
учить детей выполнять
музыкальные движения
хоровода «С платками»
«Цепь», «Косица»;
следить за осанкой детей.
«Круг», «Врассыпную».
Программное
содержание:
учить детей выполнять
правила игры, отображать
характер персонажа.
инструменты – трещотка,
свистулька.
Программное
содержание:
учить детей играть
несложный ритмический
рисунок по партиям,
начиная и заканчивая
исполнение в ансамбле.
Программное
содержание:
учить детей ритмично
прохлопывать слова
стихотворения; закрепить
знание детьми понятия
«пауза».
5
Звездочка
Музыкальное движение
«Звездочка».
Программное содержание:
учить детей выполнять
музыкальное движение
хоровода «С платками»;
формировать умение
начинать движение
одновременно и выполнять
действия с предметом.
Музыкальные движения
«Выставление ноги на
пятку», «Потягивание».
Программное
содержание:
учить детей выполнять
музыкальные движения
игры «Как у дедушки
Трофима».
Музыкальный инструмент
– рубель.
Программное
содержание:
познакомить детей с
рубелем, с приемом игры
на этом инструменте
(легкое глиссандо).
Задание «Ритм в стихах».
Программное
содержание:
учить детей играть ритм
слов на пианино;
разучить с детьми слова
игры «Как у дедушки
Трофима».
6
Цепь, Косица,
Звездочка
Музыкальные движения
«Цепь», «Косица»,
«Звездочка».
Программное содержание:
учить детей самостоятельно
менять движения
соответственно изменениям
в музыке;
закреплять умение детей
выполнять музыкальные
движения хоровода.
Музыкальные движения
«Выставление ноги на
пятку», «Потягивание»,
«Выбросы ног
поочередно».
Программное
содержание:
продолжать учить детей
выполнять музыкальные
движения в соответствии
со звучанием музыки.
Музыкальные
инструменты – рубель,
шумелки.
Программное
содержание:
продолжать учить детей
приемам игры на
шумовых инструментах,
используемых для
оркестровки пьесы «Тень,
тень, потетень».
Задание «Ритм в стихах».
Программное
содержание:
продолжать учить детей
ритмизировать текст игры
«Как у дедушки
Трофима», используя
хлопки, игру на
музыкальных
инструментах.
7
С платками
Программное содержание:
продолжать учить детей
Музыкальные движения
«Выставление ноги на
Музыкальные
инструменты –
Игра «Звучащие жесты».
Программное
самостоятельно менять
движения соответственно
изменениям в музыке;
работать над
выразительностью
движений.
пятку», «Потягивание»,
«Выбросы ног
поочередно».
Программное
содержание:
закреплять умение детей
выполнять игровые
действия; слышать и
реагировать на
музыкальный сигнал
изменением движения.
треугольник, рубель,
шумелки.
Программное
содержание:
учить детей
самостоятельно исполнять
музыкальные партии на
разных инструментах,
реагируя на изменения
частей музыки.
содержание:
познакомить детей с
понятием «звучащие
жесты».
8
Мы танцуем
Хоровод «С платками».
Программное содержание:
закреплять умение детей
самостоятельно
использовать знакомые
музыкальные движения в
хороводе «С платками».
Игра «Как у дедушки
Трофима».
Программное
содержание:
продолжать закреплять
умение детей
самостоятельно
выполнять игровые
действия; вызывать
положительные эмоции,
желание участвовать в
общих действиях.
Пьеса «Тень, тень,
потетень».
Программное
содержание:
учить детей играть в
ансамбле, не опережая
друг друга
Игра «Звучащие жесты».
Программное
содержание:
разучить с детьми
звучащие жесты (щелчки,
хлопки выпуклыми
ладонями);
предложить детям
придумать собственные
звучащие жесты.
Январь-февраль
«Касли»
№
п/п
Тема
музыкально-
ритмического
часа
Танцы
«Фабричная кадриль»
Народные игры
«Мороз»
«Горелки»
Игра на музыкальных
инструментах
«Барыня»
Логоритмические
задания
1
Работы
уральских
мастеров
Музыкальное движение
«Кулачки».
Программное содержание:
познакомить детей с
Музыкальное движение
«Хороводный шаг».
Программное
содержание:
Музыкальный инструмент
– балалайка.
Программное
содержание:
Игра «Мороз».
Программное
содержание:
разучить с детьми текст
музыкальным движением
кадрили, с понятием
«кадриль».
закрепить умение детей
выполнять музыкальное
движение «Хороводный
шаг».
познакомить детей с
русским народным
музыкальным
инструментом.
игры «Мороз»;
повторить понятие
«длинные и короткие
звуки».
2
Кулачки
Музыкальное движение
«Кулачки».
Программное содержание:
учить детей выполнять
музыкальное движение
«Кулачки» ритмично под
музыку;
закрепить знание детьми
понятия «кадриль».
Упражнение
«Считалочка».
Программное
содержание: познакомить
детей с правилами игры
«Мороз»;
учить детей по считалочке
выбирать «водящего»;
развивать умение бегать в
одном направлении.
Музыкальный инструмент
– балалайка.
Программное
содержание:
учить детей узнавать
звучание балалайки в
оркестре.
Игра «Мороз».
Программное
содержание: познакомить
детей со звучащим жестом
(хлопки ладонями со
сцепленными пальцами);
учить детей
ритмизировать заданный
текст;
закрепить знание детьми
понятия «звучащие
жесты».
3
Ковырялочка
Музыкальные движения:
«Ковырялочка», «Кулачки».
Программное содержание:
познакомить детей с
музыкальными движениями
кадрили;
продолжать учить детей
ритмично выполнять
движение «Кулачки».
Упражнение
«Считалочка».
Программное
содержание:
закреплять умение детей
самостоятельно по
считалочке выбирать
водящего, бегать
ритмично под музыку в
одном направлении.
Музыкальный инструмент
– балалайка.
Программное
содержание:
познакомить детей с
приемом игры на
балалайке.
Игра «Звучащие жесты»,
потешка «Солнышко».
Программное
содержание:
Разучить с детьми
потешку;
продолжать учить детей
произносить заданный
текс с использованием
звучащих жестов.
4
Ковырялочка,
Кулачки
Музыкальное движение
«Ковырялочка».
Программное содержание:
учить детей под музыку
выполнять движение
«Ковырялочка»; следить за
осанкой детей.
Упражнение
«Координация».
Программное
содержание:
учить детей
координировать
выполнение движений с
Музыкальный инструмент
– балалайка.
Программное
содержание: учить детей
приему игры на
балалайке;
правильно держать
Потешка «Солнышко».
Программное
содержание:
предложить детям
рассказать потешку с
использованием звучащих
жестов.
Закреплять умение детей
ритмично выполнять
движение «Кулачки».
произношением текста
игры «Мороз».
музыкальный инструмент.
5
Свечка
Музыкальные движения:
«Ковырялочка», «Кулачки»,
«Свечка».
Программное содержание:
познакомить детей с
движением «Свечка»
кадрили;
закреплять умение детей
самостоятельно выполнять
музыкальные движения
кадрили, слышать изменения
в музыке.
Упражнение «Пары».
Программное
содержание:
познакомить с правилами
игры «Горелки»; учить
детей распределяться по
парами строиться в
колонны.
Музыкальный инструмент
– балалайка.
Программное
содержание:
продолжать учить детей
игре на балалайке.
Задание «Расскажи стихи
руками».
Программное
содержание:
разучить с детьми текст
игры «Горелки»;
предложить детям
выполнить задание
«Расскажи стихи руками».
6
Ковырялочка,
Свечка
Музыкальное движение
«Свечка».
Программное содержание:
учить детей выполнять
музыкальное движение
«Свечка» «Фабричной
кадрили».
Продолжать закреплять
умение детей выполнять
движение «Ковырялочка».
Музыкальное движение
«Бег парами».
Программное
содержание:
учить детей выполнять
движение «Бег парами»;
развивать ловкость и
быстроту движений.
Музыкальный инструмент
– балалайка.
Программное
содержание:
закреплять умение детей
исполнять на балалайке
несложный ритмический
рисунок.
Задание «Расскажи стихи
руками».
Программное
содержание:
учить детей
координировать движения
рук, ног и туловища с
ритмом речи.
7
Кулачки,
Ковырялочка,
Свечка
Музыкальные движения:
«Свечка», «Ковырялочка»,
«Кулачки».
Программное содержание:
продолжать учить детей
выполнять музыкальное
движение «Свечка»;
продолжать закреплять
Упражнение «Пары»
Программное
содержание:
продолжать учить детей
выполнять движение «Бег
парами», подчиняться
правилам игры.
Задание «Оркестровка».
Программное
содержание:
учить оркестровать
музыкальное
произведение.
Задание «Расскажи стихи
руками».
Программное
содержание:
продолжать учить детей
координировать движения
рук, ног и туловища с
ритмом речи.
умение детей
самостоятельно выполнять
музыкальные движения
«Фабричной кадрили».
8
Мы танцуем
Танец
«Фабричная кадриль».
Программное содержание:
учить детей самостоятельно
выполнять все знакомые
движения танца, работать
над пластичностью и
выразительностью
движений;
вызывать положительные
эмоции от полученного
результата.
Игра «Горелки»
Программное
содержание:
развивать ловкость и
быстроту движений,
вызывать положительный
эмоциональный отклик на
веселую игру.
Музыкальное
произведение «Барыня».
Программное
содержание:
продолжать учить детей
играть на разных
музыкальных
инструментах в ансамбле.
Задание «Расскажи стихи
руками».
Программное
содержание:
закреплять умение детей
координировать движения
рук, ног и туловища с
ритмом речи, используя
знакомые потешки.
Март-апрель
«Филимоновская игрушка»
№
п/п
Тема
музыкально-
ритмического
часа
Танцы
«Масленица»
Народные игры
«Заря-зарница»
«Жмурки с бубенцом»
Игра на музыкальных
инструментах
«Блины»
Логоритмические
задания
1
Это глиняное
чудо
Музыкальное движение
«Потряхивание плечами».
Программное содержание:
познакомить детей с
музыкальным движением
хоровода «Масленица».
Музыкальное движение
«Круг».
Программное
содержание: познакомить
детей с правилами игры
«Заря-зарница»; учить
детей самостоятельно
формировать круг,
расходиться и сходиться
по музыкальному сигналу.
Музыкальный инструмент
– бубенцы.
Программное
содержание: познакомить
детей с бубенцами
Игра «Заря-зарница».
Программное
содержание: познакомить
детей с текстом игры
«Заря-зарница».
2
Потряхивание
Музыкальное движение
Упражнение «Ленты».
Музыкальный инструмент
Игра «Заря-зарница».
плечами
«Потряхивание плечами».
Программное содержание:
учить детей выполнять
музыкальное движение
«Потряхивание плечами»
ритмично под музыку.
Программное
содержание:
познакомить детей с
атрибутом для игры «Заря-
зарница».
– бубенцы.
Программное
содержание: учить детей
приемам игры на
бубенцах; развивать
умение различать
звучание бубенцов и
колокольчиков.
Программное
содержание: выучить с
детьми слова игры «Заря-
зарница»; предложить
прохлопать ритм данных
слов.
3
Вращение
кистей рук
Музыкальные движения
«Потряхивание плечами»,
«Вращение кистей рук».
Программное содержание:
познакомить детей с
музыкальным движением
«Вращение кистей рук»;
продолжать учить детей
ритмично выполнять
движение «Потряхивание
плечами».
Упражнение «Ленты».
Программное
содержание:
учить детей выполнять
действия с лентами;
закреплять умение легко
бегать на носочках,
соблюдая интервал
движения.
Музыкальные
инструменты – бубенцы,
дудочка.
Программное
содержание: познакомить
детей с дудочкой;
продолжать учить детей
игре на бубенцах.
Игра «Заря-зарница».
Программное
содержание: закрепить
знание детьми текста
игры «Заря-зарница»;
предложить
ритмизировать данный
текст с помощью
музыкальных
инструментов на выбор
детей.
4
Потряхивание
плечами.
Вращение
кистей рук
Музыкальное движение
«Вращение кистей рук».
Программное содержание:
учить детей под музыку
выполнять движение
«Вращение кистей рук»;
следить за осанкой детей.
Закреплять умение детей
ритмично выполнять
движение «Потряхивание
плечами».
Упражнение «Ленты».
Программное
содержание:
учить детей
координировать
выполнение движений с
произношением текста;
закреплять умение
выполнять действия с
лентами.
Музыкальный инструмент
– дудочка.
Программное
содержание: учить детей
играть на дудочке.
Попевка «Андрей-
воробей».
Программное
содержание: предложить
детям простучать ритм
попевки на пианино.
5
Повороты рук
влево, вправо
Музыкальные движения:
«Потряхивание плечами»,
«Вращение кистей рук»,
Игра «Заря-зарница».
Программное
содержание:
Музыкальные
инструменты – бубенцы,
дудочка.
Стихотворение «Хозяин».
Программное
содержание: учить с
«Повороты рук влево,
вправо».
Программное содержание:
познакомить детей с
движением «Повороты рук
влево, вправо» хоровода
«Масленица»;
закреплять умение детей
самостоятельно выполнять
музыкальные движения,
слышать изменения в
музыке.
Программное
содержание: вызывать
положительный
эмоциональный отклик на
игру, желание участвовать
в совместных действиях.
Программное
содержание: учить детей
играть на знакомых
музыкальных
инструментах по партиям.
детьми стихотворение
«Хозяин».
6
Повороты рук
влево, вправо.
Вращение
кистей рук
Музыкальное движение
«Повороты рук влево,
вправо».
Программное содержание:
учить детей выполнять
музыкальное движение
«Повороты рук влево,
вправо» хоровода
«Масленица».
Продолжать закреплять
умение детей выполнять
движение «Вращение кистей
рук».
Игра «Жмурки с
бубенцом».
Программное
содержание:
познакомить детей с игрой
«Жмурки с бубенцом»;
учить бегать в одном
направлении.
Игра «Дирижер».
Программное
содержание:
предложить детям
поиграть в игру
«Дирижер», принять на
себя ведущую роль в
оркестре.
Стихотворение «Хозяин».
Программное
содержание: закрепить
знание детьми
стихотворения «Хозяин»;
предложить задание
«Прохлопать ритм слов».
7
Масленица
Музыкальные движения:
«Потряхивание плечами»,
«Вращение кистей рук»,
«Повороты рук, влево
вправо».
Программное содержание:
продолжать учить детей
выполнять музыкальное
Игра «Жмурки с
бубенцом».
Программное
содержание:
учить детей выполнять
действие с предметом.
Музыкальная пьеса
«Блины».
Программное
содержание:
учить детей играть в
ансамбле, исполняя
несложный ритмический
рисунок музыкального
Стихотворение «Хозяин».
Программное
содержание: дать детям
задание «Покажи в
движении смысл
стихотворения».
движение «Повороты рук
влево, вправо»;
закреплять умение детей
самостоятельно выполнять
музыкальные движения
хоровода «Масленица».
произведения.
8
Мы танцуем
Хоровод «Масленица».
Программное содержание:
учить детей самостоятельно
выполнять все знакомые
движения хоровода,
вызывать положительные
эмоции от полученного
результата.
Игра «Жмурки с
бубенцом».
Программное
содержание:
учить детей
самостоятельно
выполнять правила игры,
развивать ловкость и
быстроту движений.
Музыкальна пьеса
«Блины».
Программное
содержание:
вызывать эмоциональный
отклик на музыку
веселого, радостного
характера.
Стихотворение «Хозяин».
Программное
содержание: закреплять и
поддерживать инициативу
детей в выборе техники
озвучивания
стихотворения.