Автор: Сысоева Елена Федоровна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Белочка" Населённый пункт: г. Зверево Наименование материала: Конспект логопедического занятия Тема: "Дифференциация Звуков Р - Л" Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с использованием авторской игрушки «Колобок»
в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи:
«Путешествие в сказочный лес (дифференциация звуков Р и Л)».
Учитель – логопед
Сысоева Е.Ф.
ЦЕЛЬ: Дифференциация звуков Р и Л по артикуляционно-акустическим
признакам.
Задачи: Автоматизировать произношение Р, Л в слогах и словах. Развивать
умение детей проводить звуко-буквенный анализ слов. Развивать мелкую
моторику кистей рук, зрительное внимание. Расширять активный словарь
детей (подбор антонимов).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.
Ребята, посмотрите, кого не хватает у нас в кабинете? Кто пропал?
(Колобок). Колобок находится в сказочном лесу звуков Р и Л . Его
заколдовал злой волшебник. Что же нам делать? (Ответы детей). Но
перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, как произносятся
эти звуки. (Характеристика звуков Р и Л по артикуляционным и
акустическим признакам). А теперь в путь!
2.
В лес пришел волшебник злой,
Он ужасный и большой,
Он руками замахал,
Зверей и птиц заколдовал!
Определите, каких животных и птиц заколдовал злой волшебник?
(Отгадывание по контуру).
3.
Молодцы, вы смогли расколдовать! В названии животных и птиц есть
звуки Р и Л . Расположите изображения под соответствующими буквами
(работа на магнитной доске).
4.
Посмотрите, вот какой-то лист бумаги. Откуда он? (Ответы детей).
Колобок любит сочинять стихи. Но в этих строках не хватает
некоторых слов. Подставим слова? (Логопед читает, а дети
«подсказывают» слова со звуками Р и Л ):
Дедушку зовут Лука,
У него болит … /рука/.
Рисовал художник ламу
И картину вставил в … / раму/.
Я вчера попал на пир
И с малиной чай я … /пил/.
Наверно, Колобок обрадуется, когда увидит, что мы ему помогли.
5.
А вот это задание оставил злой волшебник. Нужно вставить в слова
пропущенные буквы (работа с карточками за столами).
6.
Давайте отдохнем? Вот полянка с цветами. Представьте, как
замечательно на лесной полянке, вдохните аромат цветов! Аромат
какого цветка вы почувствовали? Пальчиковая гимнастика:
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки!
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
7.
Отдохнули, ребята? Отправляемся дальше? У нас еще одно
препятствие! Посмотрите, как вы думаете, что нужно сделать с этими
карточками? Да, по первым буквам названий картинок нужно составить
и прочитать слово (работа по индивидуальным карточкам). Прочитайте,
какие слова у вас получились? И с этим заданием вы справились!
8.
Ой, посмотрите, зеркало! Но это не простое зеркало, а кривое. В нем
все отражается наоборот. И буквы тоже отразились. Зачеркните ту
букву, которая отразилась в кривом зеркале и написана неправильно.
9.
Слова, которые отразились в зеркале, тоже стали с совсем другим
значением, словами-наоборот.
Злой-…
Ленивый-…
Гладкий-… Темный-…
Трусливый-…
Сильный-…
Грустный-…
Старый-…
Жаркий-… Больной-…
10.Молодцы! Вот мы и добрались до волшебного заклинания! Будьте
очень внимательны! Будем произносить заклинание по очереди.
Ла-ра-ла
Ла-ла-ра
Лы-ры-лы
Лу-ру-лу
Лэ-рэ-лэ (и т.д.)
Ура, вот и наш Колобок! Вы рады, ребята? А как вы думаете, что будет,
если оставить здесь кривое зеркало? (Ответы детей). Придет
волшебник, посмотрит в зеркало и станет не злым, а … (добрым).
11.
Давайте угостим друг друга «вкусными» словами? Подберите такие
слова, в которых есть звуки Р, Л. Вам понравилось в сказочном лесу
звуков Р и Л? А что понравилось больше всего? (Ответы детей).