Напоминание

Формирование языковой и коммуникативной компетенции


Автор: Меновщикова Эльвира Анатольевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3 им. Ю.А. Гагарина
Населённый пункт: г.Туринск, Свердловская область
Наименование материала: рабочая программа элективного курса
Тема: Формирование языковой и коммуникативной компетенции
Раздел: полное образование





Назад




Управление образованием администрации Туринского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю. А. Гагарина УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАCОВАНО: Директор МОУ СОШ №3 Руководитель ШМО Г. Г. Пономарева учителей гуманитарных наук Е. А. Шпикина _______________________ ________________________ Зам. директора по УВР С. Ю. Панаева _______________________
Рабочая программа элективного курса

«Формирование языковой и коммуникативной компетенции»

для 9 класса
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Э. А. Меновщикова 2015- 2016 учебный год

Пояснительная записка
Курс «Формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся» при подготовке к ОГЭ по русскому языку предусматривает систему работы по формированию у учащихся умений и навыков, необходимых при написании сжатого изложения и разных видов сочинения – рассуждения по прочитанному тексту на итоговой аттестации в 9 классе. Новая форма экзамена содержит также и ряд тестовых заданий, проверяющих компетентность учащихся в различных областях лингвистики: орфографии, пунктуации, синтаксисе, лексике, стилистике. Современному ученику работа над текстом, а также написание изложения и сочинения часто кажется бессмысленным занятием, так как он убежден, что после окончания школы писать изложения и сочинять он не будет. Поэтому важно правильно смотивировать учащихся на эти виды деятельности и убедить их в том, что работа над текстом значима не сама по себе, а направлена на формирование умений воспринимать, понимать и интерпретировать текст, извлекать из него необходимую информацию, аргументировать собственную позицию, используя материал прочитанного текста, и создавать собственные тексты. Эти универсальные умения будут востребованы не только на экзаменах, но и в процессе дальнейшего обучения. Комплексный языковой анализ текста поможет воспринять его целостно, а также повторить и углубить знания по разным разделам языка, повысить практическую грамотность.
Основная цель курса
– помочь ученикам в осознанной работе по формированию тех языковых и коммуникативных умений, которые позволят создавать тексты сжатого изложения и сочинения, а также выполнять различного рода задания к ним. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих
учебных

задач:
- учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); - учить обрабатывать информацию звучащего текста (составлять план, выделять микротемы и т. д.);
- познакомить с основными приемами сжатия текста (исключение второстепенной информации, обобщение, упрощение); - учить сжато излагать содержание прослушанного текста; - учить анализировать содержание читаемого текста; - развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировать его; - развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно его оформлять; - учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста собственного сочинения; - развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; - учить находить в данном тексте и использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; - учить оформлять в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами языка; - учить выполнять тестовые задания к текстам, повторять орфографические и пунктуационные правила.
Материал курса построен в определенной последовательности:

1.
Общая характеристика заданий итоговой аттестации в 9 классе. Знакомство с критериями оценивания.
2.
Знакомство с первичным текстом для прослушивания и поэтапная работа над созданием текста сжатого изложения.
3.
Знакомство с первичным текстом для чтения, поэтапная работа над созданием собственного текста ( сочинения).
4.
Выполнение тестовых заданий к тексту.
5.
Анализ допущенных ошибок при выполнении работ, выявление пробелов в знаниях, самооценка.
Данный курс рассчитан на 35 часов в течение всего

учебного года ( 1 ч. в неделю).

Содержание курса


Общая характеристика заданий итоговой аттестации в 9 классе.
Итоговая аттестация как составляющая часть общероссийской системы оценки качества образования.
Работа с первичным текстом.
Тексты публицистического и художественного стиля, их особенности. Тексты разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Определение проблематики текста. Формулировка позиции автора. Работа с микротемами текста: выделение главного, сокращение и обобщение информации, замена синтаксических конструкций синонимичными. Определение смысловых связей между микротемами. Создание логической модели текста.
Работа над созданием целостного текста подробного и сжатого изложения.
Содержание изложения. Навык работы с микротемами. Приемы сжатия текста при написании изложения. Предупреждение фактических ошибок. Специфика работы над цельностью, речевой связностью и последовательностью сжатого изложения. Особенности работы над сохранением стиля автора первичного текста и ведущего типа речи. Требование соблюдения нормативности речи. Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок.
Работа над созданием целостного текста сочинения.
Выполнение заданий, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать информацию из текста при чтении, а также использовать информацию из различных источников. Выполнение заданий, связанных с умением аргументировать тезисы. Аргументация собственной точки зрения с использованием примеров из прочитанного текста. Соответствие примеров тезису. Причинно-следственная связь между тезисом и доводами. Отражение позиции автора сочинения. Логика расположения материала в тексте, основные содержательные блоки. Основные композиционные элементы. Специфика написания вступления и заключения в сочинениях-рассуждениях, ответах на поставленный вопрос. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность написанного. Абзацное членение текста, избежание логических ошибок. Соблюдение речевых и языковых норм. Точность и выразительность речи.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:
- основные характеристики заданий итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе, критерии оценивания заданий итоговой аттестации; - основные правила создания текста сжатого изложения; - особенности публицистических, научных и художественных текстов; - основные правила создания текста сочинения.
Учащиеся должны уметь:
- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную информацию); - обрабатывать информацию звучащего текста; - сжато излагать содержание прослушанных публицистических, художественных и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи; - определять и формулировать проблему первичного текста; - понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме; - создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи; - последовательно излагать собственные мысли; - осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; - использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; - оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами.
№ п/ п Дата Тема занятия Виды работ Учебно-методическое обеспечение 1 Цели и задачи курса. Структура ОГЭ по русскому языку. Критерии оценивания. Лекция учителя, краткие записи учащихся в тетрадях. Общее знакомство с критериями оценивания. Презентация №1 «Структура работы и критерии её оценивания», лист самооценки, рабочие тетради 2
Этапы работы над

изложением.
Сжатое изложение. Виды и способы сжатия. Рассказ учителя, выполнение тренировочных упражнений на разные виды сжатия текста. Презентация №2 «Способы сжатия текста» 3
Практическая работа №1

Сжатое изложение
Написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Аудиозапись. 4 Работа над ошибками изложения. Анализ сжатого изложения по критериям ИК1, ИК2, ИК3, заполнение листов самооценки. Рабочие тетради, листы самооценки 5
Виды сочинений–

рассуждений
. Логическая схема и композиция сочинения-рассуждения. Лекция учителя, краткие записи учащихся в тетрадях. Подробное знакомство с критериями оценивания сочинения. Презентация «Написание сочинения- рассуждения». 6
Диагностическая

контрольная работа №1 в

системе Статград
Выполнение заданий типа ОГЭ. КИМы, аудиозапись 7
Сочинение на морально-

этическую тему.
Как правильно дать толкование слова. Знакомство со способами толкования слова, выполнение заданий, развивающих умение давать прямое и метафорическое определения. Словарная работа. Раздаточный материал с заданиями, тетради. 8
Сочинение на морально-

этическую тему.
Как комментировать понятие. Знакомство с приёмами комментирования понятия, выполнение заданий на овладение приёмами комментирования. Раздаточный материал с заданиями, тетради, презентация. 9
Сочинение на морально-

этическую тему.
Аргументация. Знакомство с требованиями к аргументации в сочинении на морально- этическую тему, выполнение заданий на овладение приёмами аргументации. Раздаточный материал с заданиями, тетради, презентация. 10
Практическая работа №2

Сочинение на морально-

этическую тему.
Написание сочинения на морально-этическую тему по прочитанному тексту. Раздаточный материал, тетради. 11
Работа над ошибками
Анализ и исправление
ошибок, допущенных в творческих работах. 12
Сочинение на тему,

связанную с анализом текста
. Алгоритм работы с текстом. Знакомство с алгоритмом работы, связанной с анализом текста. Работа с текстом по алгоритму. Тексты для анализа, тетради. 13 - 14 Анализ художественного текста. Изобретение содержания сочинения. Выполнение заданий по прочитанному тексту на понимание темы, идеи, авторской позиции. Формулировка тезиса, доводов, подбор соответствующих примеров из текста. Тексты для анализа, рабочие тетради. 15
ДКР №2 в системе Статград
16 - 17 Оформление сочинения на тему, связанную с анализом текста. Вступление и заключение в сочинении. Овладение приемами связного и последовательного изложения собственных мыслей в сочинении. Рабочие тетради с предыдущими записями, тексты для анализа. 18
Практическая работа №3.
Сочинение на тему, связанную с анализом текста. Написание сочинения на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Раздаточный материал с текстами, тетради. 19
Работа над ошибками
Анализ и исправление ошибок, допущенных в творческих работах. 20 - 21
Сочинение на

лингвистическую тему.
Объяснение грамматических значений языковых фактов. Работа с высказываниями, требующими объяснения грамматических значений я з ы к о в ы х ф а к т о в п о алгоритму. Знакомство с примерами алгоритмов деятельности по написанию сочинения, требующего объяснения грамматических значений языковых фактов, овладение приемами объяснения языковых фактов. Презентация по теме занятия, раздаточный материал, тетради. 22 - 23
Сочинение на

лингвистическую тему.
Объяснение роли слова в тексте. Знакомство с алгоритмом работы с высказываниями, требующими объяснения роли слова в тексте. Выполнение заданий по формированию умения понимать роль слова в тексте. Презентация по теме занятия, раздаточный материал, тетради. 24 - 25
Сочинение на

лингвистическую тему.
Аргументация. Знакомство с требованиями к аргументации в сочинении на Карточки с заданиями, тетради.
лингвистическую тему, выполнение заданий на овладение приёмами аргументации. 26
Практическая работа №4
Сочинение на лингвистическую тему. 27
Работа над ошибками
Анализ и исправление ошибок, допущенных в творческих работах. 28 Лексика. Лексические ошибки в работах. Задания В1 Беседа, слово учителя, тестирование, работа с толковым словарём Презентация «Лексика» 29 Изобразительно- выразительные средства. Беседа, работа с обобщающими таблицами, тренировочные упражнения Таблица «Изобразительно- выразительные средства», раздаточный материал. 30
Повторение.
Орфограммы в корне Работа с обобщающими таблицами, выборочный диктант, тестирование Рабочие тетради, тесты по теме. 31 Орфограммы в суффиксах и приставках. Работа с обобщающими таблицами, выполнение тренировочных упражнений, тестирование. Раздаточный материал и тест по теме. 32 Н-нн в различных частях речи Работа с обобщающими таблицами, выборочный диктант, тестирование Таблицы, тест по теме (5 вариантов) 33 Морфемика и словообразование, морфемный и словообразовательный разбор Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование Презентация № 7 «Словообразовательный анализ», №8 «Морфемный анализ», тетради, тестовые задания 34 Виды односоставных предложений Работа с обобщающими таблицами, анализ предложений, проверочная работа, тестирование Презентация № 10 «Односоставные предложения», таблица «Виды односоставных предложений», тест 35 Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого Работа с обобщающими таблицами, тестирование, тренировочные упражнения Таблица «Способы выражения подлежащего и сказуемого», тест
Литература

1. Долинина Т. А. ГИА по русскому языку. 9 класс. Сжатое изложение и сочинение-рассуждение: Методическое пособие для учителей и учащихся.- Екатеринбург: ИРРО, 2009. 2. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост.И. П. Цыбулько, Л. С. Степанова.- М.: АСТ: Астрель, 2010. 3. Данилов С. Ю., Енина Л. В., Шалина И. В.Русский язык: Репетиционные тесты: Учеб. Пособие для выпускников и абитуриентов.- Екатеринбург: Изд- во ООО «УралЭкоЦентр», 2003. 4. Сенина Н. А. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации.- Ростов н/Д: Легион, 2008. 5. Узорова О. В. 550 правил и упражнений по русскому языку: 5-8 кл.-М.: АСТ: Астрель, 2005. 6. Долинина Т.А. «Методические вопросы подготовки обучающихся к написанию сочинения (ОГЭ, итоговое сочинение в 11 классе, ЕГЭ»: Учебно- методический комплекс к одноименной дополнительной профессиональной программе. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. С.150.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники