"Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей"
Автор: Давыдова Любовь Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Мишутка" Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск Наименование материала: статья Тема: "Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей" Раздел: дошкольное образование
воспитанию детей»
Подготовила воспитатель:
Давыдова Л.Н.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни
и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной
среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают
к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего
народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные
чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к
своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной
среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле
слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим
ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного
патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и
готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое
воспитание как система целенаправленного воздействия.
В современных условиях проблема патриотического воспитания
детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает
новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало
знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто
равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко
сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями
по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания
ориентированы на семью. В ней ребенок получает первые уроки
нравственности, гражданственности, закладываются его жизненные позиции.
Все эти задачи важны и актуальны, но в дошкольном возрасте приоритетной
для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача
воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье,
семейным традициям и обычаям. Поэтому наш педагогический коллектив
одной из годовых задач решает задачу по формированию патриотических
качеств личности через приобщение детей к семейным ценностям. Такая
работа невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья
или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные
учреждения).
В
основе
новой
концепции
взаимодействия
семьи
и
дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность
родители,
а
все
другие
образовательные
учреждения
призваны
помочь,
поддержать,
направить,
дополнить
их
воспитательную
деятельность.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если
детский
сад
устанавливает
тесную
связь
с
семьёй.
Необходимость
подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным
окружением
объясняется
особыми
педагогическими
возможностями,
которыми
обладает
семья
и
которые
не
может
заменить
дошкольное
учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная
насыщенность
отношений,
их
общественная,
а
не
эгоистическая
направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания
высших нравственных чувств.
Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей
не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных
участников
формирования
детской
личности.
В
главный
мотив
взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию детей, можно
заложить слова В. А. Сухомлинского «в дошкольные годы ребенок почти
полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и
других
людей
преимущественно
через
суждения,
оценку
и
поступки
родителей». Он подчеркивал, что задачи воспитания могут быть успешно
решены в том случае, если дошкольное учреждение поддерживает связь с
семьей,
а
между
воспитателями
и
родителями
установлены
отношения
доверия и сотрудничества.
Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей,
обеспечивает
определенную
системность
воспитательной
работы,
более
успешно формируются патриотические чувства и представления ребенка,
более прочными становятся навыки и привычки поведения. Разнообразие
форм работы по взаимодействию ДОУ с семьей позволяет выбрать наиболее
эффективные
из
них
для
решения
задач
патриотического
воспитания
дошкольников,
для
повышения
уровня
знаний
и
умений
родителей
по
патриотическому воспитанию дошкольник.
Совместные экскурсии к памятникам, достопримечательностям
города,
совместные
праздники
и
викторины,
выставки
оформленных
родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях
всей
семьи,
ее
традициях;
семейные
встречи
в
музее
«Русская
изба»,
знакомство со двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут
начало
формированию
у
детей
представлений
о
родном
городе,
его
устройстве,
истории,
достопримечательностях.
Ярким
событием
станут
совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют
возможность
познакомиться
с
местностью,
в
которой
расположен
микрорайон,
но
и
вместе
с
родителями
любоваться
самыми
красивыми
местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию
познания,
являясь
тем
эмоциональным
фоном,
на
котором
усвоение
достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города,
его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Воспитательный
эффект труда в совместной продуктивной деятельности повышается, если
ребенок работает вместе с мамой, папой, дети чувствуют себя настоящими
помощниками в полезном деле.
Такая совместная деятельность детей-родителей-педагогов
воспитывает комплекс нравственно-волевых качеств – любовь к родному
краю,
отзывчивость,
взаимопомощь,
доброжелательность,
трудолюбие
-
развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему, что
является одним из факторов патриотического воспитания. Для формирования
патриотических
чувств
ребенка
большое
значение
имеет
воспитание
эмоционально-положительного отношения к окружающему, которое зависит
от
взаимоотношений
в
семье,
свидетелями
и
участниками
которых
они
являются.
Главное, что может доставить ребенку радость - это общение его с
родителями,
совместные
прогулки,
совместная
деятельность.
Поведение
родителей служит для детей наглядным примером любви к родному краю. В
современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного
возраста
с
окружающим
миром,
по
нравственно-патриотическому
воспитанию
включены
разделы,
посвященные
знакомству
старших
дошкольников
со
своей
родословной.
Объем
предлагаемой
детям
информации в каждом возрасте неодинаков.
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той,
на
которой
находится
детский
сад.
Внимание
детей
постарше
нужно
привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа,
кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть,
что
все
это
создано
для
удобства
людей.
Для
успешного
воспитания
патриотических чувств, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели
«патриотическое лицо» своих родителей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма,
гражданственности
не
считаются
важными
и
зачастую
вызывают лишь недоумение. Таким образом, целесообразно патриотическое
воспитание
детей
организовывать
во
взаимодействии
дошкольного
учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями. В тоже время,
преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории
родного
города,
его
традициях
и
культурных
ценностях,
испытывают
трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы
педагогов
и
родителей,
которая
позволит
планомерно,
активно
вовлекать
родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать
уровень педагогических знаний и умений родителей.
Итак, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с
создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в
детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями,
весёлыми
играми.
Ведь
с
воспитания
чувства
привязанности
к
родному
детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того
фундамента,
на
котором
будет
вырастать
более
сложное
образование
–
чувство любви к своему Отечеству. Необходимо формировать такие качества
как:
- чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском
саду, своим близким.
- чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе
приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- представление о России как о родной стране, о Москве как о столице
России.
-
Воспитание
патриотизма,
уважения
к
культурному
прошлому
России
средствами
эстетического
воспитания:
музыка,
изо.
деятельность,
художественное слово.
-
Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения
государственной символики России.
- Создание развивающей среды в группах.
-
Воспитание гражданско-патриотических чувств через самостоятельную
проектную деятельность детей.