Напоминание

Кукла Нянушка


Автор: Тетярук Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №35 "Маргаритка"
Населённый пункт: Ставропольский край, Буденновский район, село Архиповское
Наименование материала: Мастер-класс для родителей
Тема: Кукла Нянушка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер – класс для родителей «Кукла «Нянушка»
Целевая аудитория:
родители воспитанников
Организационные параметры:
Мастер-класс состоит из одной встречи
Требования к помещению:
должна быть возможность свободного размещения участников
Оборудование:
- 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки; - один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана; - прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки; - белые нитки; - вата для объема; - тесьма для пояса; -ножницы.

Цель:
Раскрыть знания приемов работы с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления, речевой активности детей через познание русских народных традиций, носителями которых является древнейшая из игрушек -тряпичная кукла.
Задачи:
1. Повышать этнопедагогическую компетентность родителей на основе изучения традиций духовно-нравственного воспитания детей посредством создания игровой народной куклы 2. Учить родителей пробуждать в детях интерес к народным куклам, желание их мастерить. 3. познакомить родителей со средствами народной педагогики. 4. Разобрать приемы речевых игр с детьми дома. 5. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук при выполнении простейших способов работы с тканью.
Ход мастер-класса:

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/
Здравствуйте дорогие родители, сегодня мы с вами поговорим и познакомимся с игровой народной куклой «Нянушкой». Но прежде чем мы начнем – отгадайте старинную русскую задку:
На лавке сидели: мама с дочкой и бабушка с внучкой. Сколько человек

сидели на лавке? (три)
Как вы думаете, а что они делали, сидя на лавке? Чем занимались? Да, возможно они делали старинную куклу, с которой играла бабушка и мама, и они передавали эту традицию – дочери. Скажите - какую Роль играют куклы в воспитании детей? Все ли куклы нужны?
О народной кукле сейчас Вам расскажу,


А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских

крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из

поколения в поколение. (слайд «Сундук»)

Малым деткам кукол делали мамы, старшие сестры, бабушки, «…при

всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка

специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет

с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А

начинали девочек учить уж с трехлетнего возраста
. У всех на столах есть необходимые материалы для изготовления этой куклы 1.
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как

показано на экране.( 4 слайд) Там, где подогнут более широкий край

(справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла

была устойчива.

2.

На нижний край кладем вату, чтобы наша куколка не была

слишком худенькой. (5 слайд).

3.

Выполняем тугое закручивание. (6 слайд).

4.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

(7слайд)

5.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой. (8 слайд)
Кукла, для ребенка, выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты. Куклы были не только девчачьей забавой, но и мальчики в них играли, пока ходили в рубахах.
6.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и

кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой. (9 слайд)

7.

Завязываем ниткой на уровне шеи. (10 слайд)

8.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица

куклы. (11 слайд)

А вы знаете, какая главная особенность куклы?.- Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку.
9.

Формируем руки: определяем их длину . (12 слайд)

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. (13 слайд)

10.Основа нашей куклы готова. Теперь нужно нарядить куклу.

Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их

крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой

на поясе. (14 слайд)

11.Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку

внутри.

Прикладываем к поясу, и завязываем, завязываем пояс (15слайд)

12.Повязываем куколке косыночку,. Куколку можно украсить

передничком. (16слайд)
Вот наша кукла «Нянушка» и готова. Теперь с ней можно и поиграть.
Игровой материал

Игра «Котик ниточки мотает»
Берем ручки куклы в свои. «Ребенок» с помощью «мамы» вращает ручки, зажатые в кулачки, одна вокруг другой, делая вид, что мотает нитки. «Мама» приговаривает так: Котик ниточки мотает, На клубочек навивает (повторяем несколько раз).
Игра «Скачки на коленях»
Ребенок изображает взрослого, кукла – малыша. «Малыш» усаживается на колени к «взрослому» и тот имитирует на своих коленях скачку на бешеном коне, по сюжету песенки. В конце колени разводятся в стороны, и кукла внезапно проваливается между колен ребенка! Ехали , ехали в город за орехами. По кочкам, по кочкам, По мостику, по мостику По дорожке, по дорожке,
В ямку бух! А как можно использовать куклу Нянушку перед сном ребенка? Правильно. Можно петь колыбельные. А какие колыбельные знаете вы?
(включить фонограмму колыбельной)
Посмотрите как много у нас получилось красивых кукол, они все разные, ведь каждый из нас вложил в игрушку частичку своего характера и своей души. Дорогие мамы, я надеюсь что вам было очень интересно окунуться в мир детства созданный своими руками. Я бы хотела что бы вы и в своей семье продолжили традиции изготовления кукол.
Спасибо Вам большое
.
Используемая литература:
1. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003. 2. Горичева В.С. Куклы – Ярославль: «Академия развития», 1999. 3. Видеозапись мастера по народной кукле Татьяны Владимировны Завелишко «Делаем сами. Русская тряпичная кукла».


В раздел образования