Автор: Пустовая Ольга Николаевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ СШ №7 имени Героя Российской Федерации М.В.Ревенко Населённый пункт: г. Волгодонск Наименование материала: методическая разработка Тема: Профилактическое занятие "Символ жизни" Раздел: среднее образование
Пустовая Ольга Николаевна,
педагог-психолог МБОУ СШ №7
имени Героя Российской Федерации М.В. Ревенко г. Волгодонска
Профилактическое занятие «Символ жизни»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Ход работы
2.1. Первый этап
2.2. Основной этап
2. 3. Заключительная часть
3. Информационно-демонстрационное обеспечение
3.1. Методическая литература
3.2. Раздаточный материал
3.3. Наглядные пособия
3.4. Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование
4. Приложения
Пояснительная записка
Подростковый возраст богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать
«сплошным
затянувшимся
конфликтом».
Подросток
по-своему
реагирует
на
происходящее, что связано, прежде всего, с его личностным самоутверждением. Это
выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и
распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Данная
тема
всегда
актуальна,
требует
особого
внимания.
Самоутверждение
и
общение
чрезвычайно
важны
для
подростка.
Блокирование
этих
потребностей
может
вызвать
тяжелый внутренний конфликт – причину суицида. Жизнь умоляет не прерывать ее. Даже
те,
кто
думает
о
самоубийстве,
испытывает
голод
жизни
и
жажду
жизни.
За
идеей
самоубийства кроется отчаянная жажда жизни. Идеи самоубийства в чистом виде не
существует. Единственное исключение – абсурдная логика терроризма, по которой люди
безжалостно убивают себя, находясь в плену идеи разрушения. Ни один страдающий
человек не хочет лишить себя жизни. Он хочет убить депрессивное настроение, муку,
тоскливое беспокойство и глубокую, невидимую боль. Многие блестящие молодые люди и
взрослые думают о конце жизни. В некоторых странах, таких как Япония и Швейцария,
очень высокий показатель самоубийств среди молодежи. Наша задача помочь подросткам
научиться уничтожать свою боль, а не свои жизни.
Необходимо назвать основные психологические факторы риска суицидального поведения.
Один из них - сниженный фон настроения подростка. Для подростков, совершивших
попытку
самоубийства
или
имеющих
суицидальные
мысли,
достаточно
типично
депрессивное состояние. Другим фактором риска называют повышенную склонность к
аутоагрессии и неразвитость приемлемых способов выражения своего негодования по
отношению к другим людям. Неосознанная, подавляемая агрессия по отношению к другим
людям
может
быть
пережита
подростком
как
ненависть
к
себе
самому.
Еще
одним
фактором
риска
может
быть негативизм
самовосприятия
и
неустойчивость
самооценки. Сами по себе эти психологические факторы довольно распространены среди
подростков, однако при их сочетании и яркой выраженности имеет смысл проводить
психопрофилактическую
работу.
Преподаватели
во
всех
современных
обществах
не
понимают, почему современные ученики хуже концентрируются на занятиях, становятся
более раздражительными и беспокойными. В профилактическое мероприятие «Символ
жизни» включено изготовление открытки своими руками с помощью арт-терапии, что дает
возможность подросткам проявить себя в творчестве. Арт-терапия — это метод коррекции
и развития посредством творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что арт-
терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии.
Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для
исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить
словами свое эмоциональное состояние.
Цель – оценка последствий своих действий и поступков по отношению к окружающим,
развитие навыков конструктивного решения в конфликтных ситуациях, гармонизация
эмоционального состояния.
Задачи:
1.
Содействие
в
оценке
последствий
своих
действий
и
поступков
по
отношению
к
окружающим
2. Содействие в развитии навыков конструктивного решения в конфликтных ситуациях;
3. Гармонизация эмоционального состояния с помощью занятия творчеством, расширить
возможности выражения доброжелательного отношения к окружающим.
Организация
и
условия
работы:
количество
участников
–
10-15
человек.
Продолжительность занятия составляет – 1-1,5 часа.
Целевая аудитория: учащиеся 8-11-х классов, возраст участников – 14-18 лет.
Форма мероприятия: тренинг.
Методы и техники:
- упражнение-активатор;
- игровая сценка;
- дискуссия;
- мозговой штурм;
- арт-терапия;
- рефлексия.
Требования
к
ведущему:
педагог-психолог,
специалист,
имеющий
психологическое
образование или педагог, прошедший психологические курсы, социальный педагог.
Информационно-демонстрационное обеспечение
Раздаточный материал. Два пластиковых файла А4, подписанные: №1, №2; листы бумаги,
цветные карандаши, ручки; упаковка деревянных палочек (зубочистки), кисти, гуашь,
бумага для рисования, губки, трубочки от сока, кусочки ткани, пуговицы и т.д.
Наглядные пособия. Заготовка из картона «забор» (Приложение).
Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование
Мебель
(стулья
по
количеству
участников
группы,
столы), оборудование
для
демонстрации
презентации
(по
желанию),
музыкальный
центр
(магнитофон),
музыкальный диск со звуками природы, два пластиковых файла А4, подписанные: №1,
№2.
Этапы проведения
Первый
этап.
Знакомство,
принятие
правил
тренинга,
создание
рабочей
атмосферы.
Разминка (упражнение-активатор) для создания настроя на совместную работу.
Основной этап. Проводится игровая сценка, обсуждение и дискуссия. Подводятся итоги о
последствиях своих действий и поступков по отношению к окружающим, нанесенных
оскорблений и унижений другому человеку. Чтение притчи «Ведро яблок». Проводится
мозговой штурм. Изготовление открыток с пожеланиями.
Заключительная
часть.
Проводится
рефлексия.
Обсуждение
и
оценка
ощущений,
состояния и настроения участников.
Ожидаемые результаты
Осознание
и
чувственное
проживание
последствий
своих
действий
и
поступков
по
отношению к окружающим, снижение уровня вербальной агрессии до нормы. Развитие
навыков конструктивного решения в конфликтных ситуациях, выбор сотрудничества и
компромисса
в
конфликтной
ситуации.
Гармонизация
эмоционального
состояния,
расширение возможностей выражения доброжелательного отношения к окружающим с
помощью творчества.
Отслеживание динамки во время мероприятия
Перед началом и после проведения занятия участникам предлагается нарисовать рисунок
«Мое настроение». Время проведения 3-5 минут. Для удобства рисунки кладутся во время
занятия в файлы под №1 и №2. Рассматривается содержание рисунка и цветовая гамма.
После окончания мероприятия проводится анализ эмоционального состояния в группе.
Ход работы
«Жизнь — не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в
этом он сам виноват».
Викентий Викентьевич Вересаев
Первый этап
Знакомство, принятие правил тренинга, создание рабочей атмосферы.
В
качестве
примерного
варианта
знакомства
может
быть
следующее:
участникам
предлагается назвать свое имя и рассказать о себе, о том, что они любят делать, любимые
занятия, любимые предметы, чем увлекаются и т.д. Ведущий раздает листы бумаги для
рисования цветные и простые карандаши.
Ведущий:
«Изобразите
с
помощью
карандашей
рисунок.
«Мое
настроение».
Время
проведения 3-5 минут». Рисунки сдаются ведущему, рисунки кладутся в файл №1.
Ведущий: «Конфликты между детьми и взрослыми, являются частью повседневной жизни.
Оскорбления и негативное отношение между подростками становится нормой в обществе.
Многие подростки, не задумываясь о последствиях, наносят оскорбления, унижения друг
другу. Практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.
Сегодня мы с Вами собрались, чтобы узнать и понять какие могут быть последствия от
нанесенных
оскорблений
и
унижений
другому
человеку,
рассмотрим,
как
можно
эффективно
разрешить
конфликтную
ситуацию».
Ведущий
знакомит
участников
с
правилами поведения в группе во время занятия.
Разминка (упражнение-активатор): «Здравствуйте, как...»
Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все
нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько вы меня слушаете и
насколько быстро вы можете сделать то, что я вам буду говорить. Сейчас у вас ровно пять
секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду
вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с
другом: – правая рука к правой руке!; – нос к носу!; – спина к спине!; коленка к коленке!;
ушко к ушку! И т.д.
Основной этап
Игровая сценка
Цель – помощь в осознании и чувственном проживании последствий своих действий и
поступков по отношению к окружающим, нанесенных оскорблений и унижений другому
человеку. Игровая сценка построена на основании древней притчи (Приложение).
Ведущий раздает участникам деревянные палочки, примерно по 3-5 штук.
Ведущий: «Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого когда-нибудь случался конфликт с
родителями, взрослыми или учителями.
Поднимите,
пожалуйста,
руку
те,
кто
когда-нибудь
кого-нибудь
обидел
словом,
неприятным высказыванием или выражением. Все те, кто поднял руку, прошу подойти ко
мне,
взяв
с
собой
палочки».
Ведущий
показывает
вырезанный
из
картона
«забор»
(Приложение). Ведущий: «Представим, что перед вами «забор», а деревянные палочки –
«гвозди».
Ваше
конфликтное
отношение,
оскорбление,
неприятное
высказывание
к
другому человеку,
это «гвоздь». «Забейте
гвоздь в
забор» и оставьте его. Дети
рассаживаются по местам. Ведущий: «Поднимите, пожалуйста руку, те, кто попросил
прощения, у того кого обидел, оскорбил, унизил. Я, попрошу, подойти вас и по очереди
сказать, что говорят обычно человеку в такой ситуации». Когда, ребенок проговорил,
ведущий просит вытащить «гвоздь». Ведущий заостряет внимание на высказываниях
«Прости!»,
«Прости,
больше
не
буду!»
и
т.д.
Ведущий
показывает
«забор»
и
переворачивает его с обратной стороны с нарисованным сердцем.
Ведущий: «Ребята, представьте,
что забор – это сердце человека. А «гвозди» – это,
нанесенные, оскорбления, обидные слова другим человеком.
Что, вы можете сказать по этому поводу? Хочется узнать Ваше мнение». Проводится
обсуждение. Задаются наводящие вопросы:
«Как Вы думаете, что чувствует человек, в такой ситуации?»,
«Что измениться если мы попросим прощения?»,
Станет «забор» прежним таким же, как был раньше? А, сердце человека?».
Проводится обсуждение. Ведущий подводит детей к тому, что на сердце у человека
остается
рана.
Необходимо
подчеркнуть
те
высказывания
и
предложения,
где
дети
проговаривают о последствии нанесенных оскорблений и унижений.
Ведущий: «Подводя итоги, хочется отметить, что каждый раз, когда мы обижаем человека,
конфликтуем с ним, мы не задумываемся, что наносим человеку боль и рану, которую
трудно излечить. Человек может потерять свое здоровье, и даже жизнь».
Мозговой штурм
Цель
–
содействие
в
развитии
навыков
конструктивного
решения
в
конфликтных
ситуациях.
Ведущий делит группу детей на 3 подгруппы, Ведущий проходит по кругу и назначает
каждого участника, показывая рукой: «шоколадка», «мармеладка, «ириска». Дети делятся
в подгруппы по названиям. Раздаются листы бумаги, ручки.
Ведущий: «Сейчас, мы с Вами познакомимся с очень древней притчей».
Притча «Ведро с яблоками»
«Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями
возле дома.
А
рядом
в
стареньком
домике
жил
завистливый
сосед,
который
постоянно
пытался
испортить
ему
настроение:
то
мусор
под
ворота
подбросит,
то
ещё
какую
гадость
натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там
— ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор выкинул, ведро вычистил до блеска,
насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед,
услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в
надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: — Кто, чем богат,
тот тем и делится!»
После прочтения притчи, на обсуждение даются вопросы:
- Как можно оценить поступок человека, который отдал ведро с яблоками?
- Оправдались ожидания завистливого соседа?
- Как, Вы понимаете фразу – «Кто, чем богат, тот тем и делится».
Каждая подгруппа пишет несколько своих предложений на листе бумаги. Проводится
дискуссия. Выслушиваются предложения и мнения от каждой подгруппы. Подводятся
итоги.
Ведущий
кратко
рассказывает,
что
такое
сотрудничество
и
компромисс
в
конфликтной ситуации, можно развесить картинки или раздать участникам (Приложение
6,7).
Ведущий: «Подводя итоги, мы с Вами можем сделать вывод о том, что отвечая добром на
зло, мы становимся только мудрее и гораздо богаче, чем те, кто ведет себя иначе, при этом
сохраняем себе здоровье. Давайте чаще делится добром, говорить добрые и хорошие
слова-пожелания друг другу!
Изготовление открытки
Цель – с помощью творчества гармонизировать эмоциональное состояние, расширить
возможности выражения доброжелательного отношения к окружающим.
Ведущий:
«На
Востоке
принято
часто
выражать
свои
добрые
пожелания
кому-то,
с
помощью сувениров изготовленных собственными руками. Например, в Китае многие
делают открытки с добрыми пожеланиями, собственноручно расписывают и украшают.
Сегодня
мы
с
Вами
изготовим
открытку
с
помощью
различных
предметов
(губки,
трубочки от сока, кусочки ткани, пуговицы и т.д.), с пожеланиями счастья, долгой жизни
тому, кому бы вы хотели ее подарить. Придумайте и нарисуйте свой символ счастливой и
долгой жизни».
Заключительная часть
Рефлексия
Проводится обсуждение. Ведущий задает несколько вопросов:
- Понравилось Вам занятие?
- Что было интересно?
- Что нового приобрели?
Ведущий
подводит
итоги
занятия.
Подчеркивает
значимость
приобретенного
опыта,
проговаривает
конкретные
ситуации
реальной
жизни,
в
которых
подростки
могут
использовать новый опыт.
Ведущий раздает листы бумаги для рисования цветные и простые карандаши.
Ведущий:
«Изобразите
с
помощью
карандашей
рисунок.
«Мое
настроение».
Время
проведения 3-5 минут».
Рисунки сдаются ведущему, рисунки кладутся в файл №2. В конце завершения занятия все
становятся в круг.
Ведущий: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы
научились». Ребята протягивают руки в круг, и прикладывают руки к груди.
Методическая литература
1. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку
уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб: АО «Сфера», 1994. – 160 с.
2. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции., Ростов н/Д: Феникс, 2006. –
443 с.
3. Кюри Аугусто Тренировка эмоций. Как быть счастливым / Перев. с англ. – М.: ООО
Издательство «София», 2007. – 288 с.
4. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб.пособие для студентов Вузов – М.: Сфера,
2000. – 512 с.
5. Развивающая сказкотерапия под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. –
168 с.
6. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 1998. – 384 с.
7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
Приложение
Заготовка «забор» (обратная сторона)
«Притча о гвоздях»
Жил-был юноша с плохим характером. Однажды отец дал ему полный мешок гвоздей и
сказал ему: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или
поругаешься
с
кем-либо».
В
первый
день
он
забил
в
ворота
сада
37
гвоздей.
В
последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая
изо дня в день: понял, что легче контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец,
наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел
к отцу и сказал ему эту новость! Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот
каждый день, когда НЕ потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша
смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и сказал:
«Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри сколько дырок осталось в твоих воротах!!!
Никогда они не будут такими как раньше! Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему
неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в
человека нож и потом вытащить его, но навсегда останется рана. И будет неважно, сколько
раз ты попросишь прощения! Рана останется! Рана, принесенная словами, приносит боль,
что и физическая!».