сочинение-миниатюра по картине И.Левитана "Весна. Большая вода."
Автор: Савельева Лариса Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ №7 Населённый пункт: г. Тюмень Наименование материала: конспект Тема: сочинение-миниатюра по картине И.Левитана "Весна. Большая вода." Раздел: среднее образование
Тема занятия: сочинение-миниатюра по картине И.И. Левитана
«Весна. Большая вода»
Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи
текста по репродукции картины. И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научиться составлять текст
по
репродукции
картины,
познакомиться
с
творчеством
И.И.
Левитана,
формировать
умения
рассматривать
и
анализировать
картину,
фиксировать
свои
наблюдения,
находить
нужный
материал
для
раскрытия
темы,
пробудить
творческую
активность и фантазию, воспитать интерес к творчеству художника.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные:
отвечать
на вопросы
учителя,
находить
нужную
информацию.
Регулятивные: организовывать
свое
рабочее
место,
определять
цель
и
составлять план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные:
слушать
и
вступать
в
диалог,
участвовать
в
коллективном обсуждении.
Личностные: о владеть навыками конструктивного сотрудничества, уметь
слушать товарища, развивать речь обучающихся, записывать составленный
текст
Ход занятия:
1.
Орг. момент.
- Отгадайте загадку:
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)
-Времена года, как и люди, разные. И настроение бывает разное: весёлое,
если светит солнышко, грустное, если льёт дождь. Природа, как и люди,
носит
разные
одежды:
летом-
яркие
цветочные
ситцевые
платья,
зимой-
белую пушистую шубку. Природа любит праздники. Особенно праздник,
который опускается на землю с густыми туманами, редкими дождинками,
вкусно пахнущими ветрами.
Весна – это светлый праздник возрождения природы.
II. Освоение нового содержания и его применение
1. Определение темы и цели урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия?
(Слайд 1)
- Какова цель урока?
- Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.
- Мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая
так и называется «Весна. Большая вода».
2. Библиографические сведения о художнике.
Несколько слов о Левитане:
-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано
остался
сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался
никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве
в
художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал
в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни,
Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился
очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для
своих
произведений
он
выбирал
такие
моменты,
когда
в
природе
происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его
картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.
3.Рассматривание картины под монолог учителя:
(Слайд 10)
Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой
воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в
1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин.
Теперь
же
художник
вновь
обратился
к
теме
весеннего
разлива
реки,
соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине –
воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего
разлива.
4. Словарная работа.
-
Какое
настроение
вызывает
у
вас
картина:
грустное,
печальное
или
радостное?
-
Как
мы
называем
картину,
на
которой
художник
изобразил
природу?
(Пейзаж). Словарное слово пейзаж вывешивается на доску
- Художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-
пейзажист. Словарное слово художник-пейзажист вывешивается на
доску.
6. Анализ картины «Весна. Большая вода».
- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите
внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.
-Назовите признаки весны. ( Весна, потому что
деревья без листьев, но
чувствуется, что они скоро появятся. По цвету неба и воды - они такие
свежие и прозрачные бывают только весной. Вода затопила деревья)
- Как бы вы назвали картину?
-Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна . Большая
вода»?
- Давайте подумаем, почему именно так.
- В какой момент художник изобразил реку? (Художник изобразил реку в
момент половодья, когда вода затопила прибрежные области )
-Какой изображена река? (Река спокойная и неподвижная)
- Вспомним пословицы о месяце апреле.
Задание: составить пословицы:
Апрельский цветок .. (ломает снежок)
Апрельские ручьи.. (землю будят)
Солнце с апрельской горки.. (в лето катится)
Апрель начинается при снеге.. (кончается при зелени)
Апрельский скворец..(весны гонец)
- Объясните значение пословиц.
7. Чтение отрывка А. Толстого «Весна».
Отрывок «Весна» из повести А.Толстого «Детство Никиты»
На солнце нельзя было теперь взглянуть,- лохматыми ослепительными
потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,
словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими
гнездами.
Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях…В саду, из
разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла
трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем
прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды- ловкачи
ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой,
как золото, подпушкой на крыльях,-суетясь, свистела медовым голосом…
И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еще не просохших от росы деревьях,
у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом
благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:
- Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем,
ку-ку..
Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем
удивленные лягушки, сидевшие на животе кто на дорожке, кто на ступеньках
балкона,- все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и еще веселее засвистал
весь сад, зашумел листьями
».
Беседа по вопросам:
- Какое настроение передает автор в описании весны?
- О ком? О Чем идет речь? Найдите ключевые слова (выписываются на доску)
8. Речевая подготовка.
- Подберите прилагательные, сочетания слов к словам , записанным на доске:
СОЛНЦЕ (ослепительное, молодое)
НЕБО (сине-сине голубое, кружевные облака)
ПОЧКИ (смолистые, пахучие, ароматные, душистые)
ТРАВЫ (изумрудные, тонкие, молодые)
ПТИЦЫ (суетливые, заботливые)
ВОЗДУХ (наполнен ароматом цветов, талым снегом)
9.Написание сочинения- миниатюры.
10.
Взаимопроверка.
Чтение
сочинений,
Устранение
ошибок.
Выбор
наиболее удачных работ.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)
– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)
– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете
свою деятельность на уроке?