Нравственное воспитание школьников средствами искусства
Автор: Гришина Алина Михайловна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: ГБОУ Лицей №1451 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Доклад, статья Тема: Нравственное воспитание школьников средствами искусства Раздел: среднее образование
Нравственное воспитание средствами искусства.
Духовно-нравственное воспитание - одна из
форм наследования нравственности в обществе,
создание педагогических условий для
становления и развития нравственных качеств
личности как стержневых и
системообразующих.
Нравственность скорее не цель, а идеал -
регулятивный принцип и масштаб оценки
человеческого поведения.
Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и
нравственные качества человека. Именно через
поступки мы оказываем влияние на других
людей. Распределяя блага и работу между
людьми, человек учится быть справедливым,
проявляя отвагу в условиях опасности, он
приобретает мужественность, создавая
прекрасные вещи учится трудолюбию.
Нравственность нельзя формировать специально, отдельно от практической деятельности.
Формирование нравственных качеств происходит в процессе взаимодействия,
сотворчества людей. Она не может сводиться к просвещению, знакомству с нормами.
У нравственного человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично
сочетаются с активностью, направленной на совершенствование окружающей жизни,
сферы своего труда, быта, общения. Это требует самостоятельных усилий, активности
воспитуемых, т. е. самовоспитания.
Нравственное самосовершенствование - более высокая ступень формирования человека,
чем воспитание и самовоспитание, поскольку требует особого критического взгляда на
свою деятельность, сопоставления с деятельностью других людей. Если этого не
происходит, то возникают особые предпосылки для возникновения аморальных форм
поведения.
Социальные институты и деятельность (семья, школа, трудовой коллектив и др.)
оказывают нравственное воздействие на личность, как целенаправленное, так и
стихийное.
Сущность и особенности искусства, способствующие духовно-
нравственному воспитанию
Все формы духовной деятельности человека благодаря взаимным связям влияют на
духовно-нравственное воспитание. Все они направлены на познание и отображение мира,
но каждая акцентируется на своей сфере познания, используют разные методы, стремятся
к специфическим итогам.
Формы духовной деятельности человека:
ИСКУССТВО НАУКА НРАВСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИЯ
Искусство является формой общественного
сознания и бытия, важной составной
частью духовной культуры. Это особый род
духовного познания и отображения мира в
всем богатстве проявлений, связанных с
человеком.
Наука осваивает существенные стороны
мира с помощью абстрактно-
теоретического мышления, искусство
делает это посредством образного
мышления. Действительность предстает в
искусстве целостно, в богатстве своих
чувственных проявлений.
Все явления оцениваются в искусстве
исходя из эстетических категорий,
основанных на понятии прекрасного.
Нравственная ориентированность религии
и морали – особое выделение понятий Добра и Зла – причина тесной связи искусства с
религией и моралью на всех исторических этапах.
Искусство расширяет границы духовно-практическиого опыта человека, поскольку
обращено и в прошлое и будущее, и в мир фантазии.
Искусство акцентирует итог и процесс творчества. Зритель становится сопричастным
творчеству художника. Это вызывает особое чувство духовной радости. Это эстетическое
наслаждение общее для процесса творчества и процесса художественного восприятия.
Эти особенности делают искусство мощным фактором развития личности, средством
духовного формирования человека.
Искусство - поле противоборства нравственных ценностей.
Рассматривая вопросы существования добра и зла, искусство приобщает к огромному
человеческому опыту поисков нравственных ценностей. К находкам, ошибкам, к
изменяемости этих поисков освоения опыта любви, героизма, низости, не давая рецепта
правильного поведения.
Вне искусства не живет ни один человек. Разным искусством можно воспитать разную
совесть, сознание, если не направлять процесс, он будет проходить стихийно, под
воздействием массовой культуры.
Образы потребительской культуры декларируют идеал человека, стоящего выше
переживаний, стремящегося получать от жизни лучшее – «Ты этого достоин». Базовая
ценность – свобода личности – понимается как уровень потребления благ. Вкусы
усреднены, намеренно смешаны добро и зло, прививается брутальность. Сопереживание,
эмоциональная отзывчивость признак слабости. В этих условиях творческая свобода
приводит к безнравственности, возвышению над «толпой плебеев» – ведь
ответственность, уважение к чужой свободе противостоят личной.
Особенностью русской культуры является то, что в XIX в. в стране создалась широчайшая
среда духовно-поисковой, а не развлекательной культуры (с включенностью миллионов
зрителей, читателей, слушателей, где творческая элита позиционировала ответственность).
Это может быть основой социо-культурной адаптации личности ребенка, надо «встроить»
его в высокие традиции российской культуры. Традиционные национальные ценности,
помимо потребительских идеалов: красота природы, любви, красота традиций России,
красота труда и творчества, поведения. Искусство способно давать высочайшие духовные
идеалы: яркие, увлекательные и понятные ребенку по форме.
Формы деятельности, материалы и темы, через которые воплощены эти ценности в
музыке, изо, ремеслах, танце
так разнообразны, что
каждому ребенку можно
найти возможность
духовного развития в
искусстве.
Искусство как духовная культура
Тема творческой свободной личности звучит как значимая цель образования. Искусство
создает идеальные условия для развития свободы творчества, недоступные многим
формам деятельности. Здесь процесс творчества физически неотрывен от процесса его
фиксации. Образ рукотворен, осязаем (глаз – мозг\мысли\чувства – руки).
Но формирование свободы личности станет трагедией, если не думать о содержании этой
свободы, не развивать других очеловечивающих качеств, в первую очередь способности
сопереживания. Учить творчеству необходимо одновременно формируя нравственные
критерии, эмоциональные критетии личности как стимула действий.
Программы ФГОС формулируют сновную цель занятий искусством в школе как
«...развитие творческого мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного (т.е.
духовного), эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие
осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного
художественного творчества...»
Таким образом создавая условия для творчества, мы рассматриваем отдельные искусства
как стороны духовной культуры человечества, России, акцентируем ценностно-смысловую
сферу личности.
Но, конечно, платформой эмоционально-нравственных критериев являются
художественно-творческое мышление, фантазия, слух и цвето-пространственное
мышление - все специфические профессиональные навыки искусства.
Иерархия целей художественного образования в школе на
примере Изобразительного искусства.
Иерархия целей художественного образования в школе на
примере Изобразительного искусства.
III уровень – духовно-
эстетический
Формируется вне зависимости от
обстоятельств у всех (но либо на
примитивном животном уровне,
либо на высоком.) Духовный
тренинг сферы эмоций и
отношений, шлифовка мира чувств
опытом поколений, физкультура
эмоционально- отношенческой
сферы человека.
II уровень –
художественно-
эстетический
Целостное художественно-
творческое мышление по
принципу – целое раньше его
элементов (а не часть+ часть).
Развитие творческой интуиции.
Искусство ставит и решает
нестереотипные задачи
I уровень –
профессионально-
языковой
Развитие двухполюсной
способности «наблюдательность –
фантазия». Недогматическое
овладение навыками использования
художественных средств
Ценностные ориентиры содержания и задачи занятий
искусством в школе.
Занятия искусством в школе направлены на формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Они должны быть средством
очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие - условие социализации личности, способ
вхождения в мир человеческой культуры и в то же время способ самопознания,
самоидентификации и самоутверждения.
Смысловой, содержательный стержень построения занятий – связь искусства с жизнью
человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение
искусства в развитии каждого ребенка.
На занятиях являясь одновременно и объектом изучения, и средством эмоционального
воздействия на личность, мир искусства раскрывается как:
отражение духовной жизни общества
отражение художественной деятельности человека разных эпох
среда, созданная человеком .
Деятельность в уроке и ДО:
практическое художественное творчество
зрительское восприятие произведений искусства
художественно-эстетическое наблюдение окружающего мира
Задачи, реализуемые на занятиях связаны с понятием духовно-нравственного воспитания:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия образа
реальности и искусства; развитие творческого опыта как формирование способности к
самостоятельным действиям; формирование активного, заинтересованного отношения к
традициям культуры как личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории
культуры своего Отечества, выраженной в родном искусстве, формирование эстетических
ориентиров, овладение художественными средствами на основе эмоционально-
нравственной оценки; овладение основами работы для эстетической организации среды.
Художественно-творческая деятельность.
Что и как воспитывать в процессе деятельности? Прежде всего воспитывает само общение
с произведениями искусства, история народа, запечатленная в них, взгляд художника на
современные ему события и людей, страницы
прошлого.
Мощным фактором является удовольствие,
получаемое от творчества, воплощения замысла,
это необходимо обеспечивать.
Формирование эстетических категорий, общение
на уровне взаимопомощи и радость по поводу
успеха других реализуются в концертно-
выставочной деятельности и коллективных
формах работы.
Дети сами учатся корректировать свою работу,
постепенно приходя к тому, что в стремлении к
общей гармонии и задачам надо совершенствовать
свою деятельность.
В дальнейшем ребенок начинает смотреть на свою
работу уже другими глазами, привыкает мыслить с
позиций художественности образа.
Совместная творческая деятельность способствует
накоплению каждым ее участником
непосредственного опыта эмоционального
сопереживания («я» умею — «я» помогаю — «я»
терпелив и внимателен).
Коллективная художественная деятельность —
комплексная педагогическая технология,
интегрирующая формы образования, воспитания и
эстетического общения, доступная для всех
возрастных групп и уровней художественного
образования. Ее кульминация — общий успех,
оказывающий позитивное влияние на коллектив и
на каждого участника.