Автор: Хлопотнова Елена Георгиевна Должность: преподаватель спецдисциплин Учебное заведение: ГБОУ СПО ОКСУ Населённый пункт: Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: стили управления Раздел: среднее профессиональное
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 30
Учебная дисциплина «Менеджмент»
Дата 05.06.2013
Группа 3К-3 Коммерция (по отраслям).
Тема: Управленческое общение.
Наименование работы: Деловая (ролевая) игра.
Цели:
Учебная: познакомить студентов с особенностями дополнительных сти-
лей управления в практическом менеджменте.
Развивающая: способствовать развитию умения контролировать свои
эмоции
Воспитательная: стремиться к воспитанию чувства субординации, чув-
ства такта, отзывчивости, чувства гордости за избранную профессию.
Приобретаемые умения и навыки: применение приобретенных навыков в де-
ловом общении.
Вид занятия: комбинированное
Норма времени: 1час 30 мин
Оснащение рабочего места: ИТК, рабочие тетради, ПК
Место проведения: аудитория 58
Форма организации: тренинг
Содержание работы: проведение тренинга по распознаванию дополнительных
стилей управления
Педагогические технологии: Интерактивные технологии (игровые)
Методы обучения: проведение ролевой (учебно-деловой) игры
Формируемые компетенции: ОК 1-10; ПК 2.2 – 2.4
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин): приветствие, проверка санитар-
ного состояния кабинета, проверка готовности группы к занятию, отметка от-
сутствующих.
2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ( 25 мин)
Актуализация опорных знаний - 5мин:
Общение и его составляющие
Общение - это сложный многоплановый процесс поддержания и развитие кон-
тактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной дея-
тельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой
стратегии взаимодействия. Коммуникативный блок представляет собой фор-
мирование системы качеств личности.
Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю
управления. В менеджменте сегодня выделяют сразу несколько типов поведе-
ния, каждый из которых по-своему эффективен. Методы и стили менеджмента,
применяемые одним и тем же человеком, могут меняться, в зависимости от
того, какие задачи ставит перед собой и коллективом руководитель. Поэтому
назвать один, наиболее эффективный стиль менеджмента не представляется
возможным.
На сегодняшний день основные стили менеджмента таковы:
1.
Либеральная линия управления персоналом или принцип невмеша-
тельства руководителя в деятельность подчиненных. Управленец, практикую-
щий подобный стиль работы, выступает посредником между сотрудниками и
вышестоящим начальством. Либеральное поведение начальства практикуется
в коллективах, где работники хорошо знают свое дело, их день расписан по
минутам, и в принятии дополнительных решений одним человеком просто нет
необходимости.
2.
Авторитарный стиль управления в менеджменте. В данном случае
все рабочие решения принимаются «в одно лицо». Высокая требовательность,
постоянный прессинг и контроль за ходом деятельности. Авторитарный стиль
хорош в тех случаях, когда возникают экстремальные ситуации, и необходимо
срочно принимать какие-то решения.
3.
Демократический стиль менеджмента. Руководители, которые придер-
живаются этого стиля, могут привлекать к решению управленческих задач спе-
циалистов всех уровней. В качестве мотиваторов к работе начальник выбирает
возможность реализации каждым сотрудником своих потребностей в плане
самовыражения, творчества, принадлежности к коллективу.
4.
Сочетание нескольких стилей управления в менеджменте. На прак-
тике руководителю очень сложно выработать один единственный стиль руко-
водства и придерживаться только его. Ведь коллектив состоит из живых лю-
дей, и все они очень разные. Склонность к одной из поведенческих линий в
руководстве складывается из собственных возможностей начальника: его уров-
нем образования, опытом работы, психическими качествами, а также из тради-
ций фирмы и задач, которые решаются в данный момент.
Презентация – 20 мин
3. РАБОТА СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ТРЕНИНГА - 1 час
Студентам предлагается выбрать один из предложенных в презентации допол-
нительных стилей управления.
Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же задачу: подготовить
диалог руководителя и подчиненного и обыграть его таким образом, чтобы
остальные
члены
группы
смогли
уверенно
назвать
представленный
стиль
управления.
1.
«ЗАДИРА»
2.
« »
текущий инструктаж
контроль за ходом выполнения заданий
групповые консультаций
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (3 мин)
прием и оценка работы: проверка эмоционального настроения студентов
после проведения тренингового занятия и выставление оценок в журнал.
задание на дом: написать сочинение-отзыв о проведенном уроке, оконча-
ние занятия: уборка рабочих мест.