Напоминание

Методические рекомендации по заполнению немых схем и рисунков, использованию и составлению глоссария


Автор: Булашева Елена Васильевна
Должность: преподаватель анатомии и физиологии человека
Учебное заведение: Орловский базовый медицинский колледж
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по заполнению немых схем и рисунков, использованию и составлению глоссария
Раздел: среднее профессиональное





Назад





БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЛОВСКИЙ

БАЗОВЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ

КОЛЛЕДЖ»

Методические рекомендации по

заполнению

немых схем и рисунков, использованию и составлению

глоссария по дисциплине «Анатомия и физиология

человека»

Составила преподаватель

Анатомии и физиологии человека Булашева Е.В.

Орел, 2016 год


ВВЕДЕНИЕ
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Задачами СРС являются:  систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;  углубление и расширение теоретических знаний;  формирование умений использовать справочную документацию и специальную литературу;  развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;  формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;  развитие исследовательских умений;  использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях. В настоящее время в СПО существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или мастерской.
Основными признаками самостоятельной работы обучающихся принято считать: 1 наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение; 2 проявление умственного напряжения обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия; 3 проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач; 4 наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы; 5 владение навыками самостоятельной работы. Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов её организации. При заполнении немых схем и рисунков возможно не только закрепление полученных знаний, но и самостоятельная подготовка к отработке пропущенных занятий.

Заполнение сравнительных таблиц, обозначение немых рисунков и схем способствует высокой активности студентов, эффективному использованию учебного времени. Этот вид контроля позволяет выявить и своевременно устранить пробелы в знаниях и умениях студентов. К каждому практическому занятию разрабатываются методические рекомендации и инструкция для выполнения заданий.
Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы обучающихся с представлением инструкций по выполнению заданий и указаний вида и формы контроля. Инструкция для самостоятельного изучения студентами медицинского колледжа темы: «Внутреннее основание черепа». Уважаемый студент! Вам предлагается самостоятельно изучить тему «Внутреннее основание черепа». Мотивация. На изучение темы «Строение головы (череп)» по программе отводится одно занятие (90 минут), времени не хватает, поэтому этот раздел выносится для самостоятельного изучения. Цели. После изучения раздела темы: «Внутреннее основание черепа Вы должны: 1. Объяснить, каким образом строение внутреннего основания черепа связано с выполняемыми функциями. 2. Обосновать необходимость знания топографии трех черепных ямок. Литература. 1. Учебник.Н.И. Федюкович «Анатомия и физиология», стр. 105-107. 2. В.Я.Самусев «Атлас анатомии человека», стр. 102-103.
Изучение нового материала.
1). Рассмотрите на рисунках основание черепа. 2). Определите его внутреннюю и наружную поверхности. 3). На внутренней поверхности основания черепа определите три черепные ямки: - какими костями образована каждая черепная ямка? - какие отверстия расположены в каждой черепной ямке? Для чего служат эти отверстия?

Заполните ЛДС:

(логическая схема)

Черепные

ямки



Стенки

образованы

Отверстия

ЦЕЛЬ:
Изучить особенности строения затылочной, теменной, лобной, решетчатой костей для изучения последующих тем по остеологии, центральной и периферической нервных систем и ангиологии, а также травматологии неврологии и других клинических дисциплин, строение височной кости, ход каналов височной кости, строение клиновидной кости, для последующего применения полученных знаний при изучении черепа в целом, среднего и внутреннего уха, ангионеврологии а также стоматологии и других клинических дисциплин.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
Для усвоения темы студенты должны знать развитие черепа в фило- и онтогенезе, периоды роста черепа, темпы окостенения отдельных костей черепа, отделы черепа, строение костей свода и основания черепа.
Обучающему необходимо:

Знать:
а) отделы черепа; б) кости, входящие в состав мозгового и лицевого черепа; в) строение затылочной, теменной, лобной и решетчатой костей; г) части височной кости, детали строения; д) топографию каналов височной кости, образование входных и выходных отверстий; е) функциональные особенности отделов височной кости; ж) строение клиновидной кости;
Уметь:
а) ставить в правильное анатомическое положение затылочную, лобную, теменную и решетчатую кости; б) отличать правую теменную кость от левой; в) называть и показывать на препаратах детали строения лобной, теменной, затылочной и решетчатой костей; г) ориентироваться в положении костей на целом черепе; д) находить на рентгеновских снимках детали строения изучаемых костей. е) определять положение височной и клиновидной костей в черепе; д) показывать на препаратах и описывать ход каналов височной кости;
Внутреннее основание черепа
Передняя Средняя Задняя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ж) называть и показывать на препартах детали строения височной и клиновидной костей
ЦЕЛЬ:
Изучить особенности строения затылочной, теменной, лобной, решетчатой костей для изучения последующих тем по остеологии, центральной и периферической нервных систем и ангиологии, а также травматологии неврологии и других клинических дисциплин, строение височной кости, ход каналов височной кости, строение клиновидной кости, для последующего применения полученных знаний при изучении черепа в целом, среднего и внутреннего уха, ангионеврологии а также стоматологии и других клинических дисциплин.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ
Для усвоения темы студенты должны знать развитие черепа в фило- и онтогенезе, периоды роста черепа, темпы окостенения отдельных костей черепа, отделы черепа, строение костей свода и основания черепа.
Обучающему необходимо:

Знать:
а) отделы черепа; б) кости, входящие в состав мозгового и лицевого черепа; в) строение затылочной, теменной, лобной и решетчатой костей; г) части височной кости, детали строения; д) топографию каналов височной кости, образование входных и выходных отверстий; е) функциональные особенности отделов височной кости; ж) строение клиновидной кости;
Уметь:
а) ставить в правильное анатомическое положение затылочную, лобную, теменную и решетчатую кости; б) отличать правую теменную кость от левой; в) называть и показывать на препаратах детали строения лобной, теменной, затылочной и решетчатой костей; г) ориентироваться в положении костей на целом черепе; д) находить на рентгеновских снимках детали строения изучаемых костей. е) определять положение височной и клиновидной костей в черепе; д) показывать на препаратах и описывать ход каналов височной кости; ж) называть и показывать на препартах детали строения височной и клиновидной кост
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ «НЕМЫХ» РИСУНКОВ
Использование графиков, рисунков, схем значительно повышает наглядность информации. Любой иллюстративный материал должен обозначаться как «Рисунок», или применение слов «схема», «график», «диаграмма» . В тексте перед рисунком должна быть ссылка на него с указанием его порядкового номера. Каждый рисунок должен быть пронумерован арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста. Номер следует размещать после обозначения "Рисунок" перед заголовком иллюстрации. Номер и заголовок иллюстрации помещают по центру под иллюстрацией.
Вынесенные в приложение иллюстрации в общую нумерацию не включаются.
Рекомендации по составлению и заполнению глоссария.
Использование глоссария способствует прояснению, запоминанию и уточнению ключевых понятий дисциплины. Глоссарий охватывает все узкоспециализированные термины, встречающиеся в тексте. Глоссарий должен содержать не менее 50 терминов, они должны быть перечислены в алфавитном порядке, соблюдена нумерация. Глоссарий должен быть оформлен по принципу реферативной работы, в обязательном порядке присутствует титульный лист и нумерация страниц. Объем работы должен составлять 10-15 страниц. Тщательно проработанный глоссарий помогает избежать разночтений и улучшить в целом качество всей документации. В глоссарии включаются самые частотные термины и фразы, а также все ключевые термины с толкованием их смысла. Глоссарии могут содержать отдельные слова, фразы, аббревиатуры, слоганы и даже целые предложения. Словарь терминов и понятий к занятию «Строение и функции бронхов, легких и плевры. Средостение.» №/ № Термин №/ № Значение лат. и гр. терми- ноэле- мент 1 Бифуркация 1 Раздвоение трахеи на 2 главных бронха Bifur- cation -вилка 2 Корень легкого 2 Совокупность органов, входящих в ворота легких 3 Ворота легких 3 Углубление на средостенной по- верхности, куда входит корень лег- кого
4 Альвеола 4 Выпячивание стенки бронхиолы в виде полушария, пузырька Alveola - п у- зырек 5 Ацинус 5 Совокупность альвеол от одной дыхательной бронхиолы Acinus - вино- градная гроздь 6 Средостение 6 Совокупность органов, находящихся между легкими Medi- astinum 7 Париетальный листок плевры 7 Листок плевры, выстилающий из- нутри стенки грудной полости Paries -стенка
8
Висцеральный листок плевры
8
Листок плевры, сращенный с лег- кими Viscera - внут- ренно- сти 9 Синус плевры 9 Углубление, возникающее при переходе плевры с одной поверхности на другую 10 Пневмоторакс 10 Попадание воздуха в плевральную полость


В раздел образования