Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя дошкольной организации


Автор: Матюшина Татьяна Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ №75 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя дошкольной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование

здоровьесберегающих технологий в работе

музыкального руководителя дошкольной организации
Интенсивное развитие современного общество в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. На сегодняшний момент в дошкольных образовательных организациях большое внимание уделяется здоровьесберегающим образовательным технологиям – такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью. Педагоги дошкольных образовательных организациях, в том числе и музыкальные руководители, стараются комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Основная форма музыкальной деятельности в ДОО - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. В нашем детском саду создана система музыкально-оздоровительной работы. Цель такой работы- укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни. Она помогает решать следующие задачи: -Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка. -Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. -Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. -Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
-Активизировать защитные свойства детского организма, устойчивость к заболеваниям. -Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает применение музыкальным руководителем следующих здоровьесберегающих технологий: -коммуникативные песенки - распевки или игры приветствия; -активное слушание; -дыхательная и артикуляционная гимнастика; -оздоровительные и фонопедические упражнения; -игровой массаж; -пальчиковые и речевые игры; -музыкотерапия; -игры – этюды на формирование правильной осанки; -психогимнастика. В музыкальной образовательной деятельности применение здоровьесберегающих технологий будет эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музыцирование детей в группе. Коммуникативные песенки - распевки или игры приветствия - помогают подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка должна звучать постоянно в течение всего дня: детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Дыхательная гимнастика играет важную роль в системе оздоровления дошкольников. Развивает дыхание, приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует
дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика, через движения диафрагмы и мышцы живота, осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений. Артикуляционная гимнастика помогает выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготовить к правильному произнесению звуков. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивает музыкальную память, запоминание текста песен, внимание, развивает чувство ритма, учит имитации движений животных. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участие голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Оздоровительные и фонопедические упражнения - одна из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата. Стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Они расширяют диапазон, увеличивают силу звучания голоса у каждого ребенка, развивают гортань, прививают навыки речевого дыхания. Игровой массаж– выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы всему организму. Кроме того, массаж поднимает настроение и улучшает самочувствие. Обучение детей простейшим массажным приемам происходит в игре. Пальчиковые игры- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку
пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Речевые игры - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Способствуют развитию у детей двигательно-образных навыков, умению владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, координации движений с речью; расширяют лексический запас детей с нарушениями речи, развивают слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память, творческую фантазию и воображение. Совершенствуют развитие общей и мелкой моторики. Рифмованное слово в сочетании с движением облегчают речь ребенку, имеющему речевые патологии. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Упражнения на формирование правильной осанки актуальны при любом виде музыкальной деятельности, а если их аргументировать игровой мотивацией, они вызовут в детях неподдельный интерес и желание выполнять их. Психогимнастика полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Специальные этюды, игры и упражнения способствуют развитию и коррекции разных компонентов детской психики. Ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей. Результатами музыкально-оздоровительной работы являются: -повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей
детей; -стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка; -повышение уровня речевого развития; -снижение уровня заболеваемости; -стабильность физической и умственной работоспособности


В раздел образования