Автор: Адмайкина Альфия Шаеховна Должность: психолог в социальной сфере Учебное заведение: МКУ СРЦН "Теплый дом" Беловского городского округа Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область, пгт Новый городок Наименование материала: тренинг Тема: "Эффективное взаимодействие" Раздел: среднее профессиональное
«Эффективное взаимодействие»
Цель:
формирование
навыков
конструктивного
взаимодействия
в
диадах
«родитель – ребенок»
Оборудование: листы бумаги А3 с прорисованным кругом по количеству пар,
краски, вода, салфетки, различные предметы, игрушки по выбору, записи
релаксационной
музыки,
перышко
или
кусочек
натурального
меха,
секундомер.
Ход:
1. Приветствие. Упражнение «Как тебя звать»
Инструкция.
Участникам
предлагается
представиться:
назвать
свое
имя,
рассказать, нравиться ли оно, и сказать, каким именем ему хотелось бы,
чтобы его называли в группе.
Многие дети часто недовольны своим именем. Они предпочитают, чтобы их
называли в группе их полными или другим именем.
2. Разминка «Черепахи»
Цель: развитие саморегуляции.
Психолог. А сейчас у нас соревнование…черепах. Как вы думаете, какая
черепаха победит в этом соревновании? Самая медлительная! Мамы будут
черепахами, а дети – их «панцирями». Кто в течение одной минуты проползет
меньше расстояние – тот и победит.
Мамы становятся на колени, дети ложатся им на спину, обхватывая руками.
По
команде
начинается
соревнование.
По
окончании
–
поздравление
победителя. Затем роли меняются: ребенок – черепаха, мама – панцирь,
обнимает ребенка сзади и подстраивается к его темпу.
Обсуждение.
- Чем или кем быть было легче, приятнее?
3. Упражнение «Эффективное взаимодействие».
Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации.
Каждый участник выбирает себе какой-либо предмет или игрушку.
Сначала один держит предмет в руках. Задача второго – уговорить партнера
отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только
тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. Следующий шаг –
упражнение выполняется с использованием только невербальных средств
общения.
Обсуждение:
- Когда было легче просить предмет?
- Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?
- Какие слова или действия побудили вас к этому?
4. Арт-техника «Рисунок в круге»
Цель: эмоциональное сближение родителей и детей.
Участникам в парах предлагается, используя краски, пальцами (руками)
закрасить пространство круга. (Звучит релаксационная музыка). Во время
презентации и обсуждения.
Каждый участник самостоятельно поясняет, какие цвета он использовал и
что они для него значит. На что, по его мнению, похоже получившееся
изображение.
5. Релаксация «Маленькая птичка»
Цель: развитие чувства эмпатии, релаксация.
Психолог.
(Звучит
релаксационная
музыка)
Положите
руки
на
колени,
соединив ладошки вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите в
ладонях маленького пушистого зверька или птичку (коснуться рук каждого
участника перышком). Он такой крохотный, что легко помещается у вас в
ладонях… Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы
не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего зверька или птичку,
сделайте это осторожно, легким движением… мысленно успокойте зверька.
Возможно, он испугался коршуна…
Скажите ему что-нибудь ласковое,
улыбнитесь
ему.
Почувствуйте,
как
его
дыхание
становиться
ровным,
спокойным, медленным. Он в безопасности…
Улыбайтесь ему еще раз и
тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза.
Дается информация об использовании данного упражнения с целью
мышечного контроля.
6. Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Инструкция. «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам
игру, в которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся
все
сильнее
и
сильнее».
Психолог
начинает
хлопать
в
ладоши,
глядя
и
постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник
выбирает
из
группы
следующего,
кому
они
аплодируют
вдвоем.
Третий
выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
7. Рефлексия.
Цель: осознание полученного эмоционального опыта.
- Как, одним словом вы могли бы назвать сейчас свое состояние?
- Как, по-вашему, это состояние возникло?
- Хотели бы вы, чтобы такое состояние возникало у вас чаще? Что для этого
необходимо.