Автор: Титова Татьяна Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Беляницкая СОШ Сонковского района Тверской области" Населённый пункт: с.Беляницы, Тверская область Наименование материала: Презентация к уроку литературы в 6 классе на тему: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова Тема: "Стихотворения М.Ю.Лермонтова Раздел: среднее образование
«Утёс».
Автор: Титова Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы МОУ
«Беляницкая СОШ
Сонковского района Тверской области»
Проверка домашнего
задания.
•
Фронтальный опрос.
•
-В чём видит Лермонтов сходство своей судьбы,
своего изгнания с судьбой тучек?
•
- О каких чувствах и настроениях поэта мы можем
догадаться по второй и третьей строфам
стихотворения?
•
-Какие эпитеты помогают определить отношение к
северу (где находится родина поэта и откуда он
должен уехать) и к югу (куда его ссылают)?
•
-Как изменилось отношение автора к тучам в конце
стихотворения?
•
«Три пальмы» -
одна из лучших
баллад
Лермонтова.
•
Баллада
– это
поэтическое
произведение,
которое
написано на
легендарную или
историческую
тему. В Балладах
мир предстаёт
таинственным и
загадочным.
Чтение стихотворения
Беседа с классом.
•
Какую картину
нарисовал поэт в
этой балладе?
•
Почему пальмы
стали роптать на
Бога?
•
-
О каком караване
мечтали пальмы?
Как они встретили
людей?
Пригодилась ли
людям тень и
холодная вода
ручья?
•
Найдите цитаты,
помогающие найти
ответы на эти
вопросы.
•
Почему пальмы
были
погублены?
•
Как они
изображены?
•
Что значит
выражение
«питомцы
столетий»?
Обратите внимание на строки, где
описывается гибель пальм.
•
Некоторые согласные здесь
повторяются. Такое повторение
однородных согласных звуков,
помогающее изобразить картину,
«озвучить» её, передать чувство,
выделить наиболее значимые слова,
называется
АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.
•
С какой целью употреблена
аллитерация?
Как повели себя путники?
•
В чём
заключается
философский
смысл этой
баллады?
•
Какова главная
мысль этого
стихотворения?
Антитеза .
•
Лермонтовские стихотворения
часто бывают построены на
антитезе.
•
Антитеза – это
противопоставление
«Листок»
•
Определите
основную мысль
стихотворения.
•
Какова история
листка-странника?
•
О чём этот рассказ –
о листке, о людях, о
поколении?
Понаблюдайте,
•
как создана
история листка,
его образ и образ
чинары. Почему
чинара
отказывается
приютить
странника?
•
Можно ли сказать, что листок –
странник олицетворяет самого
поэта, его чувства, состояние
души и даже переживания?
•
Итак, в стихотворении два
характера, две судьбы, два
состояния, два настроения.
•
Кому сочувствуете вы?
«Утёс»
•
Стихотворение написано в 1841
году, в год гибели Лермонтова.
•
Прочитаем стихотворение и
литературоведческую статью об
этом стихотворении, постараемся
разобраться в его содержании.
«Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана…»
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса.
Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Беседа с классом.
•
Какова главная
мысль
стихотворения?
•
Какие качества,
свойства человека
символизируют
образы тучки и
утёса?
•
Каким настроением
проникнуто
стихотворение?
Домашнее задание.
•
Выучить одно стихотворение
наизусть ( на выбор).
•
Перечислить, какие картины
рисует Лермонтов в стихотворении
«Три пальмы»?
•
Как бы это выглядело в кино?