Роль социального педагога в сопровождении реализации ФГОС в общеобразовательном учреждении
Автор: Подгурская Ирина Николаевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина" Населённый пункт: город Рославль, Смоленской области Наименование материала: статья Тема: Роль социального педагога в сопровождении реализации ФГОС в общеобразовательном учреждении Раздел: полное образование
Роль социального педагога в сопровождении реализации ФГОС в
общеобразовательном учреждении
Работа социального педагога в системе образовательного учреждения -
важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на
реализацию ФГОС второго поколения. Данная работа позволяет активизировать
ресурсы,
позволяющие
раскрыть
и
максимально
эффективно
использовать
творческий потенциал не только обучающегося, но и всего педагогического
коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие личности, включая
ее
социализацию,
активируя
также
духовно-нравственное
и
художественное
развитие.
Социально-экономическая
нестабильность
страны
привела
к
ослаблению
интереса
педагогов
и
родителей
ко
всему
происходящему,
а
главное,
к
воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы обучения в этой
системе требуют пристального внимания, на плечи участников образовательного
процесса легло много сложных проблем.
При внедрении ФГОС можно выделить 2 проблемы, которые отнюдь не новы:
Слад 2
Проблема
детей,
традиционно
находящихся
в
поле
внимания
и
ведения
социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных и
неблагополучных семей.
Проблема
неуспевающего
ученика,
которая
выходит
за
рамки
чисто
педагогической проблемы и является одной из наиболее острых и требующих
комплексного, методически осмысленного подхода.
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет, инновационная
деятельность же требует все большего творческого применения сил. Слайд 3
Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и
эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых
растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как
положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от
социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия
контактов,
ласки,
взаимопонимания,
но
и
существенно
отстают
в
функциональном
и
психическом
развитии,
здесь
уже
можно
говорить
в
отдельных
случаях
даже
о
социальном
одиночестве.
Так
же
к
внешним
факторам относятся экологические условия, отсутствие необходимых знаний у
родителей и т.п. к внутренним факторам относятся отклонения в физическом
развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальный педагог в системе
сопровождения ФГОС предназначен для организации активного сотрудничества
как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой,
так
и
внешних
социальных
структур
для
развития
общеобразовательного
учреждения, наша школа сотрудничает с Социальной защитой, ПДН, органами
опеки и попечительства и тп. Слайд 4
При внедрении ФГОС социальный педагог в своей повседневной деятельности
призван
объединять
усилия
семьи,
школы,
общественности,
для
оказания
помощи в реализации учебной и внешкольной программ.
Главная цель -
улучшить способность человека к социальному функционированию, создать в
социуме
условия
способствующие
достижению
этой
цели,
раскрытию
потенциальных возможностей человека. Введение ФГОС требует создания в
образовательном
учреждении
инновационной
деятельности
по
всем
направлениям своего функционирования. Развивающаяся школа, работающая в
поисковом режиме, в позитивном плане отличается от школы, целью которой
является
стабильное
поддержание
раз
и
навсегда
установленного
порядка
деятельности. В отличие от прошлых времен, когда деятельность школы была
скорее
направляющего,
указующего
характера,
новое
качество
работы
социального
педагога
должно
быть
связано
с
процессом
«социального
сопровождения».
Социальное
сопровождение
реализуется
непосредственно,
в
совместной
деятельности всей школы . Слайд 5.
Сопровождать
необходимо
не
столько
учащегося,
сколько
его
развитие,
учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию.
Можно определить сопровождение с трех позиций: как процесс, как метод и как
систему профессиональной деятельности специалистов.
С точки зрения процесса - сопровождение можно представить как совокупность
последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно
реализовать обучение и воспитание.
При
подходе
как
к
методу
понимается
создание
условий
для
принятия
участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях
школьного взаимодействия.
С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение является
объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс.
Включенность
социального
педагога
в
работу
,
как
специалиста
по
реализации социальной политики государства в области образования позволит
оптимизировать
систему
деятельности
образовательного
учреждения
в
соответствии с целями и задачами развития современного общества.
Продуктивное взаимодействие выступает в качестве необходимого условия
социального
и
профессионального
развития
личности:
личностное
и
индивидуальное развитие, формирование межличностных навыков и умений
самоопределения, сходное отчасти с понятием «профориентация».
Слайд 6.
Важнейшим
критерием
продуктивности
развития
школы
является
качество
образования.
Такой
подход
ориентирует
на
оценку
деятельности
школы
по
конечным
результатам,
среди
которых
следует
выделить:
уровень
обученности
школьников;
готовность
их
к
продолжению
образования;
уровень
воспитанности
учащихся;
состояние
здоровья
детей;
уровень
социальной
адаптации
учащихся
и
выпускников
школы
к
жизни
в
обществе;
уровень
выполнения стандартов образования.
Слайд. 7
Основная
идея
участия
социального
педагога
заключается
в
том,
чтобы
повысить социальную эффективность школы, которую можно рассмотреть как
с овокупно с т ь
крит е рие в
и
пока зат е ле й,
от ра жа ющих
с т е п е н ь
удовлетворенности
населения
качеством
образовательных
услуг
школы
и
уровень развития социальной компетентности школьников.
Социальная
компетентность
рассматривается
как
качество
личности,
регулирующее систему отношений человека к самому себе и социальному миру,
как
адаптивное
явление,
способствующее
успешному
функционированию
человека
в
изменяющихся
социальных
обстоятельствах,
возможность
реализации
человека
в
его
социальных
действиях
(лично стных,
межличностных, профессиональных, общественных и т.п.) .
Слайд 8
Достижение цели опытно-экспериментальной работы возможно при условии
использования социальным психологом гуманитарных технологий, поскольку
данные
технологии
направлены
на
человека
и
реализуются
человеком,
что
указывает
на
их
междисциплинарную
сущность.
Гуманитарные
технологии
представляют
собой
систематизацию,
соорганизацию
и
упорядочение
в
пространстве
и
во
времени
компонентов
целенаправленной
коллективной
деятельности
людей
на
основе
современного
гуманитарного
знания.
Основанием для выбора гуманитарных технологий являются следующие их
признаки: постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности
работать вместе; диалоговая позиция; постоянная рефлексия по полученными
результатам; единство творческого замысла и алгоритма деятельности, что по
замыслу
и
содержанию
наиболее
близко
направлению
деятельности
социального педагога при сопровождении ФГОС.
Целесообразность
использования
гуманитарных
технологий
связана
с
тем
фактом, что они сочетают идеи личностно-ориентированного и общественно-
ориентированного образования.
Слайд
9.
В
современных
исследованиях
выделяют
четыре
группы
гуманитарных технологий: направленные на себя; направленные на другого
(учащегося);
направленные
на
группу;
направленные
на
социум
(родители,
социальные партнеры и др.).
Таким
образом,
можно
предполагать,
что
развитие
технологий
по
взаимодействию с сообществом позволит школе выйти на новый уровень, стать
центром сообщества, объединяющим началом для решения не только своих
проблем, но и проблем всего сообщества, основанное на конкретных делах в
интересах людей. Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия и
способы сотрудничества
Исходя из вышесказанного, социальный педагог при сопровождении внедрения
ФГОС участвует в образовательном процессе, которое понимается как единство
трех процессов:
Обучение,
Воспитание,
Развитие,
в специально созданных условиях с целью передачи и усвоения социального
опыта.
Слайд 10.
Сегодня в образовательном процессе, взявшем курс на внедрение ФГОС второго
поколения,
в
качестве
первостепенной
задачи
ставит
социально-
ориентированное
воспитание
ребенка,
формирование
граждански
активной
личности, изменяет свое содержание и методы работы. В настоящее время
значительная
часть
молодежи
связывает
личный
жизненный
успех
с
материальной
стороной
жизни
и
не
готова
рассматривать
образовательный
уровень
и
качество
образования
как
условие
для
дальнейшего
духовного
развития собственной личности.
Тем не менее, современная система образования нуждается в духовно развитых
компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность
вызывается духовностью.
Слайд
11.
Социальный
педагог
при
сопровождении
внедрения
ФГОС
руководствуется
действующим
законодательством,
стремится
удовлетворить
потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей.
Главной
целью
социального
педагога
является
всестороннее
участие
в
формировании
всесторонне
развитой,
общественно
-
активной
и
социально
полноценной
личности.
Это
относится
ко
всем
учащимся,
в
том
числе
и
трудным. Однако учебно-воспитательная работа с этими школьниками обладает
своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.
Слайд 12 .
Перевоспитание учащегося - это такое изменение его сознания и поведения в
результате
целенаправленного
педагогического
воздействия,
при
котором
происходит значительное усиление положительных тенденций нравственного
развития
личности,
и
одновременно,
ослабевают
отрицательные
тенденции.
Перевоспитание не может протекать успешно, если школьник сам не будет
стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с
которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного учащегося
активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха
в перевоспитании. В школе созданы условия для развития учащихся. Работает
социальный
педагог,
психолог,
Совет
профилактики
беспризорности,
Совет
школы, кружки. Программа коллективных творческих дел позволяет каждому
проявить свои способности, способствует развитию личности в коллективе.
В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм
работы социального педагога. Основное назначение социального педагога здесь
-
социальная
защита
ребенка,
помощь
в
организации
его
обучения,
реабилитации и адаптации.
Слайд 13.
Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния
ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог
должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время
оказывать ему нужную помощь.
Социальному
педагогу
приходится
координировать
работу
педагогического
коллектива
с
трудными
детьми,
семьями,
с
окружающей
микросредой
и
общественностью микрорайона.
Социальный педагог изучает интересы не только учащихся, но и проблемы
семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями
и учащимися.
Развитие
социальных
процессов
и
кризисных
ситуаций,
характерных
для
общественной
жизни
современной
России,
сопровождается
увеличением
девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая
предприимчивость,
художественное
творчество
и
т.д.),
но
и
отрицательных
(рост
преступности,
наркомании
и
алкоголизации
населения,
подростковой
деликвентности
и
т.д.).
В
этих
условиях
объективно
повышается
спрос
на
социальную поддержку, профессиональную помощь, основанной на научных
достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации
действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.