Напоминание

Роль социального педагога в сопровождении реализации ФГОС в общеобразовательном учреждении


Автор: Подгурская Ирина Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина"
Населённый пункт: город Рославль, Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль социального педагога в сопровождении реализации ФГОС в общеобразовательном учреждении
Раздел: полное образование





Назад





Роль социального педагога в сопровождении реализации ФГОС в

общеобразовательном учреждении
Работа социального педагога в системе образовательного учреждения - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения. Данная работа позволяет активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно использовать творческий потенциал не только обучающегося, но и всего педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, активируя также духовно-нравственное и художественное развитие. Социально-экономическая нестабильность страны привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы обучения в этой системе требуют пристального внимания, на плечи участников образовательного процесса легло много сложных проблем. При внедрении ФГОС можно выделить 2 проблемы, которые отнюдь не новы:
Слад 2
Проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и является одной из наиболее острых и требующих комплексного, методически осмысленного подхода. Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет, инновационная деятельность же требует все большего творческого применения сил.
Слайд 3
Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, здесь уже можно говорить в отдельных случаях даже о социальном одиночестве. Так же к внешним факторам относятся экологические условия, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.п. к внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья. Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальный педагог в системе сопровождения ФГОС предназначен для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур для развития общеобразовательного учреждения, наша школа сотрудничает с Социальной защитой, ПДН, органами опеки и попечительства и тп.
Слайд 4
При внедрении ФГОС социальный педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, школы, общественности, для оказания
помощи в реализации учебной и внешкольной программ. Главная цель - улучшить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. Введение ФГОС требует создания в образовательном учреждении инновационной деятельности по всем направлениям своего функционирования. Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, в позитивном плане отличается от школы, целью которой является стабильное поддержание раз и навсегда установленного порядка деятельности. В отличие от прошлых времен, когда деятельность школы была скорее направляющего, указующего характера, новое качество работы социального педагога должно быть связано с процессом «социального сопровождения». Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности всей школы .
Слайд 5.
Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию. Можно определить сопровождение с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов. С точки зрения процесса - сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно реализовать обучение и воспитание. При подходе как к методу понимается создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия. С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс. Включенность социального педагога в работу , как специалиста по реализации социальной политики государства в области образования позволит оптимизировать систему деятельности образовательного учреждения в соответствии с целями и задачами развития современного общества. Продуктивное взаимодействие выступает в качестве необходимого условия социального и профессионального развития личности: личностное и индивидуальное развитие, формирование межличностных навыков и умений самоопределения, сходное отчасти с понятием «профориентация».
Слайд 6.
Важнейшим критерием продуктивности развития школы является качество образования. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить: уровень обученности школьников; готовность их к продолжению образования; уровень воспитанности учащихся; состояние здоровья детей; уровень социальной адаптации учащихся и выпускников школы к жизни в обществе; уровень выполнения стандартов образования.
Слайд. 7

Основная идея участия социального педагога заключается в том, чтобы повысить социальную эффективность школы, которую можно рассмотреть как с овокупно с т ь крит е рие в и пока зат е ле й, от ра жа ющих с т е п е н ь удовлетворенности населения качеством образовательных услуг школы и уровень развития социальной компетентности школьников. Социальная компетентность рассматривается как качество личности, регулирующее систему отношений человека к самому себе и социальному миру, как адаптивное явление, способствующее успешному функционированию человека в изменяющихся социальных обстоятельствах, возможность реализации человека в его социальных действиях (лично стных, межличностных, профессиональных, общественных и т.п.) .
Слайд 8
Достижение цели опытно-экспериментальной работы возможно при условии использования социальным психологом гуманитарных технологий, поскольку данные технологии направлены на человека и реализуются человеком, что указывает на их междисциплинарную сущность. Гуманитарные технологии представляют собой систематизацию, соорганизацию и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Основанием для выбора гуманитарных технологий являются следующие их признаки: постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе; диалоговая позиция; постоянная рефлексия по полученными результатам; единство творческого замысла и алгоритма деятельности, что по замыслу и содержанию наиболее близко направлению деятельности социального педагога при сопровождении ФГОС. Целесообразность использования гуманитарных технологий связана с тем фактом, что они сочетают идеи личностно-ориентированного и общественно- ориентированного образования.
Слайд

9.
В современных исследованиях выделяют четыре группы гуманитарных технологий: направленные на себя; направленные на другого (учащегося); направленные на группу; направленные на социум (родители, социальные партнеры и др.). Таким образом, можно предполагать, что развитие технологий по взаимодействию с сообществом позволит школе выйти на новый уровень, стать центром сообщества, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и проблем всего сообщества, основанное на конкретных делах в интересах людей. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия и способы сотрудничества Исходя из вышесказанного, социальный педагог при сопровождении внедрения ФГОС участвует в образовательном процессе, которое понимается как единство трех процессов: Обучение, Воспитание,
Развитие, в специально созданных условиях с целью передачи и усвоения социального опыта.
Слайд 10.
Сегодня в образовательном процессе, взявшем курс на внедрение ФГОС второго поколения, в качестве первостепенной задачи ставит социально- ориентированное воспитание ребенка, формирование граждански активной личности, изменяет свое содержание и методы работы. В настоящее время значительная часть молодежи связывает личный жизненный успех с материальной стороной жизни и не готова рассматривать образовательный уровень и качество образования как условие для дальнейшего духовного развития собственной личности. Тем не менее, современная система образования нуждается в духовно развитых компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность вызывается духовностью.
Слайд

11.
Социальный педагог при сопровождении внедрения ФГОС руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. Главной целью социального педагога является всестороннее участие в формировании всесторонне развитой, общественно - активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе и трудным. Однако учебно-воспитательная работа с этими школьниками обладает своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.
Слайд 12
. Перевоспитание учащегося - это такое изменение его сознания и поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, при котором происходит значительное усиление положительных тенденций нравственного развития личности, и одновременно, ослабевают отрицательные тенденции. Перевоспитание не может протекать успешно, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного учащегося активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании. В школе созданы условия для развития учащихся. Работает социальный педагог, психолог, Совет профилактики беспризорности, Совет школы, кружки. Программа коллективных творческих дел позволяет каждому проявить свои способности, способствует развитию личности в коллективе. В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм работы социального педагога. Основное назначение социального педагога здесь - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации.
Слайд 13.
Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время оказывать ему нужную помощь.
Социальному педагогу приходится координировать работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой и общественностью микрорайона. Социальный педагог изучает интересы не только учащихся, но и проблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями и учащимися. Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь, основанной на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники