Автор: Ганиева Разия Нуховна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "СОШ №31" Населённый пункт: г.Набережные Челны, Республики Татарстан Наименование материала: методическая разработка Тема: "Общая характеристика грибов" 5 класс ФГОС Раздел: среднее образование
урока :
Урок
открытия
новых
знаний
на
основе
ранее
изученного.
Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .
Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их
жизнедеятельностью.
формировать умение понимать смысл биологических
терминов: грибница, мицелий, хитин.
Познавательные УУД
1.
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать
и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2.
Продолжить
формирование умения находить
достоверную
информацию,
необходимую для решения учебных задач.
3.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в
другой
( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
1.
Продолжить
формирование умения
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
1.
Продолжить
формирование умения самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему,
определять
цель
учебной
деятельности
(формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2.
Продолжить
формирование умения в
диалоге
с
учителем
совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
3.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
1.
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: групповая (4 группы, по 6 человек)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, проектор , учебник «Биология» 5 класс под редакцией
В.В. Пасечника (ФГОС) .
- Добрый день, ребята.(слайд1)
Давайте, посмотрим друг на друга, и улыбнёмся, громко скажем «Добрый
день!». Присаживайтесь на свои места. Надеюсь, что мы с вами сегодня
дружно и активно поработаем.
Что за чудище такое?
Метапредметные результаты:
Р:
работая по плану, сверяют свои действия с целью.
П:
развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, получать
информацию из презентации.
К:
доносят свою позицию до других, используя
монологическую и диалогическую реч Л: формируется научное мировоззрение на основе
изучения строения и роли грибов
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
Совершенно верно - это гриб (слайд 2)
Как, вы думаете, будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3)
Правильно, тема сегодняшнего урока: Царство Грибов (запись в тетради).
(слайд 5)
Это одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С
этим царством мы будем с вами знакомиться 4 урока.
Ребята, давайте попробуем установить некоторые факты из характеристики
царства Грибов: (слайд 6)
Факт 1: Грибы не похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в
отсутствие света, но не могут двигаться, как животные
Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только
готовыми органическими веществами
Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?
(появилась проблема) Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное
царство?
Ваши версии (запись на доске)
Но достаточно ли этого признака, чтобы выделить эти организмы в отдельное
царство?
Вспомним признаки царства: (слайд 7)
Строение клетки
Строение тела
Способ питания
Способность к передвижению
Что мы помним о грибах, чтобы найти ответ на данный вопрос?
Чтобы лучше вспомнить, выполним задание (в группах). (слайд 8)
(учащиеся работают в группах по заданиям, изучая текст с учебника).
Перед вами лежат листы с индивидуальными заданиями.
Задания для групп.
Задание группы 1.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте
выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в
презентации, дополните ее картинками.
Задание группы 2.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте
выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки.
Заполните схему в презентации, дополните ее картинками.
Задание группы 3.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и
подготовьте выступление путях размножения грибов и их способах.
Заполните схему в презентации.
Задание группы 4.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни
человека», изучите рис. 39 и подготовьте выступление роли грибов в природе
и об использовании грибов человеком. Заполните схему в презентации,
дополните ее картинками.
Вспомним правила работы в группах. (слайд 9)
План работы групп таков:
-прочитать задание, обсудить с товарищами.
Работа в группах (5 мин)
Закончили работу?
Аутотреннинг. (слайд 10)
Учащиеся выполняют упражнение на слова:
« Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Подними руку над собой,
Как из шляпки грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем».
А теперь ответственные групп представляют итоги работы группы по плану.
(презентация и самооценка работы группы по предложенному алгоритму).
Согласны ли вы с предложенной оценкой? Почему?
Возвращаемся к
проблемному
вопросу .
(обсуждение
и
ответы
на
проблемный
вопрос)
Что
такое
гриб?
Почему
их
выделили
в
отдельное
царство?
А теперь вернемся к нашему тесту и попробуем выполнить его еще раз.
Какой теперь ваш результат?
Как вы считаете, наши знания глубже стали?
Такой способ работы вам понравился?
Домашнее задание. (слайд 11)
Всем:
Изучить параграф 13,отвечать на вопросы из стр. 69,письменно выполнить
задания №48, 49 на стр.31
На выбор:
Приготовить презентацию или сообщение на тему «Значение грибов в
природе и жизни человека»
Составить кроссворд (не менее 10 слов) на тему «Царство Грибы» или
составить вопросы викторины.
Рефлексия (слайд 12)
Работа в листах самоконтроля, обсуждение
(слайд 13)
Листок самоконтроля _____________________________
Ответьте на вопросы
«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы?
_______________________________________
- С каким настроением работал?
_______________________________________________
- Доволен ли собой?
_________________________________________________________
«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?
________________________________
- Были ли у нас затруднения при работе в группе?
_______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)
1._________________________________________________________________
________
2.
__________________________________________________________________
______
3.
__________________________________________________________________
______
«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?
_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?
___________________________________
- Закончите тему урока: Грибы -
______________________________________________
Урок окончен. Спасибо всем!
Шляпочные грибы являются высшими, наиболее развитыми среди всех