Автор: Ткаченко Елена Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ ХМР СОШ с. Елизарово Населённый пункт: ХМАО-Югра, с.Елизарово Наименование материала: проект Тема: "В детский сад без слез" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей
дошкольного и младшего школьного возраста Ханты – Мансийского района
«Начальная школа – детский сад с. Елизарово»
Проект
«В детский сад без слез»
Ткаченко Елена Валентиновна
Воспитатель
Елизарово, 2012 год
Нет такой стороны воспитания,
на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно окружающего
ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд,
в высшей степени среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной жизнью.
Его духовный рост будет совершаться из самого себя, от
природы…
Е.И. Тихеева
Пояснительная записка
Детский сад – это второй дом для детей и переступив порог детского сада, они
оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия,
зависит не только успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но и его
развитие.
Одним из условий успешной адаптации детей, к жизни детского сада является
создание предметно - развивающей среды групповой комнаты. Мой опыт убеждает:
многое
можно
сделать
своими
руками,
проявив
творчество,
талант,
фантазию
в
организации
удобной,
уютной,
создающей
радостное
настроение,
обеспечивающей
психологический
комфорт,
располагающей
к
общению
обстановки,
в
которой
воспитывается и обучается ребенок.
Разнообразные
предметы,
игрушки,
игровые
пособия
выбираются
с
учетом
возраста, интереса, задач воспитания и обучения, специфики нарушения речи у детей.
Предметно-пространственная
среда
спроектирована
таким
образом,
чтобы
заинтересовать ребенка и вызвать у него желание посещать детский сад.
Все знают, какую поистине неоценимую роль в развитии ребенка играет предметное
окружение, которое создает условия, делающие жизнь малыша в детском саду комфортной и
интересной.
Если
в
группе
есть
интересный
игровой
материал
для
насыщения
деятельности
и
познавательной
активности
ребенка,
красочно
и
интересно
организована предметно-пространственная среда, его адаптация проходит почти
безболезненно и занимает всего несколько дней. В этом главную роль играем мы,
педагоги, которые выстраивают педагогический процесс грамотно, творчески и
профессионально.
В новом учебном году к нам снова придут малыши 1,6-3 лет. Еще до их
прихода в детский сад я встречаюсь с родителями и детьми: знакомлюсь с
укладом жизни, семейными традициями, узнаю индивидуальные особенности в
развитии каждого ребенка, их привычки, привязанности.
Все
вышеизложенное
послужило
основанием
для
создания
предметно-
развивающей среды в групповой комнате, а также найти форму первоначального
знакомства с групповой комнатой родителей вместе с детьми.
Такой формой явилось:
Представление
группы
в
форме
сказки-путешествия
“Давайте
познакомимся”
(приложение № 1).
Презентация “Давайте, познакомимся”, (приложение № 2),
Презентация «Заходите в группу к нам, очень рады мы всем вам» (приложение №
3).
Игры для детей, которые пришли с мамами на экскурсию:
“Найди пару” (одна половинка картинки у воспитанника детского сада, а другая – у
ребенка–гостя).
“Будь внимательным!” (дети встают парами друг против друга, один показывает
движение, другой повторяет, затем меняются ролями).
“Кто
быстрее”
(На
полу
собрать
кленовые
и
дубовые
листочки,
соревнуются
воспитанник сада и ребенок-гость).
Для всех детей и родителей хоровод “Если весело живется, делай так”.
«Час
вопросов
и
ответов»
на
вопросы
родителей
отвечают
воспитатели
и
администрация детского сада.
Видеофильм о физкультурном уголке (Приложение № 4).
Цель проекта:
Создание
комфортной
предметно-развивающей
среды, для успешной адаптации детей 2 - 3 лет.
Задачи проекта:
1.
Успокоить
взрослых:
пригласить
посмотреть
на
группу, познакомить с режимом дня, обсудить, как
облегчить период адаптации.
2.
Формирование эмоционального контакта, доверия
детей к воспитателю.
Краткое содержание проекта:
с о зд а н и е
ком ф о рт н о й ,
р а с сч и т а н н о й
н а
дифференцированный подход к ребенку среды;
обогащение
предметной
среды
активизирующим
игровым и дидактическим материалом;
организация
и
проведение
режимных
моментов,
направленных на физическое и сенсорное развитие
малышей;
создание
картотеки
дидактических
игр
в
период
адаптации для детей 2 - 3 лет.
Место проведения : младшая группа МКОУ
ХМР НШДС с. Елизарово
Сроки проведения : сентябрь — декабрь 2012г.
Количество участников проекта : 12 человек
(из них 5 детей, 2 воспитателя, 5
родителей).
Возраст детей: 2 - 3 года
Форма проведения: дневная.
Предполагаемый результат знакомства
родителей и детей с групповой комнатой:
–
80% детей младшей группы, что адаптация
пройдет в легкой степени (в течение 2-5 дней);
– 62% детей с удовольствием, желанием и
радостью придут в детский сад;
– 60% детей появятся любимые игрушки в
групповой комнате;
– 70% детей приобретут друзей и подруг
среди своих сверстников.
адаптация пройдет в легкой степени
с удовольствием, желанием и радостью придут в детский сад
появятся любимые игрушки в групповой комнате
приобретут друзей и подруг среди своих сверстников
0%
50%
100%
80%
62%
60%
70%
100%
100%
100%
100%
начало проекта
конец проекта
Ожидаемые результаты:
создание комфортной активизирующей предметной
среды в группе;
оптимальный уровень адаптации детей;
позитивное
развитие
отношений
в
детском
коллективе;
снижение уровня заболеваемости детей;
вовлечение
родителей
в
педагогический
процесс,
помощь
в
формировании
правильного
отношения
родителей
к
развитию
своего
ребенка,
укрепление
заинтересованности
родителей
в
сотрудничестве
с
детским садом.
План реализации
1. Накопление информации и материалов.
1.1. Анкетирование родителей вновь приходящих
детей.
1.2. Подготовка информационного материала для
родителей по проблеме адаптации детей к детскому
саду.
2 . Реализация проекта
.
Работа с детьми
Преобразование
предметной среды
Работа с родителями
1 . Ведение адаптационных карт
Цикл коммуникативных игр
адаптационного характера
1. Оформление фотоуголка
«Мама рядом»
1.
Фотосъемка мам для уголка «Мама
рядом»
2. Цикл интегрированных занятий
по
развитию речи, экологическому
воспитанию
2. Модернизация уголка
ряженья,
игрового
пространства
«Семья»
2. Информационная ширма для
родителей «Если ваш
ребенок плачет»
3. Организация режимных моментов
с музыкальным сопровождением:
• прием детей;
• утренняя гимнастика;
• засыпание (колыбельные);
• гимнастика пробуждения
3. Приобретение
крупногабаритных
развивающих
игрушек:
•
Музыкальное кресло
•
Динозаврик;
•
Крокодил
•
Музыкальный горшочек
3. Заседание родительского
клуба «Добро пожаловать
в детский сад!» круглый
стол
4. Занятия в сенсорной зоне, игры
в сухом бассейне
4. Обогащение сенсорного
уголка
группы:
• сенсорный стол;
• сухой бассейн
•
бегущие дорожки
4. Организация почтовой
связи между родителями и
воспитателями, администрацией
3. Подведение итогов.
3.1.
Анализ
адаптационных
карт,
определение
уровня
адаптации детей; сравнительный анализ с уровнем адаптации
детей в прошлом учебном году.
3.2. Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению
единства требований воспитания детского сада и дома.
3.3.
Анкетирование
родителей
по
итогам
адаптации
(реализации проекта).
3.4 Консультации для родителей.
Литература:
Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в
детском саду», Москва, 2008 г.
По материалам Т. Н. Дороновой и др.
«Дошкольное учреждение и семья — единое пространство
детского развития ». М.: Линка-Пресс, 2001.
СанПиН
«Программа воспитания и обучения в д/с»
Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.
Комаровой
Приложение № 1
Сказка-путешествие
“Давайте познакомимся”
Приложение № 2
«Давайте познакомимся»
Приложение № 3
«Заходите в группу к нам,
Очень рады мы всем вам»
Приложение № 4
Физкультурный уголок в группе
Приложение № 5
Маленький человек в новой среде. Проблемы
адаптации
Консультация и игры в период адаптации
Подготовка ребёнка к детскому саду
Картотека подвижных игр
Правила проведения игр с детьми в адаптаци
онный период
Проект В детский сад без слез
Консультация «Если ваш ребенок плачет»
Адаптация ребенка к ДОУ – буклет
Анкета-знакомство с семьей
Бланк адаптации к детскому саду
Организация адаптационного периода де
тей СХЕМА
Игры с детьми
Самоанализ проекта
МОУ: НШС с. Елизарово, Ханты-Мансийского района
1. Полное название проекта: «В детский сад без слез»
2. Автор проекта: Ткаченко Е.В.
3. Руководитель проекта: Ткаченко Е.В.
4. Кадры: воспитатель группы, дети, родители, младший воспитатель
5. Район, представивший проект: с. Елизарово, Ханты-Мансийского района
6. Адрес организации : 628541, с. Елизарово, пер. Школьный 1
7. Телефон: 37-38-32
8. Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный
9. Цель: Создание комфортной предметно-развивающей среды, для успешной
адаптации детей 2-3 лет.
10. Краткое содержание проекта:
• создание комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход к ребенку среды;
• обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;
• организация и проведение режимных моментов, направленных на физическое и сенсорное развитие
малышей;
• создание картотеки дидактических игр в период адаптации для детей 2-3 лет.
11. Место проведения : младшая группа МОУ: НШС с. Елизарово
12. Сроки проведения : сентябрь — декабрь 2011г.
13. Количество участников проекта : 12 человек (из них 5 детей, 2 воспитателя, 5 родителей).
14. Возраст детей: 2 - 3 года.
15. Форма проведения: дневная.
16. Ожидаемые результаты:
• создание комфортной активизирующей предметной среды в группе;
• оптимальный уровень адаптации детей;
• позитивное развитие отношений в детском коллективе;
•снижение уровня заболеваемости детей;
•вовлечение родителей в педагогический процесс, помощь в формировании правильного отношения
родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве
с детским садом.
Детский сад – это второй дом для детей и переступив порог детского сада,
они оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут
эти условия, зависит не только успешность адаптации ребенка к дошкольному
учреждению, но и его развитие.
Одним
из
условий
успешной
адаптации
детей,
к
жизни
детского
сада
является создание предметно - развивающей среды групповой комнаты. Мой
опыт
убеждает:
многое
можно
сделать
своими
руками,
проявив
творчество,
талант,
фантазию
в
организации
удобной,
уютной,
создающей
радостное
настроение,
обеспечивающей
психологический
комфорт,
располагающей
к
общению обстановки, в которой воспитывается и обучается ребенок
.
Цель проекта:
Создание комфортной предметно-развивающей среды,
для успешной адаптации детей 2 - 3 лет.
Задачи проекта:
1.
Успокоить взрослых: пригласить посмотреть на группу,
познакомить
с
режимом
дня,
обсудить,
как
облегчить
период адаптации.
2.
Формирование эмоционального контакта, доверия детей к
воспитателю.
При
поступлении
ребенка
в
детский
сад
происходит
ломка
стереотипов:
из
знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много
неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые
требования
к
поведению,
контакт
со
сверстниками,
новое
помещение
–
все
эти
изменения
создают
стрессовую
ситуацию.
Возрастная
система
адаптационных
механизмов
приводит
к
психическому
напряжению,
в
результате
нарушается
сон,
аппетит, появляются страхи, ребенок часто болеет.
В нашей группе есть интересный игровой материал для насыщения деятельности и
познавательной активности ребенка, красочно и интересно организована предметно-
пространственная среда, и адаптация проходит почти безболезненно и занимает всего
несколько дней.
Еще до их прихода в детский сад мы встречаемся с родителями и детьми: знакомимся с
укладом
жизни,
семейными
традициями,
узнаем
индивидуальные
особенности
в
развитии
каждого ребенка, их привычки, привязанности.
Все вышеизложенное послужило основанием для создания предметно-развивающей среды
в групповой комнате, а также найти форму первоначального знакомства с групповой комнатой
родителей вместе с детьми.
Такой формой явилось:
•
Представление группы в форме сказки-путешествия
“Давайте познакомимся” (приложение).
•
Игры для детей, которые пришли с мамами на экскурсию.
“Найди пару” (одна половинка картинки у воспитанника детского сада, а другая – у
ребенка–гостя).
“Будь внимательным!” (дети встают парами друг против друга, один показывает движение,
другой повторяет, затем меняются ролями).
“Кто быстрее” (На полу собрать кленовые и дубовые листочки, соревнуются воспитанник
сада и ребенок-гость).
•
Для всех детей и родителей хоровод “Если весело живется, делай так”.
•
«Час вопросов и ответов» на вопросы родителей отвечают воспитатели и администрация
детского сада.
Для успешной адаптации ребенка к детскому саду
мы постарались:
Создать
комфортную,
рассчитанную
на
дифференцированный подход к ребенку среду;
Обогатить
предметную среду активизирующим
игровым и дидактическим материалом;
Организовать
и
провести
режимные
моменты,
направленные
на
физическое
и
сенсорное
развитие малышей;
Создать
картотеку дидактических игр в период
адаптации для детей 2 - 3 лет.
Организация
адаптационного
периода
Индивидуальный подход к
ребенку
Контроль за
физическим
состоянием ребенка
Элементы
закаливающих
мероприятий
Учет и использование
в период адаптации
привычек и
стереотипов
поведения ребенка
Индивидуальный подход к ребенку
Уголок
«Моя
семья»
Уголок
«Ряжения»
Уголок
«Уединения»
Уголок
«Наша
сказка»
Уголок
«Удивления»
(в плане)
Игры-занятия
Игры-
упражнения
Игры-
инсценировки
Побуждение
ребенка
к общению со
сверстниками
Игры с
воспитателем
Элементы
театрализованной
деятельности
Использование
фольклора
Ситуация,
общение
Приучение к
объединению в
игре с другим
ребенком
Игра
ребенка
р я д о м
с о
сверстниками
Создание
условий
для
общения
со
знакомыми
вещами и игрушками
Гибкий режим
Учет домашних
привычек
Использование
игрушек-забав,
игрушек-сюрпризов
Использование песенок
при укладывании
детей спать
Уголок
«Маша-
растеря
ша»
Уголок
«
По
зв
они
маме
»
Вывод:
Приход в детский сад является новым этапом в жизни любого ребенка. Детский сад является
первым серьезным
коллективом, в который попадает малыш. Мы постарались
сформировать у
ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависело от создания атмосферы
тепла, уюта и благожелательности в группе. Ребенок с первых дней чувствуя это тепло, освобождается
от волнения и страха, намного легче проходит адаптация.
На
основе
сотрудничества
воспитателей,
родителей
и
воспитанников
удалось
решить
поставленные задачи проекта. Встреча с детьми и родителями, организация путешествия по группе, с
целью знакомства с предметно-развивающей средой группы для успешной адаптации к условиям
детского сада, доставить детям и родителям радость и веселое настроение от встречи с новой группой
и разнообразными, игровыми пособиями и игрушками дало положительные результаты.
Опыт работы с маленькими детьми помог прийти к выводу, что первый день посещения группы
должен пройти для малыша с самым близким человеком — мамой. Взявшись за руки, мы дружно
отправляемся на экскурсию.
Ребенок вместе с мамой рассматривает игры, игрушки, называет предметы, катает кукол в
коляске, катается с горки на прогулке. В умывальной комнате моет руки, вытирает полотенцем, вешает
его в шкафчик с яркой картинкой. Вот его горшок, он может сесть. Вот его кроватка в спальной
комнате, он может полежать, согреть подушку, найти под ней мешочек с ароматной травой или
игрушку.
Ребенок делится своими впечатлениями, новизна радует его, а не пугает,
поэтому на следующей день он приходит уже в знакомую обстановку, тревожные
моменты сглажены. Теперь ему гораздо легче провести здесь несколько часов
одному, без мамы. Потом еще чуть дольше, а потом и весь день.
Некоторым
мамам
я
предлагала
посидеть
за
столом
во
время
обеда
и
познакомиться с блюдами меню. Все это положительно отразилось на адаптации
детей.
Адаптация у детей, пришедших в новом учебном году, прошла легко, спокойно.
Предполагаемые
результаты
знакомства
родителей
и
детей
с
групповой
комнатой достигнуты:
–
100% детей младшей группы адаптация прошла в легкой степени (в течение 2-5
дней);
– 100% детей с удовольствием, желанием и радостью идут в детский сад;
– 100% детей появились любимые игрушки в групповой комнате;
– 100% детей приобрели друзей и подруг среди своих сверстников.
адаптация пройдет в легкой степени
с удовольствием, желанием и радостью придут в детский сад
появятся любимые игрушки в групповой комнате
приобретут друзей и подруг среди своих сверстников
0%
50%
100%
80%
62%
60%
70%
100%
100%
100%
100%
начало проекта
конец проекта