Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях
Автор: Ойношева Аня Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Кырлыкская СОШ" структурное подразделение "Кырлыкский детский сад" Населённый пункт: с Кырлык, Республика Алтай Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных
традициях.
Автор Ойношева А.И, воспитатель
Аннотация. Статья посвящена вопросам нравственного развития дошкольников в семье.
Автор рассматривает воспитание детей как процесс творческий и процесс двуединый, где
происходит не только формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя
(родителей).
Ключевые слова: нравственная культура , нравственное воспитание, народные традиции,
взаимосвязь семьи и ДОУ, развитие личности.
Сегодня перед человечеством встала проблема нравственного оздоровления общества.
Огромная сложность решения этой проблемы поставила перед дошкольными
образовательными учреждениями задачу более активного использования всех средств, форм
и методов нравственного воспитания, особенно народной педагогики, поиска нового типа
взаимосвязи с семьей.
Основной базой нравственного развития дошкольников является семья, где у ребенка
формируется социально-ценностная способность к сопереживанию и сочувствию.
Эффективность нравственного воспитания детей в семье в значительной степени зависит от
педагогической грамотности родителей.
Работа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на лучших
алтайских народных традициях мы построили по принципу взаимопроникновения двух
социальных институтов - семья и ДОУ, при этом выделили две формы их взаимодействия:
коллективную и индивидуальную. Одним из важнейших условий эффективности
использования алтайских народных традиций в нравственном воспитании дошкольников
являются педагогическое просвещение родителей и реализация программы совместной
воспитательной деятельности семья и ДОУ.
Какие требования предъявляет алтайская народная педагогика родителям и старшим в семье,
чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?
Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных
взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и
дружбой родителей.
С целью педагогического просвещения родителей, мы использовали следующие формы
работы: семинары по ознакомлению с алтайскими народными традициями, обычаями,
праздниками; общие и групповые родительские собрания, где изучается передовой опыт
воспитания детей в семье; совместная кружковая работа с родителями по изучению народных
ремесел; участие родителей и родственников детей в организации и проведении детских
праздников с привлечением элементов алтайских народных традиций.
Использование таких форм работы с родителями дает возможность расширять их знания в
области нравственного воспитания детей в семье и развивать их педагогические умения:
правильно организовать быт и жизнедеятельность детей в семье; общаться с ними, учитывая
возрастные и индивидуальные особенности; успешно использовать методы семейного
воспитания в различных ситуациях.
Воспитание детей – процесс творческий и процесс двуединый: в нем происходит не только
формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя (родителей)
Взаимодействие семьи и ДОУ должно строиться на следующих основных принципах:
- единство в работе семьи и ДОУ по нравственному воспитанию детей на прогрессивных
народных традициях;
- взаимодоверие в отношениях между педагогами и родителями, укрепление авторитета
родителей, педагога в семье, родителей в ДОУ;
- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников;
- изучение лучшего опыта и традиций воспитания детей в семье, его пропаганда среди
широкого круга родителей, использование в работе ДОУ прогрессивных методов семейного
воспитания;
- использование разнообразных форм работы семьи и ДОУ в их взаимосвязи;
- планомерное осуществление связи семьи и ДОУ в течение всего года с учетом задач и
содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.
Предполагаемый результат работы :
- разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с
национальной культурой
- разработка методических рекомендаций для родителей по национальному воспитанию
дошкольников средствами народной педагогики
-подбор и система тестирования психолого-педагогического и иллюстративного материала по
теме. Разработка конспектов, занятий, досугов, праздников.
Использование народных традиций в семейном воспитании способствует семейная
подготовка родителей и детей к народным старинным праздникам, таких как в алтайском
народе: « Чага байрам», « Эл-ойын», « Дылгайак», « Кумужек», « Кок бору» и др.
Таким образом, приобщая детей к истокам народной культуры в семье, в ДОУ, поддерживая их
интерес, мы развиваем личность ребенка, воспитываем патриотические чувства к своей
многонациональной Родине. Эти чувства воспитываются постепенно, но остаются с ребенком
на всю жизнь.
Ссылки на источники
1.
Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года:Сборник
действующих нормативно-правовых документов и программно-методических
материалов /Под.ред. Т.И.Оверчук,М.,2004.С.13-22.
2.
Е.Н.Тобоева , О.Ф.Шадрина «Реализация этнокультурной составляющей образования в
дошкольных образовательных учреждениях», Горно-Алтайск,2012 г
3.
Т.Ф. Бабынина, И.З. Хабибуллина, Н.И. Харисова. Воспитание и развитие ребенка
дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. − Казань, 2010.
4.
Островская Л.Ф. Поведение – результат воспитания /Дошкольное воспитание.-№5-
1997.-С.23-25.
Список литературы
1. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года:Сборник
действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов
/Под.ред. Т.И.Оверчук,М.,2004.С.13-22.
2.Педагогический вестник Республики Алтай № 14, 2009г, «Воспитание дошкольников на
народных традициях»
3. Т.Ф. Бабынина, И.З. Хабибуллина, Н.И. Харисова. Воспитание и развитие ребенка
дошкольного возраста на основе культурно- исторического опыта. − Казань, 2010.
4. Островская Л.Ф. Поведение – результат воспитания /Дошкольное воспитание.-№5-1997.-
С.23-25