Автор: Половникова Лариса Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад № 184 "Петушок" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Весна-красна, ты с чем пришла" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
в старшей группе
по формированию этнокультуры
«Весна-красна, ты с чем пришла»
Составила: воспитатель Половникова Лариса Николаевна
Задачи:
1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Дать знания о
русских традициях.
2. Формировать у детей интерес к истории, народно культуре, фольклору,
3. В трудовой деятельности отражать интерес к событиям, истории, жизни
русского народа.
Предшествующая работа:
1.
Разучивание с детьми закличек, пословиц, поговорок о весне, русских
народных игр.
2.
Изготовление фигурок птиц из соленого теста и бумаги.
Подготовка к занятию:
1.
Изучение литературы:
Ботякова О.А. «Солнечный круг».
Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры»
Михайлова М.А. «А у наших у ворот развеселый хоровод»
Тихонова М.В. «Красна изба…»
2.
Подбор музыкального репертуара (голоса птиц)
3.
Подбор иллюстраций с изображением перелетных птиц.
4.
Подбор атрибутов к подвижным играм.
5.
Подготовка атрибутов: доски, фартуки, косынки, ножи, салфетки.
Ход:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Наше занятие
посвящено обычаям и традициям русского народа – встречи весны. Долго
длится зимняя пора в России. Надоело людям слушать завывание вьюги и
метели, мечтают о том, что тепло прогонит стужу лютую. Со светлой
надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки
и не уверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не
желая расстаться с белым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную
пору обновления, люди в старину придумали обряд – закликания весны. О
весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья,
призывая ее поскорее растопить зимний снег. А какие вы, ребята знаете
заклички о зиме:
1 ребенок:
Благослови мати, весну закликати
Весну закликати, зиму провожати.
Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог.
2 ребенок:
Весна. Весна проснись ото сна
А ты, зима, ступай за моря
Надоела ты нам, наскучила.
Наши рученьки приморозила.
3 ребенок:
Нам зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла.
Воспитатель: Давайте, ребята. Поможем уйти зиме до следующего года,
покличем с вами весну-красну.
1 ребенок:
Собирайся народ. За плетень. За огород.
Красно солнышко встречать,
Весну закликать.
2 ребенок :
Уходи зима ко дну,
Присылай весну.
3 ребенок:
Приди, весна, приди красна!
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Воспитатель: Ребята, скажите, а по каким приметам мы догадываемся о
приближении весны?
Ответы детей (дни стали длиннее, снег тает, звенит капель, птицы
прилетают из теплых стран, солнце ярче светит и т.д.)
Воспитатель:
А какие вы знаете пословицы о весне?
Пословицы:
Увидал скворца – весна у крыльца.
Пришла весна – тут уж не до сна.
Грач на горе – весна во дворе.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Воспитатель: А сейчас ребята, я вам загадаю музыкальные загадки. Вы
после них должны мне сказать, какая птица поет (включить аудиозапись с
голосами птиц)
Воспитатель: Молодцы ребята, это грач.
«Черный, проворный, кричит Крак!
Червякам враг!»
Воспитатель: Слушаем нашу следующую музыкальную загадку (включить
аудиозапись) . А это что за птица? Правильно, это пела кукушка.
«Сидит на суку
Поет ку-ку!»
Воспитатель: И вот последняя музыкальная загадка. Слушаем очень
внимательно (аудиозапись). Что за птица пела сейчас?
«В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок»
- Конечно же. Это жаворонок.
Воспитатель: Раньше на Руси больше всего крестьяне любили звонкого
певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу
пробудиться от зимнего сна. Посмотрите ребята, вот, какой красивый у нас
жаворонок (показать иллюстрацию с изображением жаворонка).
Воспитатель: В каждом доме пекли из теста птичек жаворонков, а у кого не
было теста, то те люди лепили из глины, мастерили из бумаги, лоскутков
ткани и украшали их (показать картинки птичек, сделанные из бумаги,
соломы, ткани).
Воспитатель: Празднично одетые девушка и дети ходили по селу,
подбрасывая фигурки птиц, пели специальные песни – заклички, закликали,
т.е. звали, зазывали «весну – красну» поскорее прийти на землю. А вот таких
жаворонков пекли из теста (показать), меня научила делать таких жаворонков
моя бабушка, а я хочу научить делать вас. Но, чтобы приступить к этой
интересной работе, что мы с вами должны сделать? (ответы детей).
Правильно, вымыть руки, надеть фартуки и косынки (дети надевают фартуки
и косынки).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот здесь я уже замесила тесто. Тесто у
меня сдобное, а раньше пекли жаворонков из ржаной муки. А как вы думаете,
ребята, какие продукты добавляют, чтобы получилось тесто. (ответы детей).
Правильно, муку, яйца, сахар, соль, молоко. Теперь смотрите внимательно и
запоминайте, как нужно делать жаворонков. Я разделю кусочки теста на две
части, раскатываю его, оттягиваю голову, хвостик надрезаю ножом, теперь
оттянем клювик и вставим глаза – изюм. Вот и готов наш жаворонок.
(Обратиться к детям, чтобы они сами проговорили последовательность
изготовления птиц. Предлагаю им сделать самостоятельно таких же
жаворонков. Дети проходят к своим рабочим местам).
Воспитатель: Ну что ж молодцы! А пока пекутся наши жаворонки, мы с
вами поиграем в игру, которая называется «Весна-красна». Но сначала мы
выберем птичек (выбрать).
На поляне шум и гам
Прилетели птицы к нам.
Птицы вьются, гнезда вьют, - дети идут по кругу,
Все щебечут, все поют: --- птицы бегают в кругу.
Щелк, щелк, шелковист
Шелковист зеленый лист
Свищут, свищут соловьи ----дети хлопают в ладоши,
Скачут, скачут воробьи!----- прыгают на месте, птицы
Звонкие, птичьи голоса-----скачут внутри круга.
Выходи, весна-красна!----- выходит весна, дети
Гули, гули, гули, гай!-----поднимают и опускают
Гули, гули догоняй!----- руки, весна догоняет птиц.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли! Садитесь на свои места. В
некоторых деревнях местные ребятишки выбегали рано утром босые на двор
и старались перебросить через забор 40 щепочек, а девочки завязывали на
тесемке 40 узелков. Люди верили. Что в этот день из теплых стран прилетают
40 разных птиц, которые принесут с собой весну и тепло. Давайте и мы с
вами попробуем покидать щепочки, но только нужно будет попасть в ведерко.
Проводится игра «Попади в ведерко».
Дети делятся на две команды. Бросают щепочки, называют птиц:
первая команда – зимующих, вторая команда – перелетных. Победители, кто
больше назовет своих птиц.
Воспитатель: Молодцы! А вот жаворонки наши испеклись. Давайте возьмем
их в руки, поднимем высоко над головой и все вместе дружно скажем:
Жаворонки прилетите
Красну – весну принесите.
Принесите весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Сегодня, мы с вами отмечали день встречи весны, а помогли нам в этом
птицы жаворонки. Пора и пробовать на вкус наших жаворонков, ребята
приглашайте наших гостей к столу.