Развитие игровой деятельности часто болеющих детей по ФГОС
Автор: Грибова Татьяна Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35" Населённый пункт: город Северск, Томская область Наименование материала: Доклад из опыта работы Тема: Развитие игровой деятельности часто болеющих детей по ФГОС Раздел: дошкольное образование
Доклад
«Развитие игровой деятельности часто болеющих
детей по ФГОС»
Воспитатель; Грибова Т. М.
ЗАТО Северск, Томская область
МБДОУ «Детский сад №35»
Всех нас тревожит здоровье детей. Рождение здорового ребенка стало
редкостью. Растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий,
число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологий множество.
Это и плохая экология, и не сбалансированное питание, и информационные
и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А
двигательная активность, в свою очередь, является мощным биологическим
стимулятором жизненных функций растущего организма.
Мы можем что-то не досказать ребенку в области математики, можем не
успеть вовремя познакомить его с компьютером – это плохо, но исправимо.
Но если мы не усилим внимание к физической культуре дошкольника – мы
нанесем
непоправимый
ущерб
(если
уже
не
нанесли
целому
поколению
детей). Недостаточная двигательная активность, гиподинамия, отмечается у
детей не только старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую
очередь от гиподинамии страдает мышечная система. Особо опасна она для
ослабленных детей. Их, как правило, оберегают от движений, что ведет к
нарушению осанки, к плоскостопию, задержке физического развития, а так
же к хроническим заболеваниям. Потребность в движении составляет одну из
основных
физиологических
потребностей
детского
организма.
Является
условием его нормального формирования и развития. Движение в любой
форме выступает как оздоровительный фактор.
Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков
способствует
развитию
у
дошкольников
мышления,
памяти,
инициативы,
воображения,
самостоятельности,
морально-волевых
качеств
личности,
коллективизма, целеустремленности, стойкости, смелости, решительности и
т. д.
Наш «Детский сад присмотра и оздоровления № 35», посещают часто
болеющие дети, преимущественно с ЛОР-паталогией и паталогией верхних
дыхательных путей. Эти дети ослаблены не только в плане физического
здоровья, но и психического. У них страдает эмоционально-волевая сфера,
они капризны и избалованы. Из-за частых респираторных заболеваний они
редко посещали дошкольное учреждение и, как следствие, у них снижена
двигательная активность.
Особую
роль
для
укрепления
здоровья
ребенка,
его
всестороннего
физического
и
психического
развития,
а
также
для
реализации
потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулировании
познавательной
и
творческой
активности
играет
построение такой
развивающей
предметной
и
двигательной
среды,
которая,
по
Л.
С.
Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого
слабого ребенка и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в
группе.
Развивающая
двигательная
среда
в
нашей
группах
имеет
весь
необходимый
спортивный инвентарь:
мячи.,
скакалки,
обручи,
гантели,
эспандеры и др., в спортивном зале есть некоторые тренажеры: минибатут,
велатренажер, степцер, диск «здоровья» и др..
Наряду
с
заводскими
тренажерами
мы
широко
используем
свое
оборудование
из
бросового
и
природного
материала:
разные
виды
массажеров, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости,
координации и
другое.
Это
оборудование
особенно
эффективно
для
формирования
у
детей
интереса
к
физической
культуре. Кроме того, оно
позволяет обойтись без существенных материальных затрат.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Поэтому
двигательная
среда
насыщена
различным
оборудованием
и
спортивным
инвентарем,
способствующим
развитию
игры.
Для
стимулирования двигательной активности в группе, на веранде и участке
созданы
полосы препятствия,
чтобы
дети
могли
выполнять
различные
двигательные задания (пройти по дорожке, перепрыгнуть с кочки на кочку,
пролезть в туннель и т.п).
В группе имеется картотека разнообразных игр,
движений, упражнений, состоящих из карточек.
Игра – ведущая деятельность детей раннего возраста. Через игру ребенок
познает окружающий мир, учится говорить, общаться.
В течение года мы с детьми проводим разнообразные виды игр.
Игры, развивающие фантазии, творческое
воображение, дополнили
двигательными элементами.
Например,
игра
«Идем
за
покупками»,
которая
включает
в
себя
придуманный
рассказ
воспитателя:
«Скоро
закроется
магазин,
нам
надо
торопиться, мы бежим все быстрее и быстрее. Мы прибежали в магазин за
хлебом. Хлеб лежит очень высоко на полке. Мы подпрыгиваем как можно
выше, что бы достать его. Достали. Бежим дальше, нам надо купить сосиски,
но вот беда, потерялись деньги, их приходится везде искать (используются
предлоги на, под, за). Нашли, бежим за фруктами, начался дождь. Мы бежим,
обегая
лужи,
на
пути
пустые
ящики
из
–
под
фруктов,
преодолеваем
препятствие (предлагаю взойти и сойти с ящика). Вот мы и добрались до
прилавка,
купили
фрукты
и,
распевая
песни,
пошли
домой.
Подобным
образом играли с детьми в игру «Мы солдаты», в которой дети выполняли
различные команды.
Мы играем с детьми в игру с обычными предметами и вещами. Например,
детям нравится игра «Чей башмачок?» («Обувной салат»).
Ход игры: дети снимают свою обувь, ставят ее в беспорядке на середине
ковра, садятся вокруг обуви и выполняют указания взрослого: «Юля, найди
Мишины
сандалики»
(можно
выполнять
с
закрытыми
глазами
–
помочь
преодолеть чувство страха темноты). Какого цвета они, а что еще есть у
сандалика (застежка, ремешок, подошва, каблучок). Во время игры решается
много задач, одной из которых является развитие двигательной активности.
Во время игры могут свободно менять свое положение на ковре: лечь, сесть
на корточки, приподняться, наклониться, отыскивая нужную обувь, их ножки
«отдыхают» от обуви. После такой игры дети обязательно моют руки.
Дети любят, играя, выполнять разные роли (ролевые игры). Они
подражают поведению окружающих их взрослых. Во время игры стараемся
держать
всех
детей
в
поле
зрения,
для
того,
что
бы
вовремя
помочь,
поддержать замысел игры, направить его на решения поставленной задачи,
дополнить
двигательными
элементами.
Ненавязчиво
руководим
игрой,
используя
различные
методы
и
приемы.
Иногда
достаточно
одного
предложения:
«Смотри,
Уля,
твоя
кукла
Даша
уже
проснулась»,
с
этого
момента и начинается игра. Или – «Что? Не спит?» - спрашиваю у Светы,
которая качает куклу, сидя на стуле. А ты походи с
ней по комнате, спой
песенку (а-а-а), может, уснет?» (двигательная активность).
Видя скучающего в уголке ребенка, прокатываю ему мяч, приговаривая:
«Мячик, мячик, ты катись, к Лене мячик прикатись. Куда же Лену мячик
зовет?
Поиграть!
Будем
мы
гостей
встречать»
-
переход
к
сюжетно
-
отобразительной
игре.
Использование
такого
приема
помогает
ребенку
произвольно включиться в игру, развивает двигательную активность.
Во
время сюжетно - ролевой игры «Пароход» предлагаем малоактивным детям
подняться по шведской лесенке и посмотреть далеко ли до берега. Играя в
«Зоопарк»,
предлагаем
погулять
с
животными,
пройтись
по
мостику,
проползти под дугой как змея, поползать по – пластунски, как крокодил,
попрыгать по кочкам, как лягушка, покататься на лошадке, используя вожжи
и т.п. В игре проходит звукоподражание животным, обогащаются знания о
животных, их повадках, развивается двигательная активность.
Маленькие дети больше радуются игре, если она связана с мелодией и
стихотворным текстом.
Мы с детьми разучили много музыкальных игр, которые включают в себя
выполнения разных видов
движения. Например «Колокольчик»: «Я бегу,
бегу, бегу, колокольчиком звоню. Колокольчик, Свете дам, и на место встану
сам». Цель: развитие слухового восприятия, двигательной активности.
Игра «Зайка». Держа в руках игрушку зайку, пропеваю: «Зайка, зайка, где
бывал? На лужайке танцевал». Потанцуй со мною Соня. Ребенок выполняет
ритмические движения.
С детьми крайне важна ритмическая организация деятельности. Это
чередование игр, требующих положения, сидя за столом; с играми на ковре;
подвижными играми. Так, например, играя в настольно - печатную игру «Мы
строители», детям, которые «построили» дом за столом, предлагаю игру с
крупным строительным материалом, т.е. происходит смена действий.
В дидактическую игру не обязательно играть за столом. Например,
разложив «Рамки - Монтессори» на ковре, ребенок использует разные виды
движений:
ползает,
переходит,
наклоняется,
присаживается
на
корточки,
дотягивается до нужного «окошечка». После игры детское лото «животное»,
предлагаем
найти
в
группе
игрушки
этих
животных
и
обыграть
их
не
сложным сюжетом.
Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена на
конечный продукт. В отличие от рисования, лепки в игре дети ничего не
создают.
Например,
игры
«В
кругу»
развивают
навыки
общения,
способствуют
воспитанию
доброжелательного
отношения
друг
к
другу,
совершенствуются
разные
виды
движений.
Детям
необходима
нежность,
телесный контакт. Мы это учитываем, играя в «Ласковые игры». Это игры с
прикосновениями, когда можно прикасаться друг к другу.
На
улучшение
здоровья
малышей,
их
благоприятное
физическое
развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и
внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности
всего коллектива за каждого воспитанника. От нас, взрослых, и в первую
очередь от родителей, зависит, внесет ли игра радость в дом, научит ли она
ребенка
познавать,
любить
и
созидать
мир,
будет
ли
у
малыша
светлое
детство, согревающее его всю жизнь.
Литература
1.
М.
Д.
Маханева.
«Воспитание
здорового
ребенка:
пособие
для
практических
работников детских дошкольных учреждений». М.: АРКТИ, 2000.
2.
М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет».
М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Н. В. Иванова, М. А. Арсенова, М. А. Виноградова, Е. И. Тимошина. «Игровое обучение
детей 5 – 7 лет. Методические рекомендации». М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. О. Е. Громова. «Спортивные игры для детей». М.: ТЦ Сфера, 2002.