Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Автор: Соколова Елена Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Подюжская СШ им. В.А. Абрамова" СП д/с "Лучик" Населённый пункт: п. Подюга, Коношский р-н, Архангельская область Наименование материала: конспект Тема: Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Раздел: дошкольное образование
ребенка –
это
развитие
его
восприятия
и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Значение
сенсорного
развития
в
раннем
и
дошкольном
возрасте
трудно
переоценить.
Именно
этот
возраст
наиболее
благоприятен
для
совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений
об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других
свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится
он
и
с
произведениями
искусства
–
музыкой,
живописью,
скульптурой.
И
конечно,
каждый
ребенок,
даже
без
целенаправленного
воспитания,
так
или
иначе,
воспринимает
все
это.
Но
если
усвоение
происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых,
оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит
на
помощь
сенсорное
воспитание
–
последовательное,
планомерное
ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
С е н с о р н о е
воспитание
означает
целенаправленное
совершенствование,
развитие
у
детей
сенсорных
процессов
(ощущений,
восприятий, представлений).
Ц ель ю сенсорного
воспитания
является
формирование
сенсорных
способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
Формирование у детей систем сенсорных эталонов
Формирование
у
детей
умений
самостоятельно
применять
системы
перцептивных
действий
и
системы
эталонов
в
практической
и
познавательной деятельности
Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений,
сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры
качеств – эталонов, выработанных человечеством.
Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:
Основные
цвета
спектра:
красный,
оранжевый,
желтый,
зеленый,
голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
Три величины; большая, средняя, маленькая.
В
сенсорном
развитии,
так
же
как
и
в
умственном,
физическом
развитии определены требования программы.
Работа
производится
поэтапно.
Сначала
необходимо
научить
детей
различать
величины
и
цвета,
подбирая
тождественные.
Представления
о
цвете не связываются со словом. Нужно развивать у ребят память, внимание,
логическое
мышление.
Для
этого
предлагались
дидактические
игры:
«Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные
поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. В
этом случае, дидактический материал вызывает у детей большой интерес,
желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их,
делают
умозаключения:
«Такой
же
шарик.
Такая
же
полочка.
Грибочки
одинаковые. Варежки разные». Конечно же, не все дети сразу справляются с
поставленной задачей, поэтому необходимо постоянно вносить разнообразие
в
дидактический
материал.
Так
же
могут
быть
использованы
и
игры-самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к
блюдцам», лото «Цвет и форма»,
«Карусель» и др., которые вызывают у
ребят интерес. Они увлеченно рассматривают материал, сопоставляют его,
подбирают к эталону.
Учитывая особенности восприятия детьми цвета, используются сначала
красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей
научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления
белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы
интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям,
а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась
равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать
игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель
которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре
«Нарядим
солнышко»
перед
детьми
было
представлено
обиженное
солнышко,
которое
не
нарядили
к
празднику.
И
ребятам
предлагалось
подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать
бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов.
Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились,
они правильно подбирали тождественные цвета.
Наблюдая
за
сюжетно-ролевыми
играми
детей,
я
заметила
особый
интерес к уголку ряжений. Мною были сшиты юбочки с оборочками синего,
красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было
подобрать ободок такого же цвета.
Работу
по
световосприятию
продолжила
в
сюжетно-ролевой
игре
«Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и
поставить
кружку
на
тарелку
такого
же
цвета,
кукле
в
синем
платье
соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т.д.
Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя
тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного
цвета:
«Подари
желтый
бантик.
Возьми
красный
шарик.
Надень
синюю
юбочку и т.д.»
Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом
индивидуальных
особенностей
малышей.
Ребятам,
хорошо
усваивающим
программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно
усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены
консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о
содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной,
о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о
том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
Оформлялась
выставка
дидактических
игр
и
игрушек,
способствующих
закреплению сенсорных эталонов, Объясняла взрослым, как играть с детьми
в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для
малышей, как оформить игровой уголок дома.
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние
на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.
Средства сенсорного воспитания детей
Значение
сенсорного
развития
ребенка
для
его
будущей
жизни
выдвигает
перед
теорией
и
практикой
дошкольного
воспитания
задачу
разработки
и
использования
наиболее
эффективных
средств
и
методов
сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно
состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Сенсорная
культура
ребенка
–
результат
усвоения
им
сенсорной
культуры, созданной человечеством.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их
оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов
формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая
система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве
«единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для
формирования
зрительных
представлений
о
предметах
и
явлениях
действительности.
Ребенок
в
течение
длительного
времени
учится
использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс
имеет свои этапы.
1
этап ,
предэталонный,
происходит
на
3-ем
году
жизни.
Малыш
начинает
называть
треугольные
формы
крышами;
про
круглые
формы
говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета
другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам
различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить
детей
с
общепринятыми
сенсорными
эталонами,
сообщать
им
систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа
готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строится таким
образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства,
легко
усвоить
общепринятые
расчленения
и
группировку
свойств,
что
требует
знакомства
с
цветом,
формой,
величиной,
охватывающего,
по
возможности,
все
основные
варианты.
Поскольку
эта
система
включает
прежде
всего
основные
цвета
спектра
(красный,
оранжевый,
желтый,
зеленый,
голубой,
синий,
фиолетовый,
белый
и
черный),
5
фигур
(круг,
квадрат,
прямоугольник,
треугольник,
овал),
3
разновидности
величины
(большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка
складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах,
цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
2
этап
–
средствами
восприятия
выступают
уже
не
конкретные
предметы,
а
некие
образцы
их
свойств,
причем,
каждое
имеет
вполне
определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в
повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в
игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.д.
Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный
характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким,
он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз
большой,
а
яблоко
–
маленькое,
сопоставляя
их
между
собой.
Такие
отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети
начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить
последовательность
цветов
спектра,
узнавая
их
оттенки.
На
уровне
восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм,
различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От
глобальной
оценки
величины
предмета
(большой
–
маленький)
дети
переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего
дошкольного
возраста
используются:
дидактические
игры
и
упражнения,
изобразительная
деятельность
(рисование,
лепка,
аппликация),
конструирование и др.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются
дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от
случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом
сенсорного обучения и воспитания детей.
Дидактические
игры
учитывают
возрастные,
нравственные
мотивы
деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного
выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в
дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и
правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти
игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях
воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую
задачу.
В
дидактических
играх
и
упражнениях
надо
предоставлять
детям
возможность:
1.
повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять
в их узнавании и различии;
2.
оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их
характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только
по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3.
делать
первичные
обобщения,
группировать
предметы
по
общим
свойствам;
4.
соотносить,
сравнивать
жизненные
свойства
предмета
с
имеющимися
мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими
фигурами).
Используя дидактическую
игру
в
воспитательно-образовательном
процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность,
доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых
упражнений
тем,
что
выполнение
в
ней
игровых
правил
направляется,
контролируется игровыми действиями.
Другое
средство
развития
детской
сенсорики
– конструирование,
которое является практической деятельностью, направленной на получение
определенного
продукта.
Детское
конструирование
(создание
различных
построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из
бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью,
отвечающей интересам детей. Конструируя, ребенок учится различать не
только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у
него
развиваются
познавательные
и
практические
действия.
В
конструировании
ребенок,
помимо
зрительного
восприятия
качества
предмета,
реально,
практически
разбирает
образец
на
детали,
а
затем
собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
В
деятельности,
направленной
на
достижение
определенной
цели,
совершенствуется
не
только
сама
эта
деятельность,
но
и
зрительное
восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более
целенаправленным. Таким образом, формируется способность сравнивать,
производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы
мышления.
В
процессе
обучения
детей
сооружению
разных
конструкций,
однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробка,
домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в
конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки
или
игрушки,
передавая
в
них
и
общие
и
различные
признаки,
и
осуществляет
это
в
определенной
последовательности.
Такой
характер
деятельности
является
основой,
позволяющей
детям
искать
способ
самостоятельного
изготовления
нового
варианта
предмета,
что
часто
требуется в игре.
В
процессе
обучения
конструированию
у
детей
вырабатываются
и
обобщенные
способы
действий,
умение
целенаправленно
обследовать
предметы или образцы построек, игрушек.
Рисование
и
аппликация
–
виды
изобразительной
деятельности,
основное
назначение
которой
–
образное
отражение
действительности.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного
зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это
специфическое
образное
познание
действительности.
Для
того
чтобы
нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним
познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение
частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке.
Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно
связаны
с
теми
знаниями
и
представлениями,
которые
получают
дети
в
результате всей воспитательной работы.
На
занятиях рисованием, лепкой дети учатся правильно называть и
различать цвета. Необходимо отметить важность сюжетно-ролевого замысла,
который
пронизывает
занятия
продуктивной
деятельностью.
Достаточно
овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной ее передаче
образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не
превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное
прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел, воспитатель видит в
неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка.
Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые
переходы
из
рисования
в
игру,
отличительной
особенностью
которой
является
возможность
обучать
маленьких
детей
посредством
активной,
интересной для них деятельности.
Малыши,
мир
простых
вещей
воспринимают
как
чудесный,
еще
неведомый и прекрасный. Поэтому сенсорное развитие детей я начала со
знакомства
с
цветом.
Для
восприятия
цвета
детьми
я
решила
оформить
групповую игровую комнату, используя насыщенные цветовые тона. Уже в
приемной- ребят встречают яркие картинки на шкафчиках, над шкафами
разноцветный паровоз везет такие же нарядные разноцветные вагончики,
аппликация
В групповой комнате помимо ярких, красочных игрушек разместила на
тюлевых
занавесях разноцветные
ромашки,
стены
украсила
флажками,
бусами из геометрических фигур круга, квадрата и треугольника разного
цвета
и
размера,
изготовила
висячую
конструкцию
(люстру) из
геометрических форм и подвесила ее к потолку на определенном расстоянии.
Вся
эта
насыщенная
цветовая
гамма
помогла
детям
лучше
и
легче
адаптироваться к детскому саду. Проводя работу по ознакомлению с цветом, я
придерживалась
принципа
последовательности
предусматривающего
постепенное усложнение заданий. Висячая люстра в течение года менялась
несколько раз: на ней висели геометрические фигуры, затем осенние листья
разных оттенков, далее мягкие игрушки – зайчики разного размера , овощи и
фрукты, т.д. Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием:
красиво
расставленные
на
полках
яркие
игрушки,
посуда,
украшенные
цветами столы - все это вызывает у детей положительный эмоциональный
отклик. Я заметила, что дети уже научились различать и называть настроение
в котором прибывают они сами или другие дети.