Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
Автор: Чулкова Олесия Вячеславовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад №45 "Журавлик" Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область Наименование материала: Доклад Тема: Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации Раздел: дошкольное образование
повышение их квалификации.
Качество воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации
педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня
востребован педагог с творческим проектно- конструктивным и духовно-
личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой
личностный потенциал в современной системе воспитания и развития
дошкольника. Именно поэтому управленческий акцент сделан на
профессиональное становление, эффективную работу и создание условий,
побуждающих к такой работе педагогов.
Свою деятельность мы строим по принципу партнерского сотрудничества,
стремясь всё шире использовать активные формы методической работы:
деловые игры, круглый стол, метод «педагогического соревнования».
Проведенный нами анализ качественного состава педагогов показал
следующую картину.
Мы считаем, что если в управленческой деятельности использовать
системный подход по повышению профессиональной компетентности
молодых педагогов, то это позволит молодому педагогу быстро
адаптироваться к работе в детском саду. Избежать момента неуверенности в
собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми
участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к
дальнейшему самообразованию по психологии и педагогики, «почувствовать
вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и
начать формирование собственной профессиональной траектории.
На следующий год планируется вывести на аттестацию большее количество
педагогов с соответствием занимаемой должности - на первую категорию, а
также на соответствие тех педагогов, которые только начинают работать и
набираться педагогического опыта.
В методическом кабинете представлены нормативные документы,
специальная литература в помощь аттестуемому педагогу. Периодически
проводятся консультации на педагогические темы, семинары. Педагоги
выбирают себе темы для самообразования, посещают курсы повышения
квалификации. Для них создаются условия для творческой активности,
самореализации в межаттестационный период.
Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта
является важнейшей функцией методической работы.
Эффективный педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые
подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время
он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию
профессионального мастерства. В силу особой роли эффективного опыта
ежегодно, в рамках методической работы в детском саду проводятся
открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы
педагогов в соответствии с направлением инновационной деятельности ДОУ.
Цель открытых показов - пропаганда педагогического опыта и обучение
педагогов методам и приёмам работы с детьми. По итогам открытого
просмотра принимается решение: например, просмотрев открытые занятия
по ознакомлению детей с былинами у воспитателя Шутовой Ю.И. решили
внедрить в работу педагогического коллектива этот опыт, конспекты
представить в методический кабинет и продолжить обобшение опыта работы
на других уровнях.
В рамках инновационной деятельности на муниципальном уровне
педагогическим опытом делилась Каландадзе Инна Шалвовна.
В детском саду практикуется такой вид обобщения педагогического опыта,
как выступление на методических объединениях, семинарах и т.д.
Конкурс профессионального мастерства на муниципальном и областном
уровне - это вид обобщения педагогического опыта.
Педагогические работники нашего детского сада являются участниками
таких конкурсов. В 2014 году ДОУ принимало участие в районном этапе
областного конкурса «Лидеры дошкольного образования» в номинации
«Лучший профессионал своего дела›› - 3 место заняла музыкальный
руководитель Дятлова И.Л., в номинации «Самая заботливая няня» - 3 место
заняла Граф С.Н.
В 2015 году ДОУ вновь принимало участие в районном этапе областного
конкурса «Лидеры дошкольного образования» в номинации «Стремление к
совершенствованию» - получен диплом участника.
Основным критерием анализа методической работы ДОУ является
методическая активность, которая условно подразделяется на «пассивную
методическую активность» и «собственную методическую активность».
«Пассивная методическая активность» - методическая активность ДОУ в
режиме посещений методических мероприятий, предоставляемых другими
учреждениями города (методических объединений, семинаров и др.)
«Собственно методическая активность» - активное участие ДОУ в режиме
организации и проведении методических форм работы на муниципальном
уровне.
Также периодически на базе ДОУ проводятся районные семинары-
практикумы для старших воспитателей
«Индивидуальный
образовательный маршрут детей и индивидуальная карта развития
ребёнка, согласно требованиям ФГОС ДО».
Для музыкальных
руководителей и воспитателей проводился семинар
«Совместная
деятельность музыкального работника и воспитателя в
непрерывной образовательной деятельности».
Мы считаем работу по изучению, обобщению и распространению передового
педагогического опыта - это обязательный элемент повседневной
деятельности педагогических работников, поскольку от этого в значительной
степени зависит эффективность и качество работы ДОУ, его необходимо
осуществлять поэтапно, в определённой последовательности.
Внедрение передового педагогического опыта в МДОУ начинается с
ознакомления педагогов с этим опытом, разъяснения преимуществ
рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы.
В МДОУ Детский сад №45 «Журавлик» используются разнообразные формы
распространения передового педагогического опыта, как на уровне ДОУ, так
и на более высоких уровнях (всероссийском).
Самостоятельно разрабатываем конспекты различных мероприятий,
презентации, которыми делимся с коллегами в различных интернет
конкурсах, где занимаем почётные места.
Использовании в методической работе новых
образовательных технологий, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы и средства.
В воспитательно-образовательном процессе применяются как традиционные,
так и новые современные образовательные технологии и методики, что
положительно влияет на самочувствие педагогов в коллективе. А у детей в
интеллектуальном развитии; эмоциональной и познавательной деятельности,
творческих способностях.
Используемые образовательные технологии:
1.Здоровьесберегаюшие технологии.
2.Игротерапия
3.Проектная (педагогами разрабатываются проекты по разным видам
деятельности)
4.ИКТ
5.Сказкотерапия (педагоги читают сказки по выбранной теме, дается
возможность побеседовать с детьми, высказать им собственное мнение,
поделиться опытом разрешения ситуаций, а, следовательно, через
литературный
материал понять свои проблемы и решить их, опираясь на опыт
предшествующих их поколений, снять эмоциональное напряжение)
7.Музыкотерапия
8.Технология познавательных процессов (за счёт активизации восприятия
ребёнка вопросами познавательного характера, анализом различных объектов
и явлений в жизни и искусстве, активизируюзщими самостоятельность детей,
ускоряется развитие их основных познавательных процессов)
9.Технология сотрудничества (педагоги реализуют демократизм, равенство,
партнёрство в отношениях ребёнка и педагога. Взрослый и ребёнок учатся
совместно вырабатывать цели, содержание, дают оценки, находясь в
состоянии
сотрудничества).
В коллектив вливаются новые молодые кадры, мы возлагаем на них большие
надежды.
На первое место сейчас выходит ИКТ. Стараемся обучить всех педагогов
ДОУ, чтобы они могли в полной мере пользоваться приобретенной
аппаратурой: мультимедиа, цифровым фотоаппаратом, компьютером.
1. По - прежнему широко используются здоровьесберегающие технологии. В
групповых комнатах оборудованы уголки двигательной активности детей,
оснащенные разнообразным физкультурным оборудованием. Приемы
здоровьесберегаюших технологий педагоги используют в разных формах
организации педагогического процесса: в непрерывно образовательной
деятельности, на прогулке, в режимных моментах, в свободной деятельности
детей. Использование в своей работе здоровьесберегающих технологий
позволяет развивать у детей координацию движений, уверенность в своих
силах, укреплять здоровье детей. Дети вместе с педагогом принимают
активное участие в соревнованиях внутри детского сада, в кустовых
соревнованиях, в районных спортивных соревнованиях «Малые олимпийские
игры» и получили грамоту за победу в номинации «Самые ловкие››.
2.Используя в работе игровые технологии педагоги помогают детям развивать
коммуникативную деятельность, самовыражаться и преодолевать трудности в
общении, через игру педагог прививает детям такие качества как доброта,
честность, ответственность.
3. Методика работы с детьми по организации проектной деятельности
позволяет развивать познавательные способности личности.
Взаимоотношения между детьми и взрослыми, способствует проявлению
творческой инициативы в дошкольном возрасте. Педагогами разработаны
различные проекты «Цветочная фантазия», «Птицы нашего участка»,
«Насекомые›› и т.д. Результатом проектной деятельности их детей стало
укрепление познавательных интересов детей, развитию речи. Так как
проектная деятельность ведется в тесном сотрудничестве с родителями, это
способствует созданию психологического комфорта в группе.
4.Внедрение ИКТ в работу педагога позволяет пользоваться интернетом, быть
в курсе событий, подготавливать презентации к НОД, что вызывает у детей
большой интерес к выполнению заданий и познавательной деятельности.
Мы следим за тем, чтобы педагоги не только создавали свои сайты, но и
постоянно ими пользовались, делились своими наработками.
Проводя консультации с педагогами всегда советуем использовать в работе
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) для повышения
эффективности образовательного процесса. Так же ИКТ эффективно
используется:
- при подборе иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов,
группы (сканирование, интернет-ресурсы, принтер, презентации:
- при подборе дополнительного познавательного материала к НОД,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- оформление групповой документации, отчётов
- использование видеокамеры и соответствующих программ;
- использование интернета в педагогической деятельности с целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного
процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации для НОД,
расширения кругозора детей;
- оформление буклетов, визитной карточки группы. Материалов по
различным направлениям деятельности;
- использование компьютера в делопроизводстве группы, создании
различных баз данных.
Мы не только побуждаем педагогов работать по современным технологиям,
но и сами старается не отставать. Все мероприятия стараемся проводить в
нетрадиционной форме, приобретая новые материалы и оборудования.