Напоминание

Система работы методического кабинета МДОУ Детский сад №45


Автор: Чулкова Олесия Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №45 "Журавлик"
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Система работы методического кабинета МДОУ Детский сад №45
Раздел: дошкольное образование





Назад





Система работы методического кабинета

МДОУ Детский сад №45 «Журавлик»
За последние годы методическая работа наряду с изменениями в образовании в целом, также претерпела ряд преобразований, но по-прежнему осталась важнейшим средством повышения педагогического мастерства работников образования. Возникла необходимость оперативного и рационального использования новейших информационно-коммуникативных технологий, а, следовательно, и новейших методик в образовательном процессе. Осуществление образовательно-воспитательного процесса в дошкольных организациях требует сегодня от педагогов широкого кругозора знаний, уверенного владения педагогическими и технологическими приёмами и навыками, концепциями и технологиями, рефлексивных и прогностических способностей. Целью методической работы МДОУ Детский сад №45 «Журавлик» в современных условиях является повышение качества дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными стандартами, оказание грамотной и квалифицированной методической помощи педагогам, реализующим программу дошкольного образования и организация единого методического информационного пространства. Эффективным фактором реализации единого методического пространства должна ст ать инновационная деятельность, которая позволит адекватно реализовать задачи, поставленные перед дошкольным образованием. Методический кабинет в МДОУ Детский сад «Журавлик» (далее ДОУ) функционирует в полном объёме. Оформлена вся необходимая документация: - положение о методическом кабинете; - паспорт методического кабинета; - график работы; - план работы. Для достижения определённого профессионального уровня педагогического мастерства активно внедряем в практику инновационные педагогические технологии.
Поставленная цель реализована при решении следующих задач:
 Создание единого информационно-методического пространства;
 Организация методического сопровождения и составление графика при прохождении процедуры повышения квалификации педагогических работников;  Оказание консультаций по запрошенным педагогами темам и в том числе по вопросам использования информационно-коммуникативных технологий, по внедрению и использованию свободного программного обеспечения;  П р о в е д е н и е т е м а т и ч е с к и х , н а у ч н о - п р а к т и ч е с к и х , информационных и пр. семинаров, круглых столов, педагогических советов, методических объединений;  Оказание методической помощи при ведении сайтов ДО;  Оказание непрерывной дистанционной методической поддержки педагогическим работникам ДО и непрерывного взаимодействия участников образовательного процесса. Современная методическая помощь – это непрерывное, оперативное и перспективное реагирование на запросы педагогических коллективов или отдельных специалистов. Методическая помощь осуществляется различными средствами: диагностика, консультирование, мониторинг, методическое обеспечение.
В методической работе используются следующие формы:
 дистанционное и очное консультирование;  научно-практические семинары;  круглые столы;  педагогические совещания;  семинары-практикумы. Реформы дошкольного образования выдвинули новые требования к организации образования детей дошкольного возраста. С 2011 года с воспитателями начали изучения и внедрения в ДОУ ФГТ. Период стандартизации системы дошкольного образования совпадает с серьезными ее структурными изменениями, идет реорганизация дошкольных организаций, их укрепление и объединение со школами. С 2013г организовали свою работу по углубленному изучению Федеральных государственных образовательных стандартов.

Нововведение методической работы представлены в таблице
Год Формы работы Тема 2013 Практикум «Планирование различных видов деятельности по реализации образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в контексте ФГТ. 2013 Семинар «Реализация образовательной области «Музыка». «Слушание музыки как средство формирования музыкальной культуры дошкольника». 2013 Семинар- практикум «Реализация комплексно-тематического планирования в рамках непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах». 2013 Педсовет №4  принятие плана мероприятий «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в МДОУ Детский сад №45 «Журавлик» на 2013-2018гг.» 2013 Семинар «Внедрение ФГОС в ДОУ» 2012 Консультирование (индивидуальное) « Н о в ы е ф о р м ы к а л е н д а р н о т е м а т и ч е с к о г о планирования» 2013 Консультирование (индивидуальное) Структура НОД в соответствии с требованиями ФГОС 2014 Консультация по разъяснению требований ФГОС. 2015 Семинар- практикум «Совместная деятельность музыкального работника и во спитателя в непрерывной о б р а з о ват е л ь н о й деятельности». 2015 Семинар- практикум «Индивидуальная карта развития ребенка, её значимость и соответствие ФГОС ДО». 2015 Консультирование (индивидуальное) по заполнению карт развития
Методическая работа ДОУ соответствует требованиям ФГОС
 созданы условия для участия педагогов в методических объединениях муниципального, теоретических и научно – практических конференциях, семинарах;  реализация профессиональной компетентности педагогов через организацию разнообразных форм методической работы с применением активных и интерактивных методов обучения;
 организована работа творческой группы. Для организации повышения уровня педагогического мастерства и квалификации составлен график прохождения курсов повышения квалификации и прохождения квалификационных испытаний. Так же предлагается педагогам участие в конференциях и семинарах в очной форме и дистанционных, в создании своих мини-сайтов в социальных сетях работников образования для общения с педагогами других регионов, участие в различных конкурсах разного уровня.
Достижения педагогов ДОУ – результативность методической работы

представлены в таблице
Активность педагогов ДОУ 2013г 2015г Курсовая подготовка педагогов 60% 70% Аттестация педагогов 46% 80% Участие в конкурсах различного уровня 40% 80% Таким образом, методическая работа в ДОУ является одной из составных частей целостной системы непрерывного образования воспитателей. Успешность педагогического процесса, работы всего педагогического коллектива дошкольного учреждения зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.
Содержание деятельности методического кабинета
Деятельность методического кабинета включает в себя: - оформление информационного стенда и постоянное обновление информации на нём; - изучение результатов самообразовательной деятельности педагогов, профессионального роста и развития педагогов; - изучение, анализ, пропаганду и внедрение передового педагогического опыта; - осуществление организационно-методической помощи педагогам в организации педагогической деятельности, содействие деятельности творческих групп; - систематизацию материалов, поступающих в методический кабинет, обеспечение оптимального доступа педагогов к любой необходимой информации;
- разработку и систематизацию методических рекомендаций по различным направлениям педагогической деятельности; - подбор и систематизацию тематических разработок, организацию выставок; - о р г а н и з а ц и ю п о в ы ш е н и я п р о ф е с с и о н а л ь н о й компетентности педагогических работников по различным направлениям педагогической деятельности; - проведение мероприятий с педагогическим коллективом, с отдельными педагогами; - организацию консультативной помощи педагогам; - аттестацию педагогов. Информация о поступлениях в методический кабинет доводится до педагогов через: информационные стенды; презентацию фондов методического кабинета на совещаниях и семинарах; информационно-методические выставки.
Комплектование методического кабинета
База методического кабинета: Стенка для размещения книг, брошюр, папок; 2 посадочных места для работы педагогов, для проведения мероприятий с кадрами, для проведения заседаний аттестационной комиссии, групповых и индивидуальных консультаций и т.д.; педсоветы и совещания проходят в кабинете заведующего, так как площадь методкабинета мала. 1 стенд-книжка:  «Методическая работа» (разделы: годовые задачи, расписание НОД, педсоветы, семинары, аттестация педагогов, порядок проведения аттестации, контроль, график повышения квалификации педагогов) 3 пластиковых кармана:  для размещения информации; 1 демосистема:  «Работаем по ФГОС» (информация постоянно обновляется по плану); письменный стол, ноутбук, МФУ(принтер/сканер/копир), цветной принтер. В методическом кабинете ноутбук подключен к Интернету; специальные полки для организации тематических и постоянно действующих выставок методической литературы и материалов.
Организация работы методического кабинета
Организуя работу методического кабинета, мы руководствуемся основными принципами: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов нашего образовательного учреждения. В кабинете сосредоточена документация методического кабинета и методические материалы по различным направлениям педагогической деятельности. Методический кабинет доступен каждому педагогу. Оформление выполнено в современном стиле, располагает к продуктивной работе.
Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где педагог может получить практическую помощь в организации своей деятельности. Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи педагогам, повышением их квалификации и о б щ е го образовательного уровня, для кабинета подбирается материал, соответствующий современным методическим требованиям, и продумывается его систематизация. Постоянно ведется работа по наполнению содержания методического кабинета материалами: - банк данных о темах по самообразованию; - методические рекомендации по подготовке к НОД, по анализу и самоанализу НОД и педагогиче ской деятельно сти, во п р о с а м самообразовательной деятельности, по разработке и оформлению образовательного проекта, по обобщению педагогического опыта, по использованию современных педагогических технологий; - электронные материалы педагогических советов, НОД, семинаров, круглых столов и других методических мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении; - материалы тематических недель, методические рекомендации организации работы с воспитанниками по всем образовательным областям; -методические материалы по формированию нравственно-патриотического воспитания и другим направлениям воспитательной работы; -материалы из опыта работы педагогов, подготовленные в рамках аттестации. Весь материал находится в электронном виде, ведётся работа по его систематизации и оформлению в виде отдельных папок.
Работа с педагогами
Все пособия и материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи педагогам в работе с воспитанниками, для обобщения и распространения передового педагогического опыта. Конечным продуктом работы педагога будут знания, умения, навыки, уровень воспитанности детей, их интеллекта. Поэтому одной из главных задач старшего воспитателя является умение направить внимание педагогов на то, что поможет им в достижении этой цели. Необходимо, чтобы все формы организации работы методического кабинета, методы и приемы формировали интерес к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы, обеспечивая тем самым непрерывное образование педагогов, их творческий рост. Не менее важной задачей является формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, стремление к созданию оптимальных условий работы ДОУ, где внедряются современные технологии и лучший педагогический опыт с учетом всех запросов педагогов. Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы методический кабинет стал методической копилкой, центром сбора педагогической информации,
лабораторией творческого труда педагогов, чтобы каждый приход сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт. Также, методический кабинет является центром всей методической работы дошкольного учреждения. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи педагогам, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования. Методический имеет необходимое техническое и компьютерное оснащение, подключён к сети Интернет, благодаря чему педагоги имеют свободный доступ к информации. Кабинет оснащён наглядными средствами. В методическом кабинете создаётся банк методических разработок, цель которых оказывать помощь воспитателям в подготовке к НОД, помогающей готовиться к выступлениям на педсоветах. В методическом кабинете работа организована так, чтобы педагоги могли посоветоваться, получить консультацию. Администрация ДОУ стремится к тому, чтобы методический кабинет стал центром, обеспечивающим педагогов необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Работа методического кабинета направлена на то, чтобы он стал лабораторией творческого труда педагогов, дружеского обмена мнениями и опытом. Таким образом, по результатам оценки деятельности методического кабинета наметили пути развития методической службы в ДОУ: 1) продолжать совершенствование методической работы в ДОУ; 2) привести в соответствие с требованиями номенклатуру дел методического кабинета; 3) создать условия для информатизации образовательной среды ДОУ; систематизировать в электронных каталогах методического кабинета нормативно-правовые документы, методические рекомендации и разработки. 4) продолжать работу по созданию медиатеки.
Информация о компонентах и зонах методического кабинета.
Эргономический компонент: обстановка методического кабинета (помещение, мебель, оборудование и т.д.) – представляется фотографиями оргтехнической зоны, рабочей зоны старшего воспитателя, зоны презентации, зоны коллективной работы.


Рабочее

место

старшего

воспитателя

МДОУ

Детский

сад

№45

«Журавлик».



МФУ (принтер/сканер/копир) в методическом кабинете

Детский сад №45 «Журавлик».


Ноутбук в методическом кабинете МДОУ Детский сад №45 «Журавлик».



Стенка для пособий в методическом кабинете МДОУ Детский сад №45

«Журавлик».


Стенд-книжка

«Работаем

по

ФГОС»

в

МДОУ

Детский

сад

№45

«Журавлик».



Информационный стенд «Методическая работа»

в коридоре МДОУ Детский сад №45

«Журавлик».


Зона презентации и коллективной работы (кабинет заведующего)

в МДОУ Детский сад №45 «Журавлик»
Информационный компонент: зона медиатеки - картотека информационных источников (справочная, педагогическая, методическая, литература по разделам нормативные документы, видео-, аудиотека, материалы по работе с передовым педагогическим опытом); наличие и использование электронных методических материалов, в том числе разработанных сотрудниками ДОУ (нормативно-правовых документов, рекомендаций, разработок). Работа по созданию медиатеки и систематизации электронных материалов запланирована на 2015-2016уч.г. и ведётся в полном объёме. Социальный компонент: распространение педагогического опыта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
№ Название материала Ф.И.О. автора Н а з в а н и е ж у р н а л а , сборника, брошюры Издател ьство, год издания Региональный уровень Дятлова Ирина Львовна Журнал «Портфолио» №8 2011г Ромазанова Оксана Брониславовна «Педагогический опыт» Сборник методиче ских разработок. Выпуск 37. 2013г Дятлова Ирина Львовна «Педагогический опыт» Сборник методиче ских разработок. Выпуск 37. 2013г
Участие

педагогов

ДОУ

в

районных,

городских

конференциях,

семинарах, конкурсах, фестивалях, презентация опыта работы и т.д.
№ Ф.И.О. педагога Название мероприятия Год 1 Чулкова О л е с и я Вячеславовна
Вебинар «Особенности развития

детей раннего и дошкольного

возраста в контексте реализации

ФГОС ДОО»
2014 г. 2 Ромазанова Оксана Брониславовна
Вебинар «Развитие у детей

дошкольного возраста осознанного

чтения и предпосылок

грамотности»
2015 г. 3 Чулкова О л е с и я Вячеславовна Ромазанова Оксана Брониславовна
Семинар «Организация

образовательной деятельности в

образовательных организациях

дошкольного образования в
2015 г.

соответствии с Федеральным

законом «Об образовании в РФ»

№273-ФЗ. Локальные

нормативные акты ДОУ»
4 Чулкова О л е с и я Вячеславовна Д я т л о в а И р и н а Львовна Аллянова Юлия Алексеевна
Районный методический семинар-

практикум "«Совместная

деятельность музыкального

руководителя и воспитателя в

непрерывной образовательной

деятельности»
2015 5 Чулкова О л е с и я Вячеславовна Ромазанова Оксана Брониславовна
Районный методический семинар-

практикум "«Индивидуальная

карта развития ребенка, её

значимость и соответствие ФГОС

ДО»
2015
Результативность участия педагогов в конкурсных мероприятиях,

имеющих профессиональное значение по годам 2013-2015 учебный год

год

ФИ.О.

Название конкурса, номинация

Подтверждающий

документ
2013 - 2014 гг. Дятлова И.Л. Муниципальный этап областного конкурса «Лидеры дошкольного образования» в номинации «Лучший профессионал своего дела» Диплом 3 место Граф С.Н. Муниципальный этап областного конкурса «Лидеры дошкольного образования» в номинации «Самая заботливая няня» Диплом 3 место 2014 - 2015 гг. Чулкова О.В. Всероссийский конкурс «Мы – наследники Победы» в номинации «Презентация» Диплом 2 место Чулкова О.В. Международный конкурс «Красавица Весна» Диплом 3 место Каландадзе И.Ш.
Всероссийский
конкурс «Природа родного края» Диплом 2 место Власова Д.С Жеребцова Л.Е. Каландадзе И.Ш. Никитенко Е.С. Муниципальный смотр-конкурс художественной самодеятельности, посвящённый ВОВ. сертификат Власова Д.С Жеребцова Л.Е.
Литературно-музыкальный

конкурс,
посвящённый ВОВ. сертификат
Каландадзе И.Ш. Никитенко Е.С. Агамян Д.Г Дятлова И.Л. Коллектив МДОУ Муниципальная викторина «Саратов- наш общий дом» Диплом 2 место Коллектив МДОУ
Муниципальная
олимпиада, посвящённая празднованию Дня города Диплом 3 место Коллектив МДОУ
Областной проект
, посвящённый году культуры в РФ «Красоту не увидеть снаружи»; Диплом Коллектив МДОУ Муниципальный этап
областной

акции
«Эко-весна 2015»; Грамота Коллектив МДОУ Муниципальный этап
областной

акции
«Спорт! Спорт! Спорт!» грамота Коллектив МДОУ Муниципальный этап в
рамках

областного мероприятия
«Ребёнок- главный пассажир!» Благодарность Коллектив МДОУ За сотрудничество в деле приобщения подрастающего поколения к книге и чтению. Благодарность Коллектив МДОУ
Муниципальный фестиваль - 2015

"ОСЕННЯЯ РАПСОДИЯ" в

номинации "Овощное царство

"
2 место Коллектив МДОУ
Муниципальная олимпиада,

посвящённая празднованию Дня

города, в номинации "Самые

эрудированные"
Грамота Коллектив МДОУ
Муниципальная олимпиада,

посвящённая празднованию Дня

города, в номинации "Самые

сильные"
Грамота Технологический компонент: включенность каждого педагога в научно- методическую деятельность; работа педагогов в межаттестационный период. Обеспеченность кабинета компьютерной техникой (количество компьютеров, оргтехника, выход в Интернет) Кол-во Наименование Кол-во Выход в Интернет
ноутбуков оргтехники единиц (да, нет) 1 МФУ (копир/принтер/сканер) Цветной принтер 1 да Ключевыми направлениями процесса информатизации МДОУ Детский сад №45 «Журавлик» являются: 1. Организационное направление: - модернизация методической службы; - совершенствование материально – технической базы; - создание определенной информационной среды. 2. Педагогическое направление: - повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ; - внедрение ИКТ в образовательное пространство. В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. В детском саду накоплен: фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях. Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, редакциями издательств методических изданий и журналов и другими социальными партнерами. Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности. В методическом кабинете создан электронный банк данных: информационная база педагогов, в которой занесены сведения о
стаже работы, сроках прохождения аттестации, участия в методической работе ДОУ, участие в профессиональных конкурсах. Ведутся электронные методические папки, в которых педагоги собирают свой наработанный материал (конспекты НОД, консультаций и др.) Ежегодно обновляется база сведений о родителях (неполные, многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в СОП). Использование информационных технологий позволяет по-новому организовывать и проводить формы взаимодействия с кадрами. Для проведения педагогического педсовета была составлена презентация «Внедрение ФГОС В ДОУ», которая в силу наглядности сделала более простым усвоение трудного материала. С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций проектов, разработанных педагогами. Кроме этого информационные технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволило представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о здоровом образе жизни, о подготовке детей к обучению в школе. В ДОУ педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в организации образовательного процесса с детьми. Теперь в НОД педагоги могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу. Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения НОД с детьми на качественно новом уровне. В связи с этим, на новый 2015 – 2016 учебный год запланированы практические индивидуальные занятия для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:  создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);  смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;  активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;  владеть навыками поиска информации в Интернете;
 владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций. Также, необходимо расширить материально-техническую базу ДОУ (ноутбук, развивающие программы для дошкольников, организация специализированных курсов для педагогов) для того, чтобы можно было значительно разнообразить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всесторонне развить ребенка. Решение данных проблем будет способствовать решению ряда задач в дошкольном учреждении: 1. эффективное совершенствование единой информационной среды с целью доступа к информации участников образовательного процесса; 2. повышение информационной культуры педагогов; 3. повышение качества управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий; 4. автоматизация процессов мониторинга и повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; 5. пополнение информационных ресурсов ДОУ: создание информационно-аналитического банка, программное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности педагогов; 6. использованию ИКТ в образовательном процессе, мультимедийному сопровождению воспитательных мероприятий, методических совещаний и т.д. Наличие web-сайта, адрес сайта, наличие раздела методической поддержки, частота обновления материалов на сайте.


В раздел образования