Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Автор: Егорова Наталия Виталиевна Должность: воспитатель детского сада Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Радуга" Населённый пункт: Чувашия, п. Ибреси, Ибресинского района Наименование материала: методическая разработка Тема: Использование метода мнемотехникив обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Ибресинский детский сад «Радуга»
Использование метода мнемотехники
в обучении рассказыванию детей дошкольного
возраста
Автор: воспитатель I квалификационной категории
Егорова Наталия Виталиевна
2014 год
•
Дошкольный возраст
наиболее благоприятен
для закладывание основ
грамотной, четкой,
красивой речи, что
является важным
условием умственного
воспитания ребенка
.
•
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого -
«искусство запоминания». Мнемотехника - это система
методов и приемов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня
становится все более актуальным. Особое место в работе с
детьми занимает дидактический материал в форме
мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям
овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного
плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и
последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная
информация. Для детей младшего и среднего дошкольного
возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в
памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса-
рыжая
,
мышка- серая, елочка- зеленая
.
1 этап. Рассматривание таблиц и
разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется
перекодированием информации, т.е.
преобразование из символов в
образы.
3 этап. После перекодирования
осуществляется пересказ сказки с
опорой на символы, т.е. происходит
метод запоминания
Занятие состоит из нескольких этапов:
•
подготовка дополнительного познавательного
материала, расширяющего кругозор детей;
•
обсуждение с детьми проведенных перед
занятием наблюдений явлении природы или
произведений устного народного творчества;
•
подготовка оборудования и раздаточного
материала, прослушивание аудиокассеты;
•
выбор педагогам приемов, при помощи
которых можно заинтересовать детей на
занятии.
•
В ходе занятия я помогаю детям вопросами: «
А что ты знаешь об этом?»
•
или «Кто еще знает об этом что-нибудь
интересное?»
Предварительная
работа:
В занятия я включаю:
подвижные игры,
словесные игры,
слушание музыки,
чтение стихов,
поговорок,
народные приметы и т. д.
•
учить детей заменять ключевые слова в предложениях
значками - символами;
•
учить зарисовывать предметы и явления природы не только
символами, но и буквами, а также простыми словами (мама,
дом, еда)- если дети умеют читать и писать;
•
самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять
схему - модель как план пересказа;
•
закреплять изученный материал путем неоднократного
повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему -
модель.
Этапы работы со схемой - моделью:
- у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии,
так в повседневной жизни;
- расширился круг знаний об окружающем мире;
- активизировать словарный запас;
- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно
держаться перед аудиторией.
Таким образом,
с помощью схем – моделей и мнемотаблиц удалось достичь
следующих результатов:
Считаю,
чем раньше мы будем учить детей рассказывать или
пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –
модели, тем лучше подготовим их к школе, так как
связная речь является важным показателем умственных
способностей ребенка и готовности его к школьному
обучению.
Источники:
1.
«Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста»
Т.Б.Полянская.
2.
«Учимся по сказке» Т. В. Большевой.
3.
«Веселые встречи» Л. Е. Белоусовой.