Напоминание

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста


Автор: Егорова Наталия Виталиевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: Чувашия, п. Ибреси, Ибресинского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Ибресинский детский сад «Радуга»
Использование метода мнемотехники

в обучении рассказыванию детей дошкольного

возраста
Автор: воспитатель I квалификационной категории Егорова Наталия Виталиевна 2014 год
• Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка .

Мнемотехника,
или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблица –
это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая , мышка- серая, елочка- зеленая .

1 этап.
Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап.
Осуществляется перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап.
После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания
Занятие состоит из нескольких этапов:

• подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей; • обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлении природы или произведений устного народного творчества; • подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты; • выбор педагогам приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии. • В ходе занятия я помогаю детям вопросами: « А что ты знаешь об этом?» • или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?»
Предварительная

работа:

В занятия я включаю: подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. д.
• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами; • учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда)- если дети умеют читать и писать; • самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа; • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
Этапы работы со схемой - моделью:

- у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни; - расширился круг знаний об окружающем мире; - активизировать словарный запас; - дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Таким образом,

с помощью схем – моделей и мнемотаблиц удалось достичь

следующих результатов:

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Источники: 1. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская. 2. «Учимся по сказке» Т. В. Большевой. 3. «Веселые встречи» Л. Е. Белоусовой.


В раздел образования