"Художественно – эстетическое развитие детей во второй младшей группе. Работа с картиной"
Автор: Павлова Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: Мурманский государственный педагогический университет Населённый пункт: Мурманская область, г. Североморск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Художественно – эстетическое развитие детей во второй младшей группе. Работа с картиной" Раздел: дошкольное образование
Семинар – практикум «Работа по художественно – эстетическому
направлению развития в рамках образовательной области «Художественное
творчество»
Сообщение из опыта работы
и практикум «Художественно – эстетическое развитие детей
во второй младшей группе. Работа с картиной»
Воспитатель Павлова Е.И.
Г. Североморск
МБДОУ д/с №11
«Дети проявляют исключительную любовь к картинам:
они напоминают им виденное,
ими лично пережитое,
возбуждают их воображение.
Е. И. Тихеева
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир,
когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики
(когнитивной,
эмоциональной,
волевой)
и
которые
проявляются
в
различных
видах
деятельности:
коммуникативной,
познавательной,
преобразующей.
Это
возраст,
когда
появляется
способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации
жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории
решения
изобретательских
задач)
успешно
помогает
развить
у
дошкольников
изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Чтобы
увидеть
мир
картины
глазами
ребенка,
не
обязательно
возвращаться
в
детство. Для этого достаточно всего лишь взглянуть на уже привычное художественное
произведение под другим углом. Зачастую мы воспринимаем картины «в целом»: нам
важно, кто ее автор, в каком стиле она написана и по какому случаю. Но если рассмотреть
понравившееся
нам
художественное
полотно
более
детально,
вырисовывается
совсем
другая картина. Мы начинаем погружаться в ее бесконечность. Именно такому взгляду на
великие произведения искусства учит ТРИЗ.
Знакомство детей с
художественными картинами
начинаю во второй младшей
группе. Основной своей задачей считаю в работе с детьми - привлечь внимание детей к
картине, вызвать у них интерес, удовольствие и эмоциональный отклик на изображённые
знакомые им предметы, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной,
рассматривать её внимательно.
В е д у
р а б о т у
п о
ф о р м и р о в а н и ю
у
д е т е й
з р и т е л ь н о г о
р я д а ,
«насмотренность»
от
подлинно
п р е к р а с н ы х
п р о и з в е д е н и й
живописи.
Ребенок
дол же н
получить общие представления о
том,
что
картины
рисует
художник,
чтобы
порадовать
нас,
доставить
нам
удовольствие; обратить внимание
на
к р а с о т у
о к р у ж а ю щ и х
н а с
предметов, их свойства цвета, его сочетаний и так далее.
Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто
встречаются в жизни.
Изображенных предметов на картине не должно быть много,
обычно
их
от
одного
до
пяти,
причем
один-два
крупные,
а
остальные
дополняют
изображение.
Перед
встречей
с
картиной
следует
провести
подготовительную
работу
по
обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами,
которые в дальнейшем будут представлены на картине. И чем больше анализаторов будет
включено в восприятие детей, тем богаче будет их чувственный опыт.
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине использую
прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и
назвать его.
Для определения деталей одного объекта
используется приемы "Аукцион", "Охота за
подробностями", "Кто самый внимательный" и
др.
Игры эти направлены на активизацию
внимания детей.
Степень подробности может быть
разной: максимальной
(с выделением всех объектов и их
деталей), средней (выделение основных
и второстепенных объектов без деталей)
и низкой (выделение только главных
объектов). Последовательность называния объектов может быть любая. Обязательным
условием является обозначение "земля-небо", "пол - потолок". Данные ориентировки
впоследствии помогут детям найти связи между объектами: "Такой - то объект лежит на
полу, а этот - летает в небе. По окончанию определения состава картины необходимо
подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не
только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми
производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину,
надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".
Таким образом: знакомство детей с картиной оказывает огромное влияние на
формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребёнке эстетическую
восприимчивость, в чём она выражается – в стремлении к красоте во всех её проявлениях,
формирует художественный вкус, даёт простор воображению и собственному творчеству
детей.