Автор: Николаенко Наталья Николаевна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ СОШ №16 Населённый пункт: пос. Красносельский, Гулькевичский район Наименование материала: конспект урока 6 класс Тема: Образование Древнерусского государства Раздел: среднее образование
Урок 33 Образование Древнерусского государства.
УУД: Объяснять
смысл
понятий: князь, дружина, государство, полюдье.
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать
материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основе текста учебника и отрывков из «Повести
временных лет».
Оборудование урока:
доска,
медиапроектор, учебник, тетради (или опорный конспект), атласы, тетрадь-тренажер, электронное приложение.
Основные понятия и термины
:
государство, дружина, варяги, норманнская теория, князь, полюдье.
Эпиграф к уроку:
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны! (Н. Кончаловская)
Ход урока
этапы урока
действия учителя
действия учащихся
оборудование
организационный
Приветствие учащихся. Организация
внимания и внутренней готовности к
уроку.
Проверка домашнего
задания
Организация выполнения заданий теста-
тренажера к & 2.
Учащиеся письменно или в
виде фронтального устного
опроса отвечают на задания
теста.
Электронное приложение
Подготовка к активному и
сознательному усвоению
новых знаний
Усвоение новых знаний
Создание проблемной ситуации.
Изучая историю второй год, мы поняли,
что есть много вопросов, на которые до
сих пор учеными не найдены точные
ответы. К таким спорным вопросам
относится и проблема становления
Древнерусского государства:
«Откуду есть пошла Русская земля,
кто в Киеве нача первее княжити, и
откуда Русская земля стала есть».
Учитель разъясняет важность и
актуальность проблемы.
Давайте попробуем на сегодняшнем
уроке ответить на три вопроса,
поставленных Нестором в "Повести
временных лет». Объявляется тема и
цель урока.
С чего мы должны начать?
Что нам нужно узнать, чтобы
попробовать решить проблему, которую
мы определили?
Они и будут предметом нашего
исследования.
Записывают тему урока в
тетрадь.
Учащиеся из истории Древнего
мира и Средних веков
вспоминают, что такое
государство, его признаки, как
возникает государство.
Ответ учащихся: появились ли
признаки государства у
восточных славян?
Работа с учебником.
Презентация (слайд 1)
Презентация (слайды 2,3)
Тетрадь
Электронное приложение
(схема «Признаки государства)
Учебник
Поиск решения:
используя п.1&3, определите изменения,
которые произошли в жизни восточных
славян к IX веку.
Учитель корректирует ответы, предлагает
окончательный вариант.
Сравните перечисленные изменения с
признаками государства, которые мы
назвали.
Какой можно сделать вывод?
Давайте вспомним три вопроса, которые
поставил Нестор.
Как он отвечает на них в «Повести
временных лет»?
Вопросы учащимся:
-К кому обратились за помощью
северные племена?
- Как объясняет летописец причины
призвания варягов?
- Как звали варягов, согласившихся
княжить на Руси?
- Что можно сказать о характере
возникновения государства у восточных
славян, основываясь на свидетельстве
«Повести временных лет»?
- Можно ли считать «Повесть временных
лет» достоверным источником? В чем вы
Кратко записывают в тетрадь.
В словарь заносятся термины
«дружина», «княжение».
Учащиеся делают вывод:
у восточных славян сложились
предпосылки для образования
государства.
Учащиеся из истории Средних
веков вспоминают, кто такие
норманны, викинги, варяги.
В атласе находят племена,
упоминающиеся в «ПВЛ».
Учащиеся записывают дату в
тетрадь.
Презентация (слайд 4)
Тетрадь (в целях экономии
времени возможно
использование опорного
конспекта)
Электронное приложение
(схема «Признаки
государства»)
Электронное приложение
(хрестоматия «О призвании
варягов»)
Атлас
не согласны с летописцем?
- Назовите летописную дату образования
государства у восточных славян.
Учитель кратко знакомит учащихся с
теориями возникновения государства у
восточных славян, трактовкой термина
«Русь».
- Когда и при каких обстоятельствах
произошло объединение Киева и
Новгорода?
- Какие племена восточных славян и их
ближайших соседей оказались в составе
нового государства?
- Какое название получило самое древнее
государство восточных славян?
- Какое название оно получило у
историков?
-Как управлялось Древнерусское
государство?
Учитель комментирует и дополняет
ответы учащихся
Над вопросами объединения
Киева и Новгорода, управления
Древнерусским государством
учащиеся работают
самостоятельно по учебнику и
атласу, затем отвечают на
вопросы учителя по
прочитанному материалу.
Записывают в тетради дату
объединения Киева и
Новгорода, в словарь - термин
«полюдье».
Тетрадь
Презентация (слайды 5,6)
Учебник
Атлас
Тетрадь
Электронное приложение
(слайд: памятник
«Тысячелетие России»,
карта «Полюдье»)
Закрепление
новых знаний
Организация выполнения заданий
теста-тренажера к &3
Учащиеся в виде фронтального
устного опроса отвечают на
задания теста.
Электронное приложение
Подведение итогов
Давайте вернемся к целям урока.
Достигли ли мы их? Как мы можем
ответить на проблемный вопрос урока?
Учитель подводит итоги, объявляет
оценки за урок.
Учащиеся предлагают свои
варианты.
Зачитывают вслух вступление
к (как общий вывод к уроку)
Презентация (слайд 7)
Информация о домашнем
задании, инструктаж по его
выполнению
Параграф 4 читать