Напоминание

Образование Древнерусского государства


Автор: Николаенко Наталья Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: пос. Красносельский, Гулькевичский район
Наименование материала: конспект урока 6 класс
Тема: Образование Древнерусского государства
Раздел: среднее образование





Назад





Урок 33 Образование Древнерусского государства.
УУД: Объяснять смысл понятий: князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основе текста учебника и отрывков из «Повести временных лет».
Оборудование урока:
доска, медиапроектор, учебник, тетради (или опорный конспект), атласы, тетрадь-тренажер, электронное приложение.
Основные понятия и термины
: государство, дружина, варяги, норманнская теория, князь, полюдье. Эпиграф к уроку: Слава нашей стороне! Слава русской старине! А преданья старины Забывать мы не должны! (Н. Кончаловская)
Ход урока

этапы урока

действия учителя

действия учащихся

оборудование
организационный Приветствие учащихся. Организация внимания и внутренней готовности к уроку. Проверка домашнего задания Организация выполнения заданий теста- тренажера к & 2. Учащиеся письменно или в виде фронтального устного опроса отвечают на задания теста. Электронное приложение
Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний Усвоение новых знаний
Создание проблемной ситуации.
Изучая историю второй год, мы поняли, что есть много вопросов, на которые до сих пор учеными не найдены точные ответы. К таким спорным вопросам относится и проблема становления Древнерусского государства: «Откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Учитель разъясняет важность и актуальность проблемы. Давайте попробуем на сегодняшнем уроке ответить на три вопроса, поставленных Нестором в "Повести временных лет».
Объявляется тема и

цель урока.
С чего мы должны начать? Что нам нужно узнать, чтобы попробовать решить проблему, которую мы определили? Они и будут предметом нашего исследования. Записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся из истории Древнего мира и Средних веков вспоминают, что такое государство, его признаки, как возникает государство. Ответ учащихся: появились ли признаки государства у восточных славян? Работа с учебником. Презентация (слайд 1) Презентация (слайды 2,3) Тетрадь Электронное приложение (схема «Признаки государства) Учебник

Поиск решения:
используя п.1&3, определите изменения, которые произошли в жизни восточных славян к IX веку. Учитель корректирует ответы, предлагает окончательный вариант. Сравните перечисленные изменения с признаками государства, которые мы назвали. Какой можно сделать вывод? Давайте вспомним три вопроса, которые поставил Нестор. Как он отвечает на них в «Повести временных лет»? Вопросы учащимся: -К кому обратились за помощью северные племена? - Как объясняет летописец причины призвания варягов? - Как звали варягов, согласившихся княжить на Руси? - Что можно сказать о характере возникновения государства у восточных славян, основываясь на свидетельстве «Повести временных лет»? - Можно ли считать «Повесть временных лет» достоверным источником? В чем вы Кратко записывают в тетрадь. В словарь заносятся термины «дружина», «княжение». Учащиеся делают вывод: у восточных славян сложились
предпосылки
для образования государства. Учащиеся из истории Средних веков вспоминают, кто такие норманны, викинги, варяги. В атласе находят племена, упоминающиеся в «ПВЛ». Учащиеся записывают дату в тетрадь. Презентация (слайд 4) Тетрадь (в целях экономии времени возможно использование опорного конспекта) Электронное приложение (схема «Признаки государства») Электронное приложение (хрестоматия «О призвании варягов») Атлас
не согласны с летописцем? - Назовите летописную дату образования государства у восточных славян. Учитель кратко знакомит учащихся с теориями возникновения государства у восточных славян, трактовкой термина «Русь». - Когда и при каких обстоятельствах произошло объединение Киева и Новгорода? - Какие племена восточных славян и их ближайших соседей оказались в составе нового государства? - Какое название получило самое древнее государство восточных славян? - Какое название оно получило у историков? -Как управлялось Древнерусское государство? Учитель комментирует и дополняет ответы учащихся Над вопросами объединения Киева и Новгорода, управления Древнерусским государством учащиеся работают самостоятельно по учебнику и атласу, затем отвечают на вопросы учителя по прочитанному материалу. Записывают в тетради дату объединения Киева и Новгорода, в словарь - термин «полюдье». Тетрадь Презентация (слайды 5,6) Учебник Атлас Тетрадь Электронное приложение (слайд: памятник «Тысячелетие России», карта «Полюдье») Закрепление новых знаний Организация выполнения заданий теста-тренажера к &3 Учащиеся в виде фронтального устного опроса отвечают на задания теста. Электронное приложение
Подведение итогов Давайте вернемся к целям урока. Достигли ли мы их? Как мы можем ответить на проблемный вопрос урока? Учитель подводит итоги, объявляет оценки за урок. Учащиеся предлагают свои варианты. Зачитывают вслух вступление к (как общий вывод к уроку) Презентация (слайд 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Параграф 4 читать


В раздел образования