"Благоприятная развивающая среда в группе для детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Луканина Мария Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга" Населённый пункт: Пермский край, п. Октябрьский Наименование материала: статья Тема: "Благоприятная развивающая среда в группе для детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Благоприятная развивающая среда в группе для
детей старшего дошкольного возраста»
Неотъемлемая часть стратегии общенационального развития начинается с
уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования на
детей от двух месяцев до восьми лет. Динамичные изменения дошкольного
образования продиктованы самой жизнью. Возможности замкнутых,
унифецированных, регидных образовательных систем, рассчитанных на
формирование стандартизированной личности, исчерпаны. В этом контексте
актуальным является достижение целей, указанных в стандарте:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в
получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного
образования на основе единства обязательных требований к условиям
реализации образовательных программ дошкольного образования, их
структурам и результатом освоения.
- сохранение единства образовательного пространства Российской
Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Перед педагогами стоит задача создания для ребёнка дошкольного возраста
многокомпонентной образовательной среды, включающие в себя следующие
аспекты:
Предметно-пространстренная развивающая образовательная среда.
В нашей группе созданы развивающие зоны, уголки для самостоятельных,
активных, и целенаправленных действияй детей.
Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам
мальчиков и девочек. Для мальчиков имеются разного вида конструкторы,
кубики, машины, разнообразные технические игрушки. Для девочек –
предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, зонтики, и т.п. Среда
периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с
ориентацией на поддержание интереса детей, на «зону ближайшего
развития», на информативность и индивидуальные возможности и
способности детей.
Детский сад реализует образовательную программу «Детство», поэтому
создание среды в соответствии с содержанием данной программы требует
ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта
детской деятельности.
В нашей группе есть все зоны для развития детей. Всем зонам мы дали
названия, соответствующие названию нашей группы «Зайка непоседа».
Спортивный уголок, мы его назвали «Зайка- побегайка». В нем подобран
необходимый спортивный инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой
и для подвижных игр.
Вместе с детьми и родителями изготовили массажные коврики, мячи,
гантели.
Уголок природы «Зайка исследователь» у нас совмещен с уголком
экспериментирования.
Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и проводят
опыты, экспериментируют. Весной мы вместе с детьми выращиваем лук,
укроп, редис и конечно рассаду цветов для будущих цветников.
Есть также уголок конструирования. Здесь имеются разные виды
конструкторов, схемы, планы.
Также у нас есть книжный уголок и уголок чтения «Зайка - Знайка», в
котором подобраны книги по возрасту детей, буквари, азбука, настольные
развивающие игры, головоломки, ребусы на закрепление знаний букв, звуков,
слогов.
Рядом математический уголок «Зайка – посчитай-ка». Здесь логические
игры, танграмы, задания на решение задач и примеров, блоки Дьенеша,
палочки Кюизинера, математические весы, счётный и раздаточный материал.
В театральной студии находятся разного вида театры: пальчиковый,
настольный деревянный, настольный бумажный, сделанный из одноразовых
ложек, из одноразовых стаканов, кукольный, маски, костюмы для
драматизаций сказок.
В уголке с сюжетно-ролевыми играми «Автопарк». «Строители»,
В отдельных контейнерах атрибуты к играм «Больница», «Строители»,
«Магазин», «Салон красоты» и другие. Детям очень нравится играть в
сюжетные игры, наряжаясь в наряды. Они учатся строить отношения,
находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о
правилах.
Зона изодеятельности. Здесь дети могут заняться рисованием, лепкой,
аппликацией или поиграть в развивающие логические игры. Всё находится в
свободном доступе, с учетом роста детей.
Следующий аспект:
Характер взаимодействия со взрослыми .
Проблема взаимодействия с родителями для меня в последнее время
попала в разряд самых актуальных..
Родители - это такие люди, помощь которых нам необходима, как один из
важных аспектов взаимодействия.
В нашей группе оформляются информационные стенды для родителей с
учётом комплексно-тематического планирования, актуальных проблем,
потребностей родителей тематика каждой недели, «Чем мы занимались»,
объявления, меню. В течение года ежемесячно организуются выставки
детских рисунков, поделки из природного материала. Родители с
удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся
традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей
заниматься со своими детьми, проводятся мастер-классы.
Стали традиционными физкультурно-музыкальные праздники с родителями:
“Мама и я - спортивная семья”, чаепития, посиделки.
По инициативе родителей в нашей группе был организован клуб «Служба
спасения». Работа этого клуба заключается в том, что родители собираются,
обсуждают наболевшие вопросы, решают, что в данное время нужно сделать
для группы. Таким образом, у нас появились атрибуты в театральном уголке,
в спортивном, были изготовлены кормушки, сшиты платья для кукол.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников дало положительные результаты: изменился характер
взаимодействия с родителями, многие из них стали активными участниками
всех дел нашей группы и незаменимыми помощниками
Следующий аспект:
Система отношений ребёнка к миру, другим людям, самому себе.
Для положительного отношения к миру и другим людям важным является
формирование у ребёнка дошкольного возраста такого сложного компонента
самосознания, как самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о
себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его
оценивает значимый взрослый.
Самооценка – это один из важнейших компонентов самосознания человека.
У нас в группе изготовлена «Лесенка самооценки» Дети каждый день утром и
вечером подходят к ней и старят себя на ступеньку.
Если ребёнок приходит утром в плохом настроении, он может поставить себя
на ступеньку более тёмного цвета. В течении всего дня он может поменять
ступеньку. И наоборот, если у ребёнка с утра хорошее настроение (ставит
себя на самую светлую), оно может поменяться к вечеру, меняется и
ступенька на более тёмную.
Таким образом, согласно Стандарту, создаваемая в дошкольной
образовательной организации образовательная среда должна отвечать
следующим требованиям:
- гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного
образования;
- обеспечивать открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
Важную роль играет баланс формы и содержания: разумная
пространственная организация с необоснованным наполнением, как и
грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат
должного развивающего и образовательного эффекта.