Игротерапия с детьми дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты
Автор: Курдюкова Елена Юрьевна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аист" Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой, Тюменская обл. Наименование материала: статья Тема: Игротерапия с детьми дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты Раздел: дошкольное образование
УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
К великому таинству игры вот уже многие века пытаются приблизиться
литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам и
исследованиям Организация Объединённых Наций провозгласила игру универсальным и
неотъемлемым правом ребёнка.
Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений
русской народной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный
материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях,
поступках, ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и «психический
простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все
силы, дремлющие в глубине души потенциалы.
Игротерапия – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в
котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и
укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и
будущего. Это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой – либо
жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.
Игротерапия как метод коррекционного воздействия реализуется и в практике
нашего образовательного учреждения, а с появлением сенсорной комнаты его применение
стало более доступно и эффективно.
Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда,
наполненная различного рода стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха,
обоняния, осязания. Эта комната позволяет изолироваться (обособиться) от всего
окружающего и в спокойной обстановке прийти к решению задачи. Как для ребёнка, так и
для взрослого - это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит,
ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности,
обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта с ребёнком,
повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры.
Уже давно была объяснена любовь детей к песочнице. Взаимодействуя с песком,
ребёнок успокаивается, расслабляется; возможность лепить из него всевозможные
фигуры, здания, города пробуждает в нём неимоверную фантазию, развивает мелкую
моторику рук; отыскивая зарытые сокровища, возникает заинтересованность; и
возможность просто сочинять сказки и рисовать их позволяет найти творческий выход из
существующей проблемы, способствует развитию речи. Очень важно дать ребенку
возможность поработать с этим терапевтическим стройматериалом, дать возможность
почувствовать его структуру, позволить поделиться своими ощущениями при
соприкосновении с ним.
Говоря об использовании игротерапии в работе с детьми старшего дошкольного
возраста, где в основном требуют решения проблемы нарушения поведения и
эмоционально-волевого развития, необходимо отметить важность и целесообразность
применения релаксационных игр. С этой целью используется фиброоптический душ,
уголок с пузырьковой колонной, потолок «Звёздное небо», мягкое покрытие.
Детский уголок с пузырьковой колонной эффективен для стимуляции зрительных и
тактильных ощущений; музыка и легкий свет оказывают терапевтическое воздействие –
успокаивают, расслабляют, настраивают на позитивное взаимодействие. Участники
занятия всматриваются в водное пространство, рисуют в своём воображении образы
морских жителей, наблюдают за беспорядочным движением пузырьков, поддаваясь их
магнитизму и непередаваемым цветовым ощущениям. Зеркальное панно за воздушно-
пузырьковой колонной позволяет расширить окружающее пространство и усилить
воздействие световых эффектов, способствует развитию визуального восприятия
собственного тела; мимики и пантомимики; развитию умения выражать различные
эмоциональные состояния; формированию уверенности в себе. Дети смотрят на себя, дают
оценку своему внешнему виду, хвалят. Педагог рассказывает детям о том, что в жизни
каждому человеку приходиться испытывать те или иные эмоции. Мимикой и жестами
взрослый показывает радость, злость, удовольствие, гнев, страх и прочее в свете разных
цветов, что позволяет ребятам учиться различать эмоции человека, лучше понимать себя и
то, как возникают различные эмоции.
Фиброоптический душ является волшебным уголком уединения, в нём можно
помечтать, загадать заветное желание, поделиться сокровенными мыслями.
Фиброоптический душ также используется для входа в занятие и при выходе из игровой
ситуации в качестве «волшебного дождя».
При взаимодействии с панно «Звёздное небо» у ребенка возникает ощущение, будто
бы он дотрагивается рукою до звезд. Дети представляют себя космонавтами, звездочетами,
астрологами, отправившимися в космическое путешествие. Панно находит применение в
развивающей и коррекционной работе для снижения уровня психо-эмоционального и
мышечного напряжения.
Детей, испытывающих страх, тревогу, неуверенность в себе, часто мучают
мышечные зажимы, которые мешают ребёнку раскрепоститься и быть собой, быть
свободным от напряжения. Стимулировать двигательную активность в этих случаях
помогает сухой бассейн, в нём ребёнок раскрепощается, что доставляет ему удовольствие
и радость. С ребятами обговаривается, чем интересен бассейн, почему его называют
«сухим», какие возникают ощущения в теле, когда мы там находимся.