Напоминание

Игротерапия с детьми дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты


Автор: Курдюкова Елена Юрьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аист"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой, Тюменская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Игротерапия с детьми дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты
Раздел: дошкольное образование





Назад





ИГРОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
К великому таинству игры вот уже многие века пытаются приблизиться литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединённых Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений русской народной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, дремлющие в глубине души потенциалы. Игротерапия – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой – либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме. Игротерапия как метод коррекционного воздействия реализуется и в практике нашего образовательного учреждения, а с появлением сенсорной комнаты его применение стало более доступно и эффективно. Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, воздействующими на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Эта комната позволяет изолироваться (обособиться) от всего окружающего и в спокойной обстановке прийти к решению задачи. Как для ребёнка, так и для взрослого - это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности, обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта с ребёнком, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры. Уже давно была объяснена любовь детей к песочнице. Взаимодействуя с песком, ребёнок успокаивается, расслабляется; возможность лепить из него всевозможные фигуры, здания, города пробуждает в нём неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук; отыскивая зарытые сокровища, возникает заинтересованность; и возможность просто сочинять сказки и рисовать их позволяет найти творческий выход из существующей проблемы, способствует развитию речи. Очень важно дать ребенку возможность поработать с этим терапевтическим стройматериалом, дать возможность почувствовать его структуру, позволить поделиться своими ощущениями при соприкосновении с ним. Говоря об использовании игротерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста, где в основном требуют решения проблемы нарушения поведения и эмоционально-волевого развития, необходимо отметить важность и целесообразность применения релаксационных игр. С этой целью используется фиброоптический душ, уголок с пузырьковой колонной, потолок «Звёздное небо», мягкое покрытие. Детский уголок с пузырьковой колонной эффективен для стимуляции зрительных и тактильных ощущений; музыка и легкий свет оказывают терапевтическое воздействие – успокаивают, расслабляют, настраивают на позитивное взаимодействие. Участники занятия всматриваются в водное пространство, рисуют в своём воображении образы морских жителей, наблюдают за беспорядочным движением пузырьков, поддаваясь их магнитизму и непередаваемым цветовым ощущениям. Зеркальное панно за воздушно- пузырьковой колонной позволяет расширить окружающее пространство и усилить воздействие световых эффектов, способствует развитию визуального восприятия собственного тела; мимики и пантомимики; развитию умения выражать различные
эмоциональные состояния; формированию уверенности в себе. Дети смотрят на себя, дают оценку своему внешнему виду, хвалят. Педагог рассказывает детям о том, что в жизни каждому человеку приходиться испытывать те или иные эмоции. Мимикой и жестами взрослый показывает радость, злость, удовольствие, гнев, страх и прочее в свете разных цветов, что позволяет ребятам учиться различать эмоции человека, лучше понимать себя и то, как возникают различные эмоции. Фиброоптический душ является волшебным уголком уединения, в нём можно помечтать, загадать заветное желание, поделиться сокровенными мыслями. Фиброоптический душ также используется для входа в занятие и при выходе из игровой ситуации в качестве «волшебного дождя». При взаимодействии с панно «Звёздное небо» у ребенка возникает ощущение, будто бы он дотрагивается рукою до звезд. Дети представляют себя космонавтами, звездочетами, астрологами, отправившимися в космическое путешествие. Панно находит применение в развивающей и коррекционной работе для снижения уровня психо-эмоционального и мышечного напряжения. Детей, испытывающих страх, тревогу, неуверенность в себе, часто мучают мышечные зажимы, которые мешают ребёнку раскрепоститься и быть собой, быть свободным от напряжения. Стимулировать двигательную активность в этих случаях помогает сухой бассейн, в нём ребёнок раскрепощается, что доставляет ему удовольствие и радость. С ребятами обговаривается, чем интересен бассейн, почему его называют «сухим», какие возникают ощущения в теле, когда мы там находимся.


В раздел образования