Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка
Автор: Шумская Оксана Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОУ " СОШ № 1" города Валуйки, Белгородской области Населённый пункт: город Валуйки, Белгородской области Наименование материала: Статья Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка Раздел: полное образование
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка.
Шумская О.А.
Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме использования различных здоровьесберегающих
технологий нa уроках английского языка в средней школе. Образовательный процесс в
условиях современного мира постоянно усложняется и требует от детей большого
умственного и нервно-психического напряжения. Поэтому здоровьесберегающая
технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех
этапах его обучения и развития.
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для
нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только
отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония
человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим
собой.
К сожалению, исследования последних лет показывают, что у многих детей за период
обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. В последнее время
обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По
данным специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом
здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.
Такие факторы как перегрузка учащихся, снижение их двигательной активности,
недостаточная сформированность навыков здорового образа жизни, плохая экология,
безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек, снизило
творческую активность учащихся, замедлили их физическое и психическое развитие,
вызвали отклонения в их социальном поведении. Как следствие всего этого – снижение
иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на
уроках, слабая успеваемость.
Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и
укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни,
выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников,
устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников и только благодаря
комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования
и укрепления здоровья учащихся.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет
первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. Для
повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во
избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с
динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды
работ.
Здоровьесберегающие технологии я стараюсь использовать на каждом уроке. Это целая
система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которая состоит из 4
направлений:
1. Выполнение норм САНПиН (достаточная освещенность класса, свежий воздух
помещения, правильная форма и величина школьных столов).
2. Создание и поддержка благоприятного психологического эмоционального
климата на уроке. Использую технологии и методы обучения, дающие учащимся опыт
«успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и
эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни. Это -
использование индивидуального подхода к учащимся, например, предлагаю задания по
трем уровням, то есть ученик сам выбирает себе объем задания по силам.
Использую технологию игры, в процессе которой у ребенка работают различные группы
мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры использую в качестве
обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами,
поднятие руки. Во время фронтального опроса использую игру с мячом: ученик ловит мяч
и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.
Использую на уроке такие методы, как:
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа
взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра,
дискуссия, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,
воображения, самооценки и взаимооценки);
- методы повышающие мотивацию к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям,
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и
т.п.)
Использую элементы соревнования, например, дети по очереди выбегают к доске и на
скорость записывают слова. Соревновательные приемы благотворно влияют на здоровье
детей.
Обязательно провожу зарядку для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто
сочетается с темой урока.
Число видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ,
рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т.д.) от 4 до 7 видов за урок.
Один вид деятельности сменяется другим не позже чем через 7-10 минут.
3. Правильная дозировка домашнего задания.
При определении объема и уровня сложности домашнего задания учитываю
возможности учеников: даю задания по трем уровням, то есть ребенок сам выбирает
себе объем задания по силам.
4. Повышение уровня культуры здоровья учащихся, устранение их неграмотности в
вопросах здоровья.
Во время прохождения различных тем включаю вопросы, связанные с необходимостью
сохранения здоровья, обсуждаем с детьми возможные последствия выбора
определенного поведения, например при изучении темы:
- «Еда» - для чего необходимо употребление здоровой пищи;
- «Одежда» - что происходит, если зимой не одеваться тепло или не носить шапку;
- «Современные гаджеты» - что происходит, если проводить много времени перед
экраном компьютера.
Заключение:
Состояние подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и
государства на будущее. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых
социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой
и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны.
Главная задача школы – образование. Её надо решать вместе с другой важной задачей –
оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а укреплять его. В. А.
Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих
учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь
недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся
излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Использование
здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника,
позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть
трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. И, хотя
традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не
менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Положительные эмоции детей во время урока позволяют мне сделать вывод, что они
испытывают ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к предмету.
У детей постепенно вырабатывается понимание сущности здорового образа жизни,
происходит формирование потребности в здоровом образе жизни; а так же выработка
индивидуального способа безопасного поведения. Рассуждения и выводы учеников по
вопросам здоровья, говорят о том, что на таких уроках происходит формирование
отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Уровень работоспособности
учеников на моих уроках достаточно хороший, что меня как учителя , очень радует.
Литература:
1.Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
2.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего
образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
3.Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-
№2.-С.19-22.
4.Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные
технологии.-2004.-№2.-С.200-207.
5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
6.Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья
в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.