Напоминание

викторина "Статистика знает всё"


Автор: Стародубцева Наталья Александровна
Должность: преподаватель, председатель пцк экономических дисциплин
Учебное заведение: ФГБОУ "Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема"
Населённый пункт: г. Биробиджан, ЕАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: викторина "Статистика знает всё"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ПРОГРАММ СПО
Методическая разработка
викторины «Статистика знает всё» Составила: Стародубцева Н.А. Биробиджан 2016 1

Тема: Статистика знает всё

Цели:
1. Обучающая: – обобщение знаний по статистике, о её роли в экономике; 2. Развивающая: – формирование навыков рационального использования источников ин- формации, структурирования, систематизации и обобщения материала; – развитие экономического мышления, памяти, воспитание предприим- чивости 3. Воспитательная: – формирование экономической культуры будущих специалистов; – повышение профессионального уровня; – привитие интереса к статистической информации; – воспитание профессиональной логики экономического мышления; – способствовать совершенствованию навыков сотрудничества; воспи- танию самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений, доброжелательности к другим.
Форма занятия:
викторина.
Тип занятия:
урок закрепления, обобщения и систематизации знаний.
Межпредметные связи:
экономика, обществознание, основы экономи- ческой теории, литература, математика, история.
Оборудование:
компьютер с проектором, калькуляторы, раздаточный материал.
Хронокарта занятия:
1. Организационный момент, вступительное слово преподавателя, Актуализация темы и цели урока. – 5 мин; 2. Игра – 75 мин. 3. Подведение итогов, объявление и награждение победителей . – 10 мин. 2

Участники:
в викторине принимают участие студенты, изучающие ста- тистику, которые разбиты на 3 команды. Для отбора участников для каждой группы используются жетоны трех цветов.
Структура викторины:
1) Конкурс «Разминка» 2) Конкурс «Угадай афоризм» 3) Конкурс эрудитов «Что бы это значило?» 4) Конкурс «Экономика и статистика в ЕАО» 5) Конкурс капитанов «Я умею…» 6) Конкурс «ложь, наглая ложь и статистика: самые интересные факты обо всём на свете».
Список используемой литературы:
1 ) Колычева В.А. [Электронный ресурс]. – Режим до сту- па:econ.spbufaculty/organizational_structure/departments/bua/stat.pdf 2) Общая теория статистики: Учебник / И.И. Елисеева.– М.: Финансы и статистика, 2009. – 480 с. 3) Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим досту- па: gks 4 ) Официальный сайт АИФ [Электронный ресурс]. – Режим досту- па:aifmoney/mymoney/rezhim_ekonomii_kak_tratit_menshe_bez_ ushcherba_dlya_sebya 5) Статистика. Учебник / В.С. Мхитарян. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.
ХОД УРОКА

1 Организационный момент
Вступительное слово преподавателя. Актуализация темы и цели урока.
Преподаватель:
согласно авторам замечательного романа «Двенадцать стульев» И. Ильфу и Е. Петрову «статистика знает все». Действительно ли это так? В середине прошлого столетия известный английский статистик У. Дж. Рейхман утверждал: «Мы живем в век статистики. Едва ли не в каждом своем аспекте явления природы, а также человеческая и прочая деятельность поддаются сейчас измерению при помощи статистических показателей». В начале XXI века статистики точно знают, что мужчины в среднем в 23 раза более криминогенны, чем женщины, что в существовании бога можно быть уверенным на 62 %, а семейное счастье наступает ровно через 2 года 11 меся- цев и 8 дней после свадьбы. Сегодня, кажется, от статистического измерения 3
уже не скрыться ни одному явлению, поэтому именно статистики становятся самыми информированными специалистами. «Часто говорят, что цифры управляют миром, – писал великий И.В. Гете, – по крайней мере, нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется». Именно на знании точных цифр построил свою карьеру один из величайших управленцев в истории, английский премьер-министр Б. Диз- раэли. Как известно, жизнь состоит из закономерностей. Измерять объектив- ные закономерности, то есть свойственные большинству явлений, – задача статистики. Поэтому именно статистическая информация оказывается в этой связи «лучшей» – объективной и истинной, а значит, действенной. А насколько хорошо мы знаем эту науку и умеем применять ее теорети- ческие основы в практической деятельности? Ответ на этот вопрос мы полу- чим, проведя сегодня викторину по теме «Статистика знает все». Для проведения викторины необходимо нашу группу разделить на три команды. Теперь в каждой команде выбираем капитана. Викторина будет про- ходить в шесть туров, все туры распределены по выбранным в команде ро- лям. По результатам каждого тура подводятся итоги, которые заносятся в тур- нирную таблицу. Победителем признается та команда, которая в сумме наби- рает максимальное количество баллов. Работу команд будет оценивать компе- тентное жюри из числа преподавателей экономических дисциплин.
2 Основная часть викторины

1) Конкурс «Разминка»
Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет со- мнения в том, что цифры показывают, как он управляется. (И. Гете) Командам предлагается вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются цифры. Например: Семеро одного не ждут. Семеро с ложкой – один с плошкой. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь и т.д. Слово предоставляется последовательно каждой команде. За каждую пословицу дается один балл. Максимальное количество баллов зависит от ко- личества названных пословиц и поговорок.
2) Конкурс «Угадай афоризм»
Из набора слов команды должны составить изречение: «Статистика не лжёт. Лгут только статистики» (Вишневский Януш, польский писатель). «В жизни, как правило, преуспевает больше тот, кто располагает луч- 4
шей информацией» (Б.Дизраэли) Оценка – два балла за правильно составленное изречение.
3) Конкурс эрудитов «Что бы это значило?»
Командам по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ они зарабатывают по одному баллу. Вопросы:
1) С какой даты начинается история российской государственной

статистики?
Ответ:25 июня 1811 года императорским манифестом Александра Пер- вого было учреждено Министерство полиции, имевшее значительные полно- мочия по управлению экономикой страны. В составе Департамента исполни- тельной полиции Министерства было образовано самостоятельное структур- ное подразделение – статистическое отделение, которое возглавил профессор Карл Федорович Герман.
2) Что означает термин «статистика» и от какого слова термин

произошел?
Ответ: Термин «статистика» произошёл от латинского слова «статус» (status), что означает «определенное состояние, положение вещей».
3) Первоначальное значение слова статистика.
Ответ: государствоведение.
4) Кто ввел в обиход слово «статистика» и в каком году?
Ответ: В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1749 году, предложив заменить название курса «Государствоведе- ние», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику».
5) Кто был основателем школы статистики?
Ответ: Основателем школы государствоведения был немецкий ученый Г.Конринг.
6) Кто является создателем экономической статистики?
Ответ: В. Петти.
7) Сколько направлений и какие имеет статистика?
Ответ: 3 направления: немецкая описательная школа, английская школа политических арифметиков, cmamucmикo-математическое направление.
8) Когда отмечают Всемирный день статистики?
Ответ: с 20 октября 2010 г.
9) В каком году создан Росстат?
Ответ: 09.03.2004 г
10) Кто руководитель Росстата?
5
Ответ: Руководитель Федеральной службы государственной статистики Суринов Александр Евгеньевич.
11) Как называется территориальный орган статистики в Бироби-

джане?
Ответ: Еврстат
12) Какими методами проводят статистические исследования?
Ответ: метод статистического наблюдения, группировок и обобщающих показателей (анализа).
4) Конкурс «Экономика и статистика в ЕАО»
Командам необходимо решить две задачи. За каждый правильный ответ дается два балла.
Задача 1
Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания, в рас- чете на месяц в среднем по Еврейской автономной области в конце декабря 2015 года составила 4446,53 рубля и по сравнению с декабрем 2014 года уве- личилась на 7,1 %. Стоимость набора по Российской Федерации составила 3589,92 рубля, по Приморскому краю – 5103,71, Хабаровскому краю – 5299,11, Амурской области – 4381,05 рубля. Определите на сколько процентов стоимость набора продуктов питания в ЕАО больше или меньше по сравнению с другими регионами и по РФ в це- лом.
Ответ:
По сравнению с РФ: 4446,53 / 3589,92 = 1,239 = 123,9 % По сравнению с Приморским краем: 4446,53 / 5103,71 = 0,871 = 87,1 % По сравнению с Хабаровским краем: 4446,53 / 5299,11 = 0,839 = 83,9 % По сравнению с Амурской областью: 4446,53 / 4381,05 = 1,015 = 101,5 % Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в рас- чете на месяц в среднем по Еврейской автономной области превышает в 1,239 раза в целом по России и в 1,015 раза по сравнению с Амурской областью. Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в рас- чете на месяц в среднем по ЕАО ниже на 0,129 раза по сравнению с Примор- ским краем и на 0,161 раза по сравнению с Хабаровским краем.
Задача 2
Валовой региональный продукт в ЕАО 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Валовой региональ- 6
ный продукт (в основных ценах) миллионов рублей 23726,1 23977,0 25320,0 31555,9 39467,0 42743,6 37885,4 в расчете на душу населе- ния, рублей 132505,0 134377,5 142388,0 178380,6 225065,5 246301,3 220875,0 Рассчитайте, на сколько процентов увеличился ВРП в 2013 и 2012 гг. по сравнению с 2007 г.
Ответ:
ВРП в 2012 г. = 42743,6 / 23726,1 = 180,2 % – увеличился на 80,2 % ВРП в 2013 г. = 37885,4 / 23726,1 = 159,7 % – увеличился на 59,7 % В расчете на душу населения: ВРП в 2012 г. = 246301,3 / 132505,0= 185,9 % – увеличился на 85,9 % ВРП в 2013 г. = 220875,0 / 132505,0= 166,7 % – увеличился на 66,7 %
5) Конкурс капитанов «Я умею…»
Преподаватель: Кто в школе смог быть капитаном, Тому открыты все пути: Владеть он будет океаном, Воздушным, водным и земным!
Я умею…
Сила статистики состоит в том, что в цифрах она дает яркую картину развития общества, вскрывая при этом его успехи и недостатки. Ста- тистические цифры говорят значительно больше и убедительнее, чем слова. Цель конкурса «Я умею…» – проверить умение студентов объяснять экономическую сущность и давать характеристику статистического показате- ля. В этом конкурсе участвуют по три представителя от каждой команды, ко- торым предлагается: из данных СМИ, в котором имеются статистические по- казатели (образцы прилагаются в приложении 1) составить рассказ, объяс- нить экономическую сущность и дать характеристику статистического пока- зателя своего сообщения. Оценка за конкурс 5 баллов.
6) Конкурс
«Л
ожь, наглая ложь и статистика: самые интересные факты

обо всём на свете»
Командам необходимо представить интересные статистические факты, которые они подобрали из средств массовой информации. 7
За каждый факт – один балл.
Заключительная часть:
Таким образом, можно сказать, что статистика знает все. Перефразиро- вав афоризм, скажем – с помощью статистики можно узнать все – присоеди- няйтесь! Далее, судейская коллегия подводит итоги, подсчитывает баллы и объ- являет победителей. Результаты конкурсов оформляются в таблицу. Этапы викторины баллы 1 команда 2 команда 3 команда 1) Конкурс «Размин- ка» 1 балл за по- словицу 2) Конкурс «Угадай афоризм» 1 балл 3) Конкурс эрудитов «Что бы это значи- ло?» 1 балл за правильный ответ 4) Конкурс «Эконо- мика и статистика в ЕАО» 2 балла за за- дачу 5) Конкурс капитанов «Я умею…» макс. 5 бал- лов 6) Конкурс «Ложь, наглая ложь и стати- стика: самые и н- тересные факты обо всём на свете». 1 балл за каждый факт Итого Приложение 1
Схема 1
8

Схема 2

Схема 3
9
10


В раздел образования