Автор: Андреева Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №133 Населённый пункт: Иркутск Наименование материала: Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: "Осеннее путешествие" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию элементарных математических
представлений в старшей группе.
Тема: «Осеннее путешествие».
Ц е л и : развивать
навыки
количественного
и
порядкового
счета,
закреплять знания геометрических фигур; закреплять знание цифр; развивать
мелкую моторику руки; формировать навыки сравнения предметов по длине;
развивать
мышление
(операции
анализа
и
синтеза)
при
действиях
с
геометрическими фигурами; логическое мышление детей, умение проводить
анализ и делать выводы.
Материалы для занятия:
Демонстрационный материал: мяч, мешочек, игрушка – заяц, 2 шарфика
разной длины, листья с разных деревьев с цифрами, тазик с водой, полотенце,
магнитные цифры, 2 обруча,
Раздаточный
материал: счетный
материал:
вырезанные
из
картона
фигуры
в
виде
листьев
разных
деревьев
разных
цветов; планшеты,
геометрические
фигуры,
листья
среднего
размера,
тарелочки
с
водой,
полотенце,
пластиковые
цифры,
листья
красного
и
желтого
цвета,
фланелеграф, синие нитки разной длинны.
Ход заняти
1.Д. игра «Кто больше назовет?»
Педагог приглашает детей и родителей встать в круг.
-Уважаемые
родители
и
дети,
сегодня
мы
с
вами
отправимся
в
математическое путешествие. Вначале нашего путешествия предлагаю вам
поиграть в игру «Кто больше назовет?». Кому я кину мяч, те родители со
своим ребенком отвечают на вопрос: Где у вас дома живет математика.
Мы видим, что математика очень нужная и важная наука. А как вы
думаете математика интересная наука. Кто со мной согласен, что математика
– это интересно, поднимите руки.
Педагог предлагает родителям занять свои места. Дети садятся на ковер.
2. Тактильная игра «Что в мешке?»
Педагог вносит мешочек, в котором спрятана игрушка зайца.
- Ребята, как вы думаете, что или кто находится в мешочке? (предложить
детям потрогать мешочек).
- Это один предмет или несколько предметов?
Посмотрите к нам в гости пришел заяц. Поздоровайтесь с ним. У него на
голове шапка. Почему? (Потому что на улице холодно. Наступила осень).
Зайчик просит вас помочь ему завязать длинный шарф, но не знает какой
шарф выбрать. Как узнать какой шарф длиннее? (дети сравнивают разными
способами). Зайчик очень любит у себя в лесу заниматься математикой. Но
есть
такие
задания,
с
которыми
он
справиться
не
может.
Давайте
ему
поможем? Согласны? Отправляемся в путешествие в осенний лес к домику
зайчика.
3 Игра «Составь карту»
А чтобы мы не заблудились в лесу, зайчик предлагает нам помочь ему
составить карту для нас.
Дети
берут
планшеты
и
геометрические
фигуры,
самостоятельно
подбирают фигуры по цвету и форме.
В центре леса находится круглое озеро. В правом верхнем углу растут три
ели. В левом нижнем углу овальная березовая роща. В правом нижнем углу
домик зайца. В левом верхнем углу лежит поваленное дерево.
Дети проверяют свою карту по образцу.
3. Игра со словами.
Мы теперь знаем где живет зайчик, отправляемся в путешествие.
Осень. Холод на дворе.
Но не страшно детворе,
Мы наденем куртку, шапку (имитируют одевание)
А потом завяжем шарф.
Оденем на ножки теплые сапожки,
Побежим по дорожке, (бег по коврику)
По лужам можно поскакать (Прыжки из обруча
Топ-топ- топ. В обруч)
Мы пришли в лес, посмотрите сколько разных листиков у нас под
ногами.
Зайчик
предлагает
нам
найти
самый
большой
листик
(самый
маленький). Как проверить, что этот лист самый большой?
Молодцы, помогли зайчику. Детям предлагают собрать расположенные
на
ковре,
разноцветные
листья
с
различных
деревьев
по
тексту
стихотворения.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем листья собирать
Листья березы,
Листья рябины,
листики тополя,
листья осины,
листики дуба мы соберем
маме осенний букет отнесем.
Посчитайте,
сколько
листиков
вы
насобирали
для
мамы.
Подарите
свой
осенний
букет
мамам
и
вместе
с
ней
составьте
из
листиков
цифру
обозначающую количество листиков в осеннем букете, затем возвращайтесь к
домику зайчика.
4. Работа на доске «Расставь по порядку». Игра с водой «цифру поймай
и название ей дай»
На доске около дерева приклеены осенние листья с цифрами.
-
Ребята,
посмотрите,
какой
красивый
листопад
в
лесу.
Листья
необычные с цифрами: Осень в гости к нам пришла ,
осень цифры принесла.
Вы слышите, кто-то сорится? Это листья спорят, кто первый до земли
долетел. Помогите зайчику помирить листики.
- Как вы думаете, какой листик первый долетел до земли?
Дети на доске расставляют листья с цифрами от 1 до 6. За столами дети
раскладывают листики по образцу.
- Какой сильный ветер подул, закрывайте глаза ладошками, прячьтесь от
ветра.
-Пока мы прятались от ветра, что-то изменилось в лесу (исчезли с
листьев цифры).
- Посмотрите цифры упали в лужу, достаньте их и верните на листики.
Дети, достают цифру из воды ставят на место и объясняют, почему именно
эту цифру они выбрали.
4. Игра с осенними листьями упавшими в лужу.
На полу два обруча желтый и красный. У детей листики желтого или
красного цвета.
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (руки вправо –влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся и убегают к своему обручу)
Зайчик просит посчитать сколько листиков красного цвета? Сколько
желтого? Каких листиков больше? На сколько? Как сделать поровну?
Начался дождик, бегите на свои места.
5. Игра на развитие мелкой моторики рук.
Воспитатель предлагает родителям и детям выполнить следующее
задание зайчика, на фланелеграфе из синих ниток сделать осенние лужи
разной формы.
Уважаемые родители и дети наше путешествие заканчивается, нам пора
попрощаться с зайкой. Но вначале скажите ему, какое задание было самым
интересным
(самым
трудным)
для
вас.
Скажем
зайчику
спасибо
за
интересное путешествие и до новых встреч в лесу.
Дети под музыку «возвращаются» в группу.