Автор: Рассказов Сергей Леонидович Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №16" Кировского района, городского округа город Уфа, РБ Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: Разработка урока по литературе Тема: М.Ю. Лермонтов. "Бородино". Патриотический смысл стихотворения Раздел: среднее образование
Класс : шестой
Тема урока : М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический смысл
стихотворения.
Цель
урока :
познакомить
учащихся
с
сюжетным
лирическим
произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей
на прочитанное.
Задачи урока :
-
развивать
способность
анализировать
читаемые
произведения
литературы;
- умение чётко формулировать ответы на вопросы, их аргументировать;
-
воспитывать
чувство
любви
и
уважения
к
подвигам
предков,
к
прошлому своей страны.
Оборудование : репродукции картин П. Заболотского «Старый солдат»,
С.
Герасимова
«М.
И.
Кутузов
под
Бородином»,
А.
Тубо
«Бородинская
битва», Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», А. Кившенко «Военный
совет в Филях».
Ход урока
I.
Вступительная беседа.
Цель её – приблизить личный опыт учащихся, уровень их понимания к
восприятию содержания изучаемого произведения.
- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости
всего народа?
Учитель : темой двух уроков будет разговор об одном из таких событий –
Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в
стихотворении М. Ю. Лермонтова.
Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1837
году к 25-летию со дня Бородинского сражения. М. Ю. Лермонтов не мог
пройти мимо темы Отечественной войны 1812 года. Она волновала, занимала
поэта. И как истинный русский патриот он этим стихотворением благодарит
погибших солдат, отдавших свои жизни, но отстоявших страну, свободу,
независимость, духовные ценности, нашу культуру, язык.
Дадим определение слову патриот.
Патриот (греч. Patriots – земляк, соотечественник) – тот, кто любит
родину, предан отечеству. До конца XVIII века был распространён синоним-
словосочетание «сын отечества».
II.
Историческая справка
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию.
Два месяца продолжалось отступление русских войск.
26
августа
1812
года
под
Бородино,
деревне
в
124
км
к
западу
от
Москвы,
произошло
генеральное
сражение
Отечественной
войны.
Перед
сражением
французским
войскам
зачитали
приказ
Наполеона,
который
пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные
квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.
В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили в церкви
торжественный
молебен
и
понесли
вдоль
линии
войск
считавшуюся
чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали,
что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Потери
русских
составили
45 600
человек,
французы
потеряли,
по
русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось
не
более
5
тыс.
человек,
у
французов
–
вся
гвардия
(19
тыс.
человек).
Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все
«за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к
Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской
армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые
остались непобеждёнными. Не сбылось его пророчество: «Через три года я
буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…»
Мы
же
вслед
за
генералом
А.
П.
Ермоловым
можем
с
гордостью
повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».
III.
Словарная работа
Большинство
военных
терминов
первой
четверти
XIX
века (редут,
лафет,
бивак,
кивер,
улан,
картечь,
драгуны)
объяснены
в
учебных
хрестоматиях.
Некоторые
из
них
необходимо
соотнести
со
зрительными
впечатлениями
с
помощью
подготовленных
к
уроку
репродукций
(показ
слайдов).
IV.
Выразительное чтение стихотворения учителем
Проверяя первичное восприятие, зададим вопрос:
- Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?
V.
Особенности
организации
текста
стихотворения
М.
Ю.
Лермонтова «Бородино»
1) В чём особенность построения стихотворения? (диалог и монолог)
2) Кто участвует в разговоре? (старый солдат и его племянник, молодой
солдат; обращение «дядя» традиционно в русской простонародной среде – к
человеку незнакомому или мало знакомому старше себя)
3) Почему Лермонтов доверил рассказ о «дне Бородина» именно старому
солдату? (рассказ доверен рядовому солдату, находившемуся когда-то в гуще
событий; он ведёт своё повествование неспешно)
Лермонтов впервые в русской поэзии рассказал о великом историческом
событии устами простого солдата.
VI.
Анализ текста
1) Кто в глазах рассказчика являются главными героями стихотворения
«Бородино»? (солдаты-богатыри, народ)
Учитель :
до
Лермонтова
поэты
восхваляли
как
главных
героев
Бородинской битвы царя и полководцев. Так, например, поэт Быков писал в
стихотворении, тоже называющемся «Бородино»:
Я зрел поля Бородина –
Сей памятник российской славы!
Благоговейте, времена,
Цари, народы и державы.
На сих полях кровавый бой
Решил судьбу полувселенной,
На них пал галлов грозный строй
Перед тобой, благословенный!
2)
Каким
вы
представляете
себе
старого
воина?
Что,
по-вашему,
доминирует в его облике? Опишите старого солдата
Ответ. Мундиры для гвардейцев шили из лучшего сукна, отличались они
изяществом
и
тонкостью
отделки.
Как
бы
ни
менялись
детали
одежды
русского воина Преображенского полка в зависимости от времени, условий
войны, моды, но в основе всегда была традиция Петра I – тёмно-зелёный
мундир
с
красной
отделкой.
С
января
1812
года
для
всей
армии
ввели
воротники на крючках, кивер стал ниже прежнего, с большим «развалом»
(расширенным кверху). Штаб-офицеры носили эполеты с тонкой бахромой.
Рядовые
были
вооружены
кремневыми
ружьями
калибра
17,7
мм,
с
трёхгранными
штыками,
дальностью
боя
в
300
шагов
и
тесаками-
полусаблями. Штаб-офицерам полагались пистолеты и шпаги.
3) Как оценивает солдат-рассказчик людей своего поколения?
Что, с его точки зрения, их отличало от потомков?
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Учитель : Старый солдат медленно, как погружённый в воспоминания
пожилой человек (срок солдатской службы был тогда 25 лет), начинает свой
рассказ с высокой оценки людей своего времени. Главной чертой русских
людей начала XIX столетия, особенно солдат и офицеров, рассказчик считает
патриотизм,
хотя
само
слово
это
нигде
не
звучит.
Перед
нами
простой
человек «из народа», скорее всего, не грамотный, поэтому и слов таких он не
знал. Однако он и его товарищи, не зная высоких слов, любили Родину и
отдавали за неё жизнь.
4)
Найдите
в
тексте
стихотворения
строки,
в
которых
описывается
настроение русской армии во время отступления и накануне боя.
5)
Как
вели
себя
русские
воины
в
ночь
перед
боем?
Что
делали
французы? (ликование у французов и серьёзное, сосредоточенное настроение
у русских)
6) Художественный анализ сцены Бородинского сражения (строфы 10 –
12)
7) Какие слова помогают передать движение?
8)
Почему
солдат-рассказчик
так
тепло
вспоминает
своего
боевого
командира? Что объединило простого солдата, скорее всего, крепостного
крестьянина, и боевого полковника, родовитого дворянина?
Полковник наш рождён был хватом.
Слуга царю, отец солдатам
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
Учитель :
М.
Ю.
Лермонтов
подчёркивает
русское
единодушие
и
стойкость в момент народного бедствия и во время сражения с помощью
местоимений.
«Мы долго молча отступали»;
«У наших ушки на макушке…»;
«И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой»;
«Наш рукопашный бой».
VII.
Итог урока
Чему учит молодого солдата и нас рассказ старого воина?
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов стихотворение
М. Ю. Лермонтова стало снова популярным: оно часто печаталось в газетах,
поднимало боевой дух бойцов на фронте, переписывалось, училось наизусть,
так как отражало чувства всего народа в этой войне – чувство безграничной
любви к родине, желание победить врага и не стать его рабом.
Стихотворение «Бородино» - подлинно народное произведение, а его
создатель – подлинно народный поэт.
VIII.
Домашнее задание : выучить наизусть отрывок стихотворения
(по выбору).
IX. Выставление оценок за работу на уроке.