Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности
Автор: Костенко Яна Игоревна Должность: учитель православной культуры и английского языка Учебное заведение: МБОУ СОШ №45 г.Белгород Населённый пункт: Белгородская область Наименование материала: статья Тема: Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности Раздел: среднее образование
Системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной
деятельности
1.
В связи с требованиями, предъявляемыми Федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего
образования (ФГОС НОО), меняется технология проектирования
образовательного процесса и прежде всего конкретных форм его
реализации – урока и внеурочного занятия. Варианты их
проектирования предложены в различных учебно-методических
комплектах (УМК) и образовательных системах.
Учитель вправе выбирать подход, который считает наиболее адекватным
требованиям ФГОС НОО. Я предлагаю своё видение реализации системно-
деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях. Его важнейшая
особенность – взаимосвязь всех структурных компонентов урока или
внеурочного занятия: их целей и задач, этапов проведения, методов и форм
организации взаимодействия учителя и учащихся.
2.
Системообразующим компонентом является цель урока (занятия). При
этом надо иметь в виду не только тактические, но и стратегические
цели, которые ставятся в начале изучения курса, больших разделов и
тем, создавать условия для понимания иерархичности целей, их
взаимосвязи.
Ведущей категорией при организации образовательного процесса становится
учебная ситуация (игровая, трудовая, исследовательская – в зависимости от
доминирующего вида деятельности), формирующая предметные знания и
умения, а также универсальные учебные действия (УУД), личный опыт
обучающегося, который и становится условием принятия духовно-
нравственных ценностей, культурных традиций и социальных норм. Учебная
ситуация позволяет связать ведущие категории системного и деятельностного
подходов, так как именно в ходе решения учебных (игровых, трудовых,
исследовательских и др.) ситуаций ребёнок имеет возможность осознать и
чётко сформулировать цель, продумать и осуществить её на практике,
оценить результат своей деятельности.
3.
Меняется функция учителя: он перестаёт выступать в качестве
источника информации, которую детям необходимо запоминать и
воспроизводить при выполнении типовых заданий, но становится
организатором деятельности учащихся, консультантом, помощником,
который создаёт условия для формирования у них осознанных знаний и
умений, УУД.
4.
Моделируя учебное (внеурочное) занятие, учитель должен
спланировать деятельность обучающихся и свои действия,
направленные на организацию и помощь обучающимся в процессе
решения ими задач урока.
Принципиально важна, на мой взгляд, формулировка задач только к ведущей
цели урока, что обеспечивает его технологичность, способствует адекватному
подбору содержания, методов и форм организации учебной деятельности.
Цели и задачи формулируются конкретно, так чтобы они были однозначно
понимаемы.
5.
Задачи урока формулируются по отношению к его ведущей цели как
конкретные действия учащихся, которые необходимы для её
достижения. Таким образом, последняя задача выводит нас на
результат, зафиксированный в цели учебного занятия. Другие задачи,
связанные с социализацией ребёнка, с вопросами его
здоровьесбережения, эмоционального развития, продумываются, но не
фиксируются в проекте, поскольку они решаются в течение всего урока
и логическую последовательность их достижения трудно описать.
Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели,
содержания учебного материала, логики действий учащихся. Важно
формулировать задачи через деятельность, которую должны
осуществить учащиеся. Каждый этап урока соответствует
определённой задаче или нескольким задачам.
6.
Структура организации учебных и внеурочных занятий, основанная на
реализации принципов системно-деятельностного подхода, создаёт
условия для решения задач воспитания через формирование у
обучающегося личного опыта, а также постоянную рефлексию своей
деятельности, самооценку достижений, постановку задач на
перспективу.
7.
Данный подход, на мой взгляд, является универсальным, даёт чёткий
ориентир для проектирования уроков и внеурочных занятий в логике
требований ФГОС и в то же время не исключает творчество учителя.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность
образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия
образования новой школы, которая дает возможность учителю творить,
искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела,
работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные
учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования
и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим
собой. Как говорил С.И. Гессен, все «образование в школе должно быть
организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования
личности к свободному самоопределению».