Автор: Румянцева Жанна Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад №10 Населённый пункт: г. Галич, Костромской области Наименование материала: Конспект Тема: "Развитие навыков устного счёта" Раздел: дошкольное образование
«Развитие навыков устного счёта»
(Секция МО по преемственности работы муниципальной начальной
общеобразовательной школы №7 с детскими дошкольными учреждениями)
Программные задачи:
Познакомить
с
образованием
числа
4,
составом
числа
4,
цифрой
4.
Сформировать
умение
соотносить
цифру
4
с
количеством
предметов.
Закреплять
умение
порядковому
счёту
в
пределах
10.
Закрепить
умение
разбивать
группу
фигур
на
части
по
различным
признакам.
Развивать
пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева. Знание
предлогов: под, на, к, от, за.
Воспитывать усидчивость, любознательность, умение слушать, выполнять
задания, не мешая друг другу.
Предварительная работа:
Рассматривание
книжек,
иллюстраций.
Счёт
предметов
в
пределах
10.
Дидактические игры: «Считай дальше», «Геометрическое лото», «Вспомни и
назови», «Динамические картинки». Творческие работы по изготовлению
домиков для чисел. Индивидуальная работа по штриховке.
Материалы, инструменты, оборудование:
Демонстрационный – изображения 4 грибов и 4 ежат, картинки – берёзка,
ёлка,
кустик,
грибок,
заяц,
сорока,
лиса,
ёж,
домик
(для
динамических
картинок), геометрические фигуры.
Раздаточный
–
геометрические
фигуры,
счётные
палочки,
тетради
по
математике.
Методы и приёмы:
Словесные:
художественное
слово
(рассказ
воспитателя,
загадка,
математические стихи, физкультминутки).
Наглядные:
изображения
грибов
и
ежат,
динамические
картинки,
геометрические фигуры.
Практические: счёт предметов, выкладывание предметов, штриховка фигур.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами больше всего любим делать в детском
саду?
Дети: Играть.
Воспитатель: Вот я вам сейчас и предлагаю поиграть в школу. Звонок звенит
и приглашает нас на урок. Встали ровно, красиво и тихонько сели.
Ребята, отгадайте загадку, которую я вам сейчас загадаю.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Воспитатель: Какое это время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Назовите осение месяцы.
Какой месяц первый?
Какой месяц третий?
Какой месяц второй?
Какое время года было предыдущим?
Какое наступит вслед за осенью?
Воспитатель: Чем занимаются люди осенью в своих садах и огородах?
Дети: Убирают фрукты, овощи.
Воспитатель: Какие овощи растут под землёй; на земле; над землёй?
Осень нам принесла картинки с овощами. Девочки разложат овощи от самого
большого до самого маленького, а мальчики – от самого маленького до
самого большого.
Воспитатель: А что делают насекомые осенью?
Дети: Прячутся в щели, засыпают.
Воспитатель: Вот и гусеницы плодожорки поползли, да только потеряли
некоторые числа. Давайте им поможем найти числа в числовом ряду.
Алина поможет первой гусенице. Ваня поможет второй гусенице.
Давайте проверим (счёт от 1 до 10).
Какое число стоит перед числом 3, за числом 3.
Назовите соседей числа 8.
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Образование числа 4.
а) Воспитатель рассказывает детям историю про ежей:
- Жили-были ежи: папа, мама, дочка и сыночек. Пошли они как-то в лес по
грибы.
Папа-ёж
нашёл
большой
белый
гриб.
Мама-ежиха
принесла
подберёзовик. Дочка-малышка нашла лисичку. А сыночек-озорник весь лес
обегал – ничего не нашёл.
(По
ходу
рассказа
воспитатель
выкладывает
на
доске
картинки
с
изображением ежей и грибов).
- Сколько ежей? (4) Сколько грибов? (3)
- Сравните, что больше: количество ежей или количество грибов?
- Как сделать поровну? (Надо добавить ещё один грибок).
(На доске появляется картинка)
- Как получилось число 4? (К трём прибавили ещё один).
б)
На
столах
у
детей
геометрические
фигуры,
каждый
работает
с
раздаточным материалом. (Все операции дублируются на фланелеграфе с
демонстрационным материалом).
- Положите 3 кружка, добавьте 1 квадрат. Сколько у вас всего стало фигур?
(4)
- Как получили 4? (К трём кружкам прибавили один квадрат).
- А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка? (Тоже 4).
- Как по-другому можно получить число 4? (Два квадрата и два кружка).
Воспитатель
читает
весёлые
задачи-стихи,
а
дети
по
ходу
действия
выкладывают фигуры у себя на столе и находят ответ на вопрос задачи:
Потеряла ежиха ежат,
А ежата лежат и молчат:
За кадушкой – один,
Под листом – один,
Под кустом – один,
Как детей поскорее найти?
Их должно быть чуть меньше пяти.
Знакомство с цифрой 4.
Воспитатель: Посмотрите, как обозначается число 4. На что похожа эта
цифра?
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
- Какую геометрическую фигуру можно выложить из 4 палочек? (Квадрат)
Выложите квадрат у себя на столе.
Физкультминутка
Раз, два – все вставайте,
Три,четыре – приседайте,
Пять,шесть – повернитесь,
Семь, восемь – улыбнитесь,
Девять, десять – не зевайте,
Своё место занимайте.
Игра «Динамические картинки»
На магнитной доске выставляется ёлка. К доске выходят по желанию 9
человек. Каждый получает свою картинку: берёзку, кустик, грибок, зайца,
белку, ворону, лису, ежа, домик.
Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию:
Воспитатель: Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе
мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.
Берёзка справа от ёлки. Сорока под ёлкой.
Заяц слева от ёлки. Лиса идёт к ёлке.
Куст перед ёлкой. Ёжик идёт от ёлки.
Грибок под ёлкой Домик за ёлкой.
Белка на ёлке.
Пальчиковая гимнастика
(Пальцы сжаты в кулачки, оба больших пальца оттопырены)
Две ежихи под кустиком жили,
И между собою ежихи дружили.
(Выбрасываются четыре пальца на каждой руке)
У каждой росло по четыре ребёнка,
Четыре весёлых забавных ежонка.
(Большие пальцы поджать, остальные – «пляшут» по столу)
И вместе все восемь любили играть,
Прыгать, резвиться, играть и плясать.
(Все пальцы сжимаются в кулачки)
А вечер настанет – и к мамам бегут,
Улягутся тесно и вместе заснут.
Работа в тетрадях
Воспитатель: Откройте тетради на странице с цифрой 4.
- Почему на страничке нарисовали кошку? (У неё 4 лапы)
- Раскрасьте цифру 4 очень красиво.
- Посмотрите на коврики из геометрических фигур. Как вы думаете, какой
коврик лишний? Почему? (Все четырёхугольники, а один шестиугольник).
-
Мы
их
украсим
штриховкой.
Девочки
заштриховывают
прямоугольные
коврики, а мальчики – квадратные.
Итог
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось играть в школу?
- Что вам понравилось больше?
- С каким числом познакомились?
- Как можно получить число 4?
- Молодцы! В следующий раз мы с вами сделаем домики для числа 4.