Автор: Миронова Алена Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125 "Дубок" Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика Наименование материала: Статья Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Раздел: дошкольное образование
2016
«Познание,
постижение
человеком
своей
Родины,
становление
в
нашей
душе
патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества, ранней
юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие,
самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений,
мыслей,
стремлений,
которое
называется
патриотическим
воспитанием»,
-
писал
В.А.Сухомлинский.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.
В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый
комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,
улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в
труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и
формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким
людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? В словаре Даля
дано определение патриота как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб,
отечественник или отчизник».
Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме
судят не по словам, а по делам каждого человека. Настоящим патриотом можно считать
человека:
2
- постоянно укрепляющего своё здоровье, так как только здоровый человек может
принести пользу стране, встать на её защиту;
- хорошо воспитанного, образованного, уважающего своих предков;
- бережно, относящегося к окружающей природе;
-
работающего
во
благо
своего
Отечества,
участвующего
в
общественных
мероприятиях патриотической направленности.
Патриотическое
воспитание
процесс
взаимодействия
воспитателей
и
детей,
направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и
устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является
воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового
служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Патриотическое
воспитание
детей
является
одной
из
основных
задач
дошкольного
образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно много
методической
литературы
по
данному
вопросу
и
это
закономерно,
поскольку
чувство
патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ,
и
ощущение
своей
неразрывности
с
окружающим
миром,
и
желание
сохранять
и
приумножить богатство своей страны.
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его
лежит формирование патриотизма как личностного качества.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине,
активная
сопричастность
к
ее
истории,
культуре,
природе,
к
современной
жизни,
ее
достижениям и проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание
имеют
свои
особенности.
Патриотизм
применительно
к
ребенку
дошкольного
возраста
определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей,
представителей живой природы, наличие у ребенка таких качеств, как сострадание, сочувствие,
чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит
все
его
последующее
развитие.
В
этот
период
начинают
развиваться
те
чувства,
черты
характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого
влияния
в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх,
игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди
которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей
в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в
ребенке
общечеловеческих
нравственных
качеств
личности,
приобщение
к
истокам
национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-
действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста формирование у
них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и
развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Содержание
патриотического
воспитания
детей
старшего
дошкольного
возраста
раскрывается следующим образом:
3
-
приобщение
детей
к
культурному
наследию,
праздникам,
традициям,
народно-
прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным
играм.
-
знакомство
с
семьёй,
историей,
членами
семьи,
родственниками,
предками,
родословной, семейными традициями; с детским садом, играми, игрушками, традициями;
- с городом, его историей, традициями, достопримечательностями;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок
проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с
приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
Цели и задачи патриотического воспитания:
- повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы в данном
направлении.
- ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к
истории своей семьи.
- воспитывать любовь и уважение к своему городу, Родине, гордость за принадлежность
к гражданам России.
- прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской
Федерации герба, Гимна, Флага.
- воспитывать личность гражданина-патриота.
Главной
целью
данной
работы
является
создание
оптимальных
условий
для
всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника.
Дошкольные
образовательные
учреждения,
являясь
начальным
звеном
системы
образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире,
отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери,
бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна своего дома и детский
сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.
Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не
осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание
истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания
любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна
Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Формирование любви к Родине нужно прививать с учетом возраста:
- в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость
к эстетической стороне окружающего мира
- в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через
формирование предпосылок морального развития ребёнка
-
в
старшем
дошкольном
возрасте
через
познавательное
отношение
к
миру,
через
развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к
другим культурам, к своей Отчизне, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную
отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного
4
целенаправленного
воспитания,
начиная
с
самого
раннего
возраста.
Работа
эта
требует
творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна
личная
заинтересованность
педагога,
постоянное
пополнение
своих
знаний,
и
не
будучи
патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно
пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью
души ребёнка, началом продолжающим личность.
В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности,
с музыкальным. Проведение музыкальных тематических занятий со слушанием песен военных
лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных
эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме
можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.
Важное
место
среди
них
занимают
произведения
устного
народного
творчества.
Фольклор
–
одна
из
самых
ярких
форм
выражения
народом
глубокого
чувства
любви
и
привязанности к родной земле, языку, культуре.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,
поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности
черт
русского
характера,
присущие
ему
нравственные
ценности,
представление
о
добре,
красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Понятным и ценным в воспитании детей
всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Главное,
отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию
детей дошкольного возраста.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый ребенок проникся
славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.
Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём
простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город
или село является частью страны, Родины.
Духовный,
творческий
патриотизм
надо
прививать
с
раннего
детства.
Но
подобно
любому
другому
чувству,
патриотизм
обретается
самостоятельно
и
переживается
индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.
Работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем
направлениям:
- работа с детьми.
- работа с родителями.
- методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
- знакомство с родным селом, его историей.
- знакомство с родным краем и Россией.
- знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
- знакомство с былинными героями и их подвигами.
- знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
В
процессе
реализации
работы
с
детьми
используются:
игры
–
занятия,
игры
–
развлечения,
праздники,
художественные
постановки,
экскурсии,
чтение
художественной
5
литературы.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй.
Воспитатели
организуют
предметно-развивающую
среду:
подготавливают
подборку
художественной литературы, разрабатывают конспекты занятий и сценарии развлечений.
В заключении, мне хотелось бы сказать, что чувство любви к Родине сродни чувству
любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство
защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое,
и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со
временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской
душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,
созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Список использованных источников:
1.
Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в
детском саду. М. - Просвещение, 1989г.
2.
. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 2015; N4, 2015.
3.
Ипполитова
Н.В.
Патриотическое
воспитание
учащихся:
учеб.
пособие.
-
Шадринск: ШГПИ, 2016.
4.
. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка –
Пресс, М., 2016.
5.
«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. –
«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
6.
П е т р о в а В. И., С т у л ь н и к Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.:
Мозаика-Синтез, 2006.
7.
Программа
воспитания
ребенка-дошкольника.
/под
рук.
О.В.
Драгуновой.
–
Чебоксары, 1995.
8.
Интернет-ресурсы.
6