Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Автор: Кочегура Ольга Владимировна Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности "Почемучки" Учебное заведение: МБДОУ №1 ЗАТО Видяево Населённый пункт: ЗАТО Видяево, Мурманская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья в ДОУ
В современном мире проблема социального развития подрастающего
поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда
раньше
обеспокоены
тем,
чтобы
ребенок,
входящий
в
этот
мир,
стал
уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве
происходит
созревание
человека,
способного
гармонично
и
эффективно
адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди
других людей.
В настоящее время в Российской Федерации отмечается рост числа
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Проблема
социального
развития детей с ОВЗ является одной из центральных проблем специальной
педагогики и психологии.
Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным,
так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и
участия
другого
человека.
Социализация,
или
усвоение
ребёнком
общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и
общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми
знаниями
и
умениями,
у
него
формируются
собственные
убеждения,
духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Особое
внимание
следует
уделять
социализации
детей
с
ограниченными возможностями здоровья. Дети с разными возможностями, с
нарушениями
развития
и
без
них,
должны
научиться
жить
и
взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей.
Процесс адаптации и социализации таких детей во многом зависит от
того, как мы, воспитатели, сумеем понять нужды, интересы, наклонности
ребенка,
своевременно
снять
эмоциональное
напряжение,
согласовать
методику проведения режимных процессов с семьей.
На
протяжении
10
лет
в
нашем
детском
саду
работает
группа
компенсирующей
направленности
для
детей
с
задержкой
психо-речевого
развития. Возраст детей от 4 до 7 лет. Очень разным за эти годы было
комплектование группы, которое часто не зависело от нас.
Дети, поступающие в нашу группу, совершенно разные и по своим
личностным
характеристикам,
и
по
умственному,
и
по
физическому
развитию, это и дети-инвалиды с разными, порой сложными дефектами в
развитии.
Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
является одной из приоритетных в деятельности нашей группы. Она может
быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность
педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание
разных
форм
и
методов
работы
с
детьми
с
учетом
их
особенностей
и
возможностей,
тесное
взаимодействие
педагогов
группы,
специалистов,
родителей. В нашей работе нет мелочей. Важен правильный подбор методов
и приёмов адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и
подбор индивидуальных программ, трансформация среды в соответствии с
потребностями детей.
В ходе нашей педагогической деятельности одна из главных задач,
которую мы ставим перед собой это включение детей с ОВЗ в систему
социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой,
коммуникативной,
трудовой,
п озн авател ь н о- и ссл едовател ь ской ,
продуктивной,
музыкально-художественной,
чтения).
А
также
в
ходе
режимных
моментов,
в
самостоятельной
деятельности
детей
и
во
взаимодействии с семьями воспитанников группы.
Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных
форм коррекционной работы с детьми и наш опыт работы по обеспечению
социализации детей с ОВЗ показал эффективность при реализации:
-использования
проектного
метода
в
организации
непосредственно
образовательной деятельности детей. «Семейный альбом», «Цветочек для
мамы»,
«Огород
на
окошке»,
«Мы
на
севере
живем
»,
«Волшебный
карандаш»;
-вовлечения
детей
с
ОВЗ
в
массовые
мероприятия
(праздники,
развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении.
Воспитанники
с
ОВЗ
участвуют
в
совместных
мероприятиях,
в
театрализованной
деятельности,
в
проведении
совместных
спортивных
и
традиционных
праздников
в
ДОУ
при
обязательном
взаимодействии
воспитателей,
специалистов
детского
сада
и
родителей,
что
даёт
положительную динамику развития детей. Активное участие воспитанников
и
их
родителей
в
жизни
ДОУ
и
социума
дают
право
говорить
об
эффективности нашей работы. Используем праздники и развлечения: День
знаний, День осени, День именинника, Новогодняя елка, День 8 марта, День
матери, 23 февраля и другие.
-взаимодействия с родителями.
Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями.
Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети
получают
в
семье.
И
ни
для
кого
не
секрет,
что
родители
детей
с
ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий
родителей,
что,
несомненно
накладывает
отпечаток
на
формирование
личностных
качеств
детей.
Некоторые
родители
не
принимают
своего
ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим,
жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое
предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет
ребенку
становиться
самостоятельным,
сильным,
он
надолго
остается
зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе.
Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в
проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям
иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать
пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей
с ограниченными возможностями в развитии.
Детский
сад
становится
социальным
центром
помощи
семье
в
воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.
Социализация
ребенка,
как
результат
усилий
семьи
и
педагогов,
возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих
на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются
при поступлении в образовательные учреждения, о чем свидетельствуют
данные
мониторинга
педагогов-психологов
школы,
предоставляемые
на
ежегодном «круглом столе», проводимом в рамках сотрудничества. Родители
воспитанников в большинстве своем понимают проблемы своих детей и
признают
необходимость
дальнейшего
взаимодействия
с
педагогами,
специалистами.